Что такое акустическая ткань?
Акустическая ткань чаще всего используется в качестве штор. От обычного текстиля она отличается тем, что обладает дополнительными свойствами, которые делают ее более практичной в использовании. Плюс, она работает на улучшение звукоизоляции, чего традиционные шторы сделать не в состоянии.
Акустические ткани могут быть использованы не только в квартире. Библиотеки, поликлиники и больницы, государственные учреждения и любые другие помещения, где нежелателен лишний шум. Снижение фонового гула от разговоров, хлопанья дверей, ходьбы людей и других рабочих процессов сделают атмосферу более приятной.
Также звукоизоляционная ткань пригодится владельцам шумных домашних животных, которые громко лают и мяукают. Чтобы не выслушивать претензии от соседей, достаточно разместить полотно из акустической ткани на стене.
Устройство динамика средних частот
Следующий рассматриваемый тип динамиков для акустической системы – мидренч (среднечастотный спикер). Его функциональная задача – четкое воспроизведение диапазона частот, соответствующих наиболее слышимой нашим ухом части спектра.
Здесь сложности, возникшая в свое время перед инженерами, заключалась в возникновении изгибной волны – деформаций диффузора, природой которого является разная скорость колебаний периферийной и центральной частей. В результате этого негативно сказывается на воспроизведении голосов и других звуков в определенном диапазоне частот.
Отсюда разработчикам необходимо решить два противоречивых требования – диффузор среднечастотника должен быть одновременно легким и жестким, чтобы исключить саму возможность изгибной волны. Это решается поиском соответствующих решений в плоскости «конструкция/материал».
В качестве последнего чаще всего используются стекловолокно, углеволокно, кевлар, целлюлоза с пропиткой различными наполнителями. Реже используется бериллиевые версии мидренча.
Что такое акустическая ткань
На первый взгляд, акустическая ткань мало чем отличается от других тканых полотен. Она такая же мягкая, ее легко скомкать в руке, свернуть в рулон или сложить в несколько слоев. Она бывает разной по внешнему виду и тактильным характеристикам – гладкой и ворсистой, тонкой и грубой, черной и разноцветной (стандартная палитра состоит из 150 оттенков), однотонной и с рисунком.
А особенность этого материала кроется в его структуре. Нити переплетаются так, что в результате образуется решетка с мелкими либо более крупными ячейками – именно через них проходят звуковые волны. Чем меньше диаметр ячейки, тем сложнее волнам проникнуть сквозь барьер, соответственно, такая материя обладает звукоизолирующими свойствами. И наоборот – чем больше диаметр, тем легче звуку пробиться наружу.
Акустическая (звукопрозрачная) ткань для музыкальных колонок
Акустическая ткань: чистые звуки и оригинальный интерьер
Современный мир переполнен звуками, и часто они смешиваются между собой. Проблема выделения нужных частот звуковой волны и сохранения ее амплитуды возникла одновременно с изобретением радио. Одновременно с усовершенствованием радиоаппаратуры шел процесс и совершенствования применяемых для нее материалов. Одним из таких материалов, появившихся чуть менее века тому назад, стала акустическая ткань, которая в те годы носила название радиоткань. Ее основным назначением была маскировка деталей радиоприемника и его звуковых устройств, но при этом она должна была еще и без искажений пропускать звуковые волны. В настоящее время выпускаются акустические ткани нескольких разновидностей, и их функции и области применения существенно расширились.
Структура и свойства акустических материалов
Первая звукопрозрачная ткань изготовлялась из хлопка, реже из шелка. Она имела специальное переплетение, которое можно увидеть на моделях старых радиоприемников. В настоящее время материалы для акустики изготовляются преимущественно из полиэстера. Способы их переплетения и цвет могут быть разными, зачастую производители патентуют их как фирменные знаки. Общими свойствами таких полотен являются:
- высокие показатели прочности;
- устойчивость к износу;
- нейтральность к воздействию большинства химических ингредиентов;
- отсутствие впитывающих способностей.
Некоторые из разновидностей акустического текстиля обладают также устойчивостью к возгоранию.
Разновидности и сферы применения
В настоящее время ткань акустическая применяется не только для декорирования звуковых колонок и других устройств. При продаже выделяют как минимум две разновидности таких материалов:
- звукопрозрачные;
- звукопоглощающие.
Первую категорию полотен можно отнести не только к звуковым, но и к декоративным. Ее основным назначением является экранирование внутренних узлов аппаратуры и защита их (особенно диффузора динамика) от механических повреждений. Такая ткань звукопрозрачная может быть либо совсем тонкой (напоминающей шифон) либо иметь структуру рыхлой рогожки. Основное требование, которое предъявляется к материалам данной группы – свободное и неискаженное пропускание звуковых сигналов. Однако, поскольку звукопередающие устройства составляют заметную деталь интерьера, такой текстиль играет еще и декоративную функцию. Его подбирают в соответствии с дизайном помещения, иногда даже разрисовывают под батик или наносят изображения фотографическим способом.
Основной функцией звукопоглощающих материалов является поглощение звуковых волн, в первую очередь тех, которые отражаются от стенок и создают нежелательную интерференцию с основным сигналом. Это плотные и толстые полотна с пористой структурой, которые располагают на стенах помещений или внутри акустических систем. Ткани этой группы широко применяются в студиях, концертных залах, аудиториях, домашних кинотеатрах, а также внутри различной акустической аппаратуры.
Push/Pull (Тяни/Толкай)
В закрытый корпус с единым внутренним объемом устанавливаются два динамика. Один из которых ставится обратной стороной (один направлен наружу, а второй направлен внутрь).
Подключение к усилителю происходит в противофазе, но в реальности работа диффузоров динамиков получается синфазной. По сути ни чего нового, кроме того, что один из динамиков перевернули. Это даже к типу акустического оформления вряд ли можно отнести.
Нечетные гармоники, согласно теории Венса Дикесона (Vance Dickason) самоустраняются. И если верить фирме, M&K, специализирующейся на производстве Push/Pull сабвуферов, такой подход позволяет избавиться даже и от четных гармоник.
Гармонические искажения рожденные аномалиями динамика и его составных частей, сокращаются за счет аналогичных инвертированных аномалий второго динамика.
Теоретически это вроде должно давать плюсы. Но судя по всему они очень небольшие. Так как взять и перевернуть стороной один из динамиков задача не сложная.
Для выбора типа оформления нужно знать базовые параметры Тиля-Смолла вашего динамика, — полная добротность Qts , резонансная частота Fs. и эквивалентный объем.
Традиционно:
Qts > 1,2 это головки для открытых ящиков, оптимально 2,4; 0,6 < Qts < 1,2 — головки для закрытых ящиков, оптимально 0,7–0,8; 0,4 < Qts< 0.6 — для фазоинверторов, оптимум — 0,4; 0,2 < Qts< 0.8 — для систем с пассивным излучателем; Qts < 0.4 — для рупоров.
Есть мнение, что нужно сортировать головки не по добротности, а по величине Fs/Qts и как ориентир:
Fs/Qts > 30 экран и открытый корпус; Fs/Qts > 50 закрытый корпус; Fs/Qts > 85 фазоинверторы; Fs/Qts > 105 Бандпассы (полосовые резонаторы).
Широкополосные динамики акустики
Широкополосные динамики воспроизводят весь спектр частот, доступный человеческому уху – от 20 Гц до 20 кГц. Но проблема, которая заставила инженеров работать над созданием СЧ, НЧ и ВЧ спикеров, заключается в эффективности работы широкополосников на границах воспроизводимого диапазона частот.
Почему? Для воспроизведения звука очень важно синхронное колебание всей плоскостью диффузора. Для низов (около 40 Гц) его размеры достаточно велики – минимум порядка 300 мм
Но при росте частоты вибрации до верхних границ спектра такой большой диаметр диффузора не будет успевать передавать эти колебания всей своей поверхностью.
Отсюда – необходимость «придумать что-то еще». Так, в частности, для улучшения звучания «верхов» диффузор снабжается дополнительным приспособлением. Оно называется «конус-визер» («рупорок», «дудка») и вклеивается в центр динамика. В то время, как основная плоскость диффузора воспроизводит «низы» при медленных колебания, компактный конус-визер воспроизводит верхние частоты.
Перечисленные слабые места широкополосных драйверов – предмет активного приложения современной инженерной мысли на грани с искусством. Чаще всего они решаются путем поиска и применения различным материалов или их сочетаний, приближающих полноценное звучание всего диапазона аудиосигнала, что способно различить человеческое ухо.
Как правило, по причине отсутствия кроссоверов, акустика с широкополосным драйвером обеспечивает воспроизведения звука в диапазоне 60 Гц – 16 кГц и чувствительностью до 92-95 дБ. Исходя из этих характеристик она идеально дополняет ламповые усилители, в большинстве своем имеющие небольшую мощность. Для этого катушки широкополосных драйверов выполняются с высокими значениями показателей сопротивления. Для всех остальных спикеров акустических систем они варьируются в пределах 2-8 Ом.
Крепление и правила монтажа
Шумопоглощающие изделия могут фиксироваться над окном разными способами:
- с помощью карниза;
- используя систему направляющих;
- на раме;
- используя вал с подъемным механизмом.
Первый из способов применяется для крепления одно- и двухсторонних полотен (классической модели). Рама используется, когда нужно повысить звукоизоляционные свойства глухой стены, причем штора не открывается. Система направляющих применяется для придания формы изделию. В этом случае отмечается высокая плотность прилегания к ограждаемой поверхности. Вал с подъемным механизмом – способ фиксации изделий некоторых видов, например, римских. Снизу также предусматривается направляющая, утяжеляющая край.
Двухполосная акустика Мелодия-101-стерео
За основу была взята двухполосная акустическая система радиолы I класса «Мелодия-101-стерео» с динамическими головками типов 10ГДН-1 (6ГД-6), 6ГДВ-1 (ЗГД-2) и с габаритными размерами 300x171x168 мм, но с другой конфигурацией и несколько меньшим объемом ящика акустической системы (фото в начале сайта).
Ящики были изготовлены из ламинированной фанеры толщиной 12 мм. Боковые стенки и лицевая панель, с вырезанными отверстиями под динамические головки, соединены между собой с помощью деревянных реек сечением 15×15 мм, клея ПВА и коротких гвоздей.
Гвозди должны входить в фанеру на глубину не более 8 мм. Задняя часть боковых стенок вначале также была обшита рейками сечением 15х 15 мм по всему периметру на расстоянии 12 мм от края для крепления задней стенки шурупами.
Первоначально ящик акустической системы был закрытого типа, в нем были установлены две электродинамические головки типов 25ГДН-3 (15ГД-14) и 6ГДВ-1 (ЗГД-2) с простейшим фильтром, аналогично «Мелодии- 101 -стерео», из одного разделительного конденсатора между головками емкостью 2 мкФ.
Эти динамики выбраны из следующих соображений:
- диапазон воспроизводимых частот динамика 25ГДН-3 65-5000 Гц;
- частота основного резонанса 55 Гц;
- номинальное электрическое сопротивление 4 Ом;
- диапазон воспроизводимых частот динамика 6ГДВ-1 5000…18000 Гц;
- номинальное электрическое сопротивление 8 Ом .
В результате этого получается полная стыковка диапазонов воспроизводимых частот от 65 до 18000 Гц без среднечастотного динамика. Практические испытания звучания этой акустической системы на слух дали результат, который оказался ниже ожидаемого в части воспроизведения низших звуковых частот. Очевидно, сказалось уменьшение объема ящика.
Проанализировав все возможные способы повышения качества звучания, при тех же габаритах акустической системы, было принято решение дополнить ящик щелевым фазоинвертором с тыльной стороны и установить сдвоенные головки типа 25ГДН-3, у которых результирующий эквивалентный объем в два раза меньше, чем у одной такой же головки .
Объем имеющегося ящика, как бы, увеличивается почти в два раза для наружной головки, учитывая, что внутренняя головка занимает часть полезного объема. В результате уменьшение объема ящика по сравнению с акустической системой «Мелодии-101- стерео» было компенсировано применением сдвоенных головок.
Разновидности
При покупке акустической ткани следует учитывать тот факт, что под одним названием скрывается два совершенно разных по своим свойствам материала:
- Звукопрозрачный – он не задерживает и не поглощает звуковые волны, не меняет их направление, длину и другие характеристики. Из него можно сделать грили для колонок, если заводская сетка по какой-либо причине вышла из строя. Таким образом достигается и декоративный эффект (техническая «начинка» аудиоустройства будет скрыта от глаз), и защитный (диффузор динамика не покроется пылью, а также снизится риск случайных механических повреждений).
- Звукопоглощающий – максимально задерживает звуковые волны, препятствуя их отражению. Такой тканью обшивают стены, потолки и полы в помещениях, где находится постоянный источник громкого звука: в конференц-залах, кинотеатрах, записывающих студиях, ресторанах, холлах отелей, филармониях и концертных залах. Также из нее шьют специальные акустические шторы.
Звукопоглощающие ткани
Главными свойствами звукопоглощающей ткани является сокращение времени реверберации* и снижение фонового шума.
В ассортименте компании Gerriets представлено не менее 15 видов тканей с разными классами звукопоглощения. Классы обозначаются латинскими буквами от А до Е, где буква А соответствует самой высокой степени звукопоглощения.
- A – высокопоглощающий, коэффициент звукопоглощения αw: 0.90…1.0
- B – высокопоглощающий, коэффициент звукопоглощения αw: 0.80…0.85
- C – высокопоглощающий, коэффициент звукопоглощения αw: 0,60…0,75
- D – поглощающий, коэффициент звукопоглощения αw: 0.30…0.55
- E – низкое поглощение, коэффициент звукопоглощения αw : 0,15…0,25
Рассмотрим наиболее популярные ткани:
ABSORBER CS
ABSORBER CS – совершенно новый звукопоглощающий текстиль из волокна Trevira CS, разработанный в сотрудничестве с музыкантами и институтом акустических испытаний. Идеально подходит для конференц-залов, студий звукозаписи и помещения, требующих снижения звука. Плотность 560 гр./кв.м.
Значения звукопоглощения по сертификату согласно DIN EN ISO 354: aw = 0,65-0,90.
ABSORBER Light
ABSORBER Light – полупрозрачная ткань с микроперфорацией плотностью 149 гр./кв.м.
Подходит для таких помещений, как офисы, часто требующих улучшенной звукоизоляции, сохраняя при этом легкость и воздушность интерьера.
Значение звукопоглощения: αw = 0,55
ABSORBER CS
ABSORBER CS – совершенно новый звукопоглощающий текстиль из волокна Trevira CS, разработанный в сотрудничестве с музыкантами и институтом акустических испытаний. Идеально подходит для конференц-залов, студий звукозаписи и помещения, требующих снижения звука. Плотность 560 гр./кв.м.
Значения звукопоглощения по сертификату согласно DIN EN ISO 354: aw = 0,65-0,90.
Классическая акустическая ткань: достоинства и недостатки
Достоинства:
- Эстетичный внешний вид. Ткань придает колонкам гармоничный и стильный внешний вид, позволяя легко вписаться в любой интерьер.
- Акустическая прозрачность. Классическая ткань не оказывает значительного влияния на звуковое поле, обеспечивая его чистоту и точность воспроизведения.
- Защита громкоговорителей. Ткань защищает динамики от механических повреждений, пыли и грязи, способствуя сохранению качественного звука в течение длительного времени.
Недостатки:
- Потеря высоких частот. При использовании классической ткани может происходить незначительное демпфирование высоких частот, что может немного снижать детализацию звука.
- Снижение эффективности. Ткань создает дополнительную нагрузку для динамиков, что может привести к повышенному энергопотреблению и небольшому снижению эффективности работы акустики.
Классическая акустическая ткань является популярным выбором для многих любителей музыки и звуковых систем. Ее достоинства в сочетании с незначительными недостатками делают этот материал оптимальным для обеспечения качественного звука и стильного внешнего вида акустики.
Звукоотражающие ткани
Для идеальной передачи звуковой энергии от сцены к зрителям необходимы отражающие поверхности. По этой причине несколько десятилетий назад компанией Gerriets был разработан звукоотражающий текстиль, который с тех пор успешно используется во многих проектах.
CLIVIA ECHO
CLIVIA ECHO – ткань плотностью 650 гр./кв.м. с высокой отражающей способностью.
Отражение до 80% энергии падающего звука при частоте свыше 1000 Гц.
LUNAR DUO
LUNAR DUO – универсальная непрозрачная ткань плотностью 310 гр./кв.м., черная с одной стороны и белая с другой. Черная сторона отлично подходит для маскировки, а белая – для отражения света или проецирования.
Имеет хорошие свойства отражения звука с коэффициентом отражения около 90%.
Нетканые материалы: необычные решения для качественного звучания
При выборе материала для колонок акустики обычно рассматриваются такие факторы, как акустические свойства, прочность и внешний вид
Нетканые материалы представляют собой интересное и необычное решение для тех, кто хочет получить качественный звук и обратить внимание на экологическую составляющую
Нетканые материалы – это материалы, которые создаются путем взаимного сцепления волокон при помощи механических, химических или тепловых процессов, без использования тканых основ или нитей. Они обладают рядом преимуществ перед другими тканями, такими как дополнительное звукопоглощение, воздухопроницаемость и легкость.
Преимущества нетканых материалов: |
---|
1. Улучшение акустических свойств: нетканые материалы позволяют получить лучшую звукорассеивающую поверхность, что приводит к более чистому и четкому звучанию. |
2. Дополнительное звукопоглощение: нетканые материалы способны поглощать больше звука, что помогает избежать резонансов и эхо в помещении. |
3. Воздухопроницаемость: нетканые материалы позволяют свободно циркулировать воздуху, что способствует лучшей звукопроводимости и избежанию давления в колонках. |
4. Легкость: нетканые материалы легче традиционных тканей, что упрощает процесс производства и установки колонок. |
Нетканые материалы широко применяются в производстве акустических систем, звукоизоляционных материалов и звукопоглощающих панелей. Они предлагают необычные решения для достижения наилучшего звука и, при этом, являются экологически безопасными.
Запертый в ящике
С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.
Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.
Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении
К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.
В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается
Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.
Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением
Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.
Закрытый ящик
Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.
Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.
Динамики наушников
Очевидно, что при разработке излучателей для наушников во главе угла стоит принцип минимизации их размеров. Для внутриканальных их диаметр варьируется в пределах 6-12 мм, для накладных – 40-60 мм. Разумеется, в подавляющем большинстве они являются широкополосниками.
С одной стороны, при таком варианте успешно решается одновременного движения всей мембраны. С другой стороны, малые размеры излучателей усложняют их производство из материалов, что используются для изготовления драйверов колонок. Чаще всего, для этой цели используются гамма синтетических материалов, реже – целлюлоза. Небольшие габариты магнитной системы позволяют применять неодимовые магниты. Это значительно повышает максимальный показатель чувствительности (до 120 дБ) но при этом стоимость таких наушников ощутимо растет.
Кроме того, динамики наушников должны иметь намного большее сопротивление, нежели излучатели активной или пассивной акустики. Если последние имеют значения сопротивления в пределах 2-16 Ом, то спикеры наушников – от 16 и выше. У профессиональных наушников эти значения могут доходить до 800 Ом.
Теперь, имея определенное представление про типы динамиков различных устройств, Вам будет проще выбирать соответствующую акустическую продукцию из нашего каталога. Мы будем рады помочь Вам в удовлетворении любых аудиофильских желаний!
Также на сайте у нас есть обзор, с которым Вы можете ознакомиться:
Устройство динамика
АС сложных резонансных процессов (бандпасс)
Коммерческий успех акустики с фазоинвертором породил серию разработок на базе сложных резонансных процессов. На основе труб и щелей разных длин и диаметров. Называют их обычно — полосовые громкоговорители (4-6 го порядка). Другое название бандпасс.
бандпассы
Единственное достоинство эффектность. Оформление бандпасс абсолютный чемпион по КПД области крайних низких частот.
Бандпассы массово применяют в профессиональных целях. К примеру на стадионах и больших концертных площадках. Так как по другому, никак такое КПД по давлению получить невозможно.
Бывают отмороженные автовладельцы, которым нужно что бы очень громко бухало. Вот как раз для них эти бандпассы и производят.
Информацию о бандпассах приводим в познавательных целях, — категорически не рекомендуем бандпассы любых типов в системах ориентированных на качество!!!
Использование и функции
Применяются звуковые ткани для изготовления колонок, динамиков, звуковых систем для автомобилей и облицовки помещений со специальными требованиями к акустике: кинотеатров, концертных залов, комнат прослушивания, помещений для симпозиумов, залов для конференций и т. д.
Звукопрозрачная ткань исполняет такие функции:
- декоративная. Способствует спрятать устройство внутри звукового прибора, не мешая свободному распространению звука;
- защитная. Предохраняет диффузоры динамиков от проникания в середину пыли или очень маленьких предметов и повреждений механического типа.
Ткань для колонок легко фиксируется на поверхность с помощью строительного скобосшивателя или клея, края при раскройке не сыпятся. Благодаря богатейшей палитре можно выбрать материал для каждого интерьера.
Ткань для акустики мешают отражению звука, появлению эха и предоставляют неплохую звукоизоляцию. Они являются необходимым элементом стеновой отделки залов кинотеатров, залов для конференций, холлов отелей и ресторанов, а еще ими зашивают все поверхности внутри автомобилей.
↑ Итоги
Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший. Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные. Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС. Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.
Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.
Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.
Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.
Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме. Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.
Спасибо за внимание!