Как модно носить оренбургский платок
Самым популярным видом ношения паутинки, является набрасывание ее на плечи различными способами:
Варианты накидывания платка на платья в стиле ретро, отлично смотрятся в дополнении с туфлями на высоком каблуке.
Вариант ношения пухового изделия в виде арафатки, наиболее популярен среди молодежи. Хорошо сочетается с водолазкой, джинсами и туфлями на невысоком каблуке.
Платочный аксессуар в спортивном стиле одежды выгодно подчеркивает фигуру, а также отлично подходит для кожаных курток.
Используется платочный аксессуар и в виде шарфа. Для этого его надо сложить по горизонтали несколько раз и завязать на шее любым известным способом.
Еще вариант, сложить платок по диагонали, накинуть на грудь, концы завести назад и оставить лежать их в свободном падении.
Теплые пуховые аксессуары используются в виде головного убора. Легко заменят шапку, при этом надежно защитят еще и шею.
Под шикарную шубу, как правило, очень сложно подобрать головной убор. В таком случае на выручку придет оренбургская паутинка, которая выгодно подчеркнет красоту меха и в то же время сделает образ обладательницы нежным, женственным и элегантным.
Белоснежная шаль подойдет к любой шубе и расцветки. А вот сочетать цвета платка и шубы не следует. Для светлых меховых тонов подойдёт более темная расцветка аксессуара и наоборот.
- Варианты надевания платка, как самого главного элемента наряда.
- Накинуть паутинку поверх однотонного платья и спереди зафиксировать красивой брошью.
- Сложить платок по горизонтали. Накинуть на плечи, концы заправить под ремешок.
- Накинуть аксессуар на плечи, немного сдвинуть его в сторону и один конец зафиксировать брошью.
- Сложить платок по горизонтали и накинуть на плечо.
Необычайную нежность и красоту предаст белоснежная паутинка образу невесты
Виды пуховых платков
Козий пух тоньше, легче, мягче и теплее шерсти, является природным источником сухого тепла, хорошо согревает и прогревает организм, все эти качества пряжи придают платкам легкость, тонкость, тепло и красоту пуховязального промысла Оренбургского края.
Пуховые платки вяжутся разных размеров, толщины и отличаются не только по орнаменту, но и по своему предназначению: это повседневные, свадебные, праздничные — чем тоньше нить тем изделие ажурнее, тоньше и изящнее.
Теплый платок с большим содержанием пуха — это вещь универсальная семейная, предназначен для тепла и здоровья, вяжутся разных размеров от маленьких до очень больших как плед, практичны и удобны в использовании, носятся на голове платком, тёплой накидкой на плечах, в холодную и ветренную погоду поддевают под верхнюю одежду, укрываются как пледом под пуховым платком приятно отдыхать — положительная энегетика живого козьего пуха согреет успокоит и снимет стресс, маленькие дети спокойно спят, пуховое изделие повязывают на больное место для прогрева при заболеваниях требующих сухое тепло.
Когда вяжется теплый пуховый платок — в качестве основы для пуха используется хлопчатобумажная нить
В ажурных изделиях — шелк, вискозный шелк и др.
Простой пуховый платок — середина вяжется плотной гладкой вязкой (без узоров). Отдельно вяжутся ажурные коймы с мелкими зубцами по краю и подвязывается к середине. Размеры от 100х100 см — 150х 150 см и больше примерно 190х190 см. — 200х200 см. В зависимости от размера на теплый платок уходит от 300- 800 гр. козьего пуха + хлопчатобумажная нить.
Теплая шаль с узорами — сложная работа, узоры по всему платку
Косынка имеет форму треугольника — вяжется спицами или крючком, по толщине и размеру разные. Косынки бывают теплые с узором, без узоров, средней толщины, а также изящные тонкие ажурные
Ажурные платки и палантины — бывают среднего прядения ( это зимний вариант, теплее, нить основа потолще чем у тонких, пуха в нитке больше), а также изящные ажурные тонкие и супер-тонкие ( основа нить тонкий шелк, виск.шелк ).
Размер платков от 100х100 см — 170х170см. и больше. Размер палантинов от 140/170 х 60/70 см. — 180/200 х 70/80 см.
Из пуховой пряжи вяжутся предметы женской одежды пуховые жилеты, кардиганы, теплые и ажурные варежки, перчатки, митенки, носки
Особенности ручного и фабричного изготовления
Фабрики Южного Урала штампуют платки механическим способом. Тончайшие палантины, косынки, жилетки не уступают по прочности ручным работам, но ценятся ниже
Производители упростили и автоматизировали кропотливые манипуляции ручного труда, но лишили свою продукцию чего-то важного, визуально незаметного. Цены на продукцию оренбургских заводских производителей ниже, чем на товары ручной вязки, но «традиционной» и 100% натуральной такую продукцию точно не назовёшь
Связанные мастерицами шедевры отличаются неповторимой техникой вязки, неповторимостью узоров. Ручная работа носит тепло рук женщины, создавшей этот предмет.
Мастера утверждают, что лечебные свойства палантина или шали сохраняются благодаря соблюдению секретов многовековой технологии ручного изготовления пряжи (от сучения, растягивания, полоскания до отбеливания).
Основные правила стирки
Первым основным правилом стирки пухового платка в домашних условиях является его предельно редкая стирка.
Такой материал как пух, в идеале, лучше вообще не подвергать стирке, но так как это невозможно, то следует постараться, чтобы это происходило нечасто.
Правило 1
Такое воздушное изделие нужно ограждать от мест с большой концентрацией запахов, например, мест для курения. Шаль довольно быстро впитывает разнообразные запахи.
Правило 2
Вторым правилом можно поставить правильную подготовку шали к стирке. Это включает в себя обязательное, аккуратное расчесывание платка для предотвращения сваляния пуха.
Делать это нужно расческой с деревянными зубьями или гребнем закругляющимся на концах. Расчесывание должно быть осторожным, чтобы не зацепить петли.
Правило 3
Третье основное правило гласит, что пуховый палантин должен подвергаться только ручной стирке. Независимо от производителя стиральной техники и ее качества, платок может не пережить автоматической стирки.
Правило 4
Четвертое правило предусматривает строгое соблюдение температурного режима воды, в которой будет стираться платок.
Отдельного внимания заслуживает то, что замачивание, сама стирка и последующее полоскание изделия должны происходить в воде одной температуры.
Правило 5
Последнее правило будет касаться отжима и сушки. Правильный отжим должен быть естественным — платок помещается в сетку и подвешивается, вода стекает сама.
После этого на расстеленное махровое полотенце раскладывается полностью распрямленный пуховый платок.
История возникновения
Древнейший промысел зародился более двухсот лет назад. Согласно старинным преданиям платки начали создавать в восемнадцатом веке. Оренбургские шали делают из тончайшего пуха козы. В основе вязания лежат нити из шёлка или хлопка.
Однако есть поверье, что техника создания изысканного изделия зародилась задолго до образования Оренбургской губернии. Заниматься промыслом начали коренные жители степей.
Пуховые платки обрели широкую известность и популярность, когда в губернию перебрались казаки-переселенцы. До этого момента местные скотоводы занимались разведением коз исключительно для того, чтобы получить мясо и молоко. Шерсть животных пускали на изготовление теплых вещей, которые в холодное время года помогали согреться.
Представляете, как удивились казаки, когда увидели пастухов, которые рассекали степные просторы в тонком одеянии в холодные дни. Самое удивительное, что чабаны не замерзали и чувствовали себя прекрасно. Любопытство одолевало переселенцев, и они решили разузнать у «аборигенов» их секрет.
Тайна оренбургских пастухов заключалась в том, что они носили вязаные вещи из козьей шерсти. Надевали их под верхнюю одежду. |
Местные рукодельницы владели искусством вязания, но изделия были далеки от шедевров. Они создавали самые простые и примитивные вещи (безрукавки, платки), которые хорошо сохраняли тепло и не доставляли дискомфорта при ношении. По мнению оренбургских дам, изделия из шерсти предназначались исключительно для роли «обогревателя».
С наступлением весны казаки предложили чабанам привести коз в порядок, расчесать шерсть. «Хитрецам» заплатили вычесанным пухом, остались довольны обе стороны. Пастухи получили красивых козочек, казаки необходимое сырьё.
Когда спустя год переселенцы вновь обратились к аборигенам с аналогичной просьбой, те заподозрили, что дело здесь нечисто и непроста к ним обращаются с подобным предложением две весны подряд. Пастухи стали продавать пух за определенную плату.
Спустя некоторое время казачки и оренбургские девушки объединились и стали обмениваться знаниями об искусстве вязания. Точнее переселенцы делились тайнами по созданию ажурных вещей невероятной красоты. В итоге ученицы превзошли преподавателей, до сих пор им нет равных по производству пуховых платков.
В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришла всемирная слава и признание. Пух оренбургских коз считается тончайшим на всей земле. Его толщина доходит до восемнадцати микрон. То есть даже меньше, чем объем человеческого волоса, который составляет до ста микрон.
По этой причине изделия получаются легкими, изящными и нежными. В то же время пух является одним из самых крепких материалов. По достоверным данным, он прочней всех разновидностей шерсти.
Насколько оренбургский платок можно назвать оренбургским?
По словам преподавателя пуховых одеял Оренбургского областного художественного училища Маргариты Азнабаевой, из пуховых одеял оренбургских и вологодских коз сейчас шьют пушистые шали. Колледж стремится приобретать местные товары. Отличить его достаточно легко. Пух у оренбургских коз более мягкий на ощупь, отмечает педагог.
В колледже платки шьют по старинке. Они изучают это искусство четыре года. Сначала ученикам предлагают научиться вязать небольшие изделия, которые сегодня можно найти в ворсовых лавках — это небольшие носовые платки с различными узорами. Выпускницы вяжут шарфы больших размеров (1,5 х 1,5 метра). Чем больше шаблонов на них предусмотрено, тем больше времени уходит на работу, которая занимает месяцы. На создание большой паутины у мастера уходит около двух недель. В отличие от шарфов, сделанных машинным способом, паутина, сделанная вручную, более мягкая. На них можно увидеть ошибки в выкройках, которые машина терпеть не может.
Всего 20 лет назад многие мастера вставляли пометки в свои изделия, указывая имя и среду обитания козы, от которой было взято пуховое одеяло, какой длины было пуховое одеяло и как нужно было ухаживать за шарфом. Мастерицы знали, что характеристики шарфа зависят от места жизни козочки, от того, насколько он будет теплым и мягким.
К сожалению, сегодня производители не предоставляют такой информации. Еще меньше информации о фабричных изделиях.