За что хейтили «Сумерки»
Несерьёзность истории
По сюжету старшеклассница Белла переезжает к отцу в маленький городок Форкс. В местной школе она знакомится с загадочным одноклассником Эдвардом Калленом. Новые друзья рассказывают, что он и его семья держатся особняком и что о них почти ничего не известно. Оказывается, неспроста: Каллены — вампиры. Влюбившись в Эдварда, Белла меняет свою жизнь навсегда. Теперь героиня втянута в кровавое противостояние вампирских кланов.
Кадр из фильма «Сумерки»
Когда «Сумерки» только вышли, их презрительно называли подростковой историей: сюжеты с вампирами и оборотнями тогда считались в лучшем случае развлечением для подростков. Первоисточник, по которому сняты фильмы, — романы Стефани Майер — тоже критиковали. И дело не только в стереотипах о том, что янг-эдалт-литература — что-то несерьёзное. «Король» жанра ужасов (и автор «вампирского» романа «Жребий Салема») Стивен Кинг однажды заявил: книги Майер очень слабые, потому что она «попросту не умеет писать».
Читатели с ним соглашались. По их мнению, в романе нелепо всё. История полна логических несостыковок: доктор Каллен слишком молод для отца взрослых приёмных детей, Эдвард носит солнцезащитные очки, хотя вампиры не выходят на солнце, а его братья и сёстры так остро реагируют на запах крови, что давно должны были напасть на кого-то в школе. Ещё публика издевательски называла язык, которым общаются герои, примитивным. Диалоги вроде «Ты мой личный сорт героина» или «Лев влюбился в бедную овечку» казались глупыми. «„Сумерки“ предназначены для предпубертатных девочек с ограниченными воображением и словарным запасом», — писали на Reddit.
«Неправильный» выбор актёров и скучные персонажи
Кадр из фильма «Сумерки»
Эдварда Каллена в исполнении Роберта Паттинсона называли «слащавым вампиром» — из-за внешности. Его обвиняли в «замороченности на долге и чести». Эдвард из принципа не пьёт человеческую кровь, а вампир-вегетарианец — это «просто смешно». Хейтеры были уверены, что Каллен-младший соткан из скучных положительных качеств. Кто-то, наоборот, считал актёра «уродливым» для этой роли. Фанаты книг Майер угрожали, что из-за этого не будут смотреть фильм с Паттинсоном, и даже создали петицию против этого кастинг-решения. Изначально Стефани Майер и фанаты хотели видеть Эдвардом Генри Кэвилла, который обычно играл романтичных красавцев, например Мелота в драме «Тристан и Изольда» и Охотника в мюзикле «Красная Шапочка».
Кадр из фильма «Сумерки»
Беллу в воплощении Кристен Стюарт высмеивали за однообразие мимики: «вечно открытый рот» и отсутствие эмоций на лице. Её называли унылой, пустой и «неживой» — по сути, «человеком без свойств». Сложно сказать, какой у неё характер: в нём нет ни одной яркой черты. Актёрскую игру Стюарт тоже оценивали низко: её трижды номинировали на антипремию «Золотая малина» за худшую женскую роль, а в 2013 году актриса выиграла «награду». Роберта Паттинсона два раза номинировали в категории «худшая мужская роль», а их экранную пару со Стюарт трижды пытались признать худшим актёрским дуэтом.
Антифеминистский посыл
Кадр из фильма «Сумерки. Сага. Новолуние»
«Сумеркам» досталось и за то, как здесь изображали женщин. В своей статье «Антифеминистский характер Беллы Свон» писательница Рени Эддо-Лодж называет историю глубоко архаичной. По мнению авторки, на протяжении всего сюжета Беллу описывают пассивной и хрупкой женщиной, которая стоит в стороне от событий, пока мужчины решают проблемы.
О безопасности героини заботится Эдвард, оберегая её от могущественного клана Вольтури. Эддо-Лодж считает: Белла лишена любой автономии. Эдвард всячески ограничивает её общение с «опасным оборотнем» Джейкобом и в итоге подводит к решению выйти замуж, хотя героине на тот момент всего 18 лет. Она настолько зависима от этих отношений, что, когда Каллены внезапно уезжают, на несколько месяцев впадает в депрессию. Получается, вся её жизнь определяется только романом с Калленом. «В свободное от Эдварда время Белла занимается домашними делами и готовит ужины для отца», — подчёркивает патриархальные установки книги Эддо-Лодж.
То же самое происходит со второстепенными женскими персонажами, которые будто бы не существуют отдельно от партнёров. Эсме почти не покидает дом и не мыслит жизни без Карлайла, Розали неразлучна с Эмметом, а Лия тоскует, когда Сэм бесследно исчезает. «Выходит, женщины здесь существуют только для того, чтобы влюбляться в мужчин», — пишут кураторы Музея естественной истории и культуры Бёрк Университета Вашингтона в статье о слабых «сумеречных» героинях.