Мордовские национальные костюмы (фото)

Особенности национального костюма

Мордовский национальный костюм является неотъемлемой частью культуры и идентичности мордовского народа. Он отличается своими узорами, стилем и особенностями, которые передают богатство и многовековую историю этноса.

Мордовский костюм обычно состоит из нескольких элементов, включающих рубашку, юбку или брюки, фартук, платок, пояс и различные украшения. Каждый элемент имеет свое значение и символическую нагрузку.

Одной из главных особенностей мордовского костюма является его яркая и красочная расцветка. Основные цвета это красный, черный и белый, которые символизируют силу, мощь и чистоту. Узоры на костюме мордовской национальности тоже имеют свою символику и обычно представляют собой геометрические фигуры или животных.

Костюмы мордва также отличаются по регионам. Восточные мордва выполняются в основном в черно-белых тонах, с преобладанием узоров в виде горизонтальных полос. Западные мордва имеют более яркую и разнообразную расцветку, с применением красного и зеленого цветов.

Мордовский костюм является одним из самых важных атрибутов национального самосознания мордвы и имеет глубокий символический смысл. Он позволяет передать историю и традиции этноса и служит своеобразным идентификационным знаком мордовского народа.

Стиль мордовского костюма

Мордовский национальный костюм является одним из наиболее ярких проявлений традиционной культуры мордовского народа. Он отличается своим уникальным стилем и автентичными узорами, которые присутствуют на различных элементах костюма.

Узоры, используемые в мордовском костюме, имеют глубинные и символические значения для мордвы. Они часто представляют собой абстрактные геометрические фигуры, расположенные в определенном порядке. Эти узоры отражают особенности национальной культуры мордовского народа и могут быть использованы для передачи определенных сообщений или символизировать определенные события.

Одежда в мордовском костюме традиционно состоит из нескольких элементов, включая рубашку, юбку или брюки, передник, пояс и головной убор. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и уникальные узоры.

Элемент костюмаОписание
РубашкаОбычно изготавливается из хлопка или льна, декорированная узорами на груди, вороте и рукавах. Узоры могут быть выполнены в виде симметричных геометрических фигур или растительных мотивов.
Юбка или брюкиКак правило, изготавливаются из яркой ткани с узорами, которые могут представлять собой полосы, клетку или цветочные мотивы.
ПередникЯвляется украшением, который носится поверх рубашки или туники. Он также может быть декорирован узорами и представлять собой важную часть образа.
ПоясИспользуется для подчеркивания талии и придания костюму завершенного вида. Пояс также может быть декорирован узорами.
Головной уборМожет быть представлен шапкой, платком или повязкой. Узоры на головных уборах также имеют свое символическое значение.

Мордовские узоры и стиль костюма отражают богатое и многогранное культурное наследие мордовского народа. Костюмы являются не только элементом одежды, но и способом выражения национальной идентичности и приверженности своему народу.

Мордовский женский национальный костюм

Специалисты отмечают, что их женские костюмы выглядят особенно красочно. Они считаются вершиной декоративно-прикладного искусства среди местных представительниц прекрасного пола. При этом, он подразделяется на мокшанский и эрзянский подтип. А они, в свою очередь, делятся еще на несколько разновидностей.

Известно описание мордовской рубахи, описание которой делал этнограф начала XX столетия. Он писал, что нашивки на рубахе расположены довольно оригинально. Она очень напоминает верхнюю одежду византийских царей — далматик. Особую торжественность ей придает большое количество шерсти.

Две составляющих мордвы

Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя — лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.

Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.

Мордовская семья из Казанской губернии, 1870 год

Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.

Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.

Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.

В. Е. Маковский «Крестьянка» (1897). Этюд к картине мордовская свадьба

Как сшить мордовский костюм. Характерные черты мордовского национального костюма

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com

Языческие корни культуры мордвы

Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.

По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.

Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.

Появление на Южном Урале

Мордва переселялась в наши края в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с русской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Дальнейшей миграции способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей.

Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства. Было решено переселять людей на восток, в частности, в наши края.

В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору. Весной 1928 года началось заселение поселка № 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Построили землянки. Занялись землепашеством. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. В 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали.В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 человек. Житель этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной стал Героем Советского Союза, участником Парада Победы.

В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе за «палочки» работали. Люди отправлялись на восток, в Челябинске они устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселилось в поселках Малакуль и Партизан.

Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах. «Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат и сестра приехали. Сестра — Анастасия Бурлакова, брат – Петр Паршин». Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

История

Финно-угорские племена поселились в России в середине первого века до нашей эры. В летописях упоминания о народности встречается в записях Иордана, датируемых шестым веком. Нация мокша впервые появилась в тринадцатом веке. В это же время можно встретить документальное подтверждение существования страны Мордии и народности мердас.

В первом тысячелетии нашей эры произошло разделение племенного союза на национальности мокша и эрзю. В древнерусских летописях упоминание о мордовском народе появляется после десятого века. В 11 в. земли национальности занимали обширную территорию, все жители платили дань русским князьям.

Проникновение славян на места обитания мордовской нации провоцировало многочисленные конфликты. К двенадцатому веку борьба достигала своего пика. Разногласия между народностями прекратили во времена татаро-монгольского ига.

Мордву насильно включили в состав воинственно настроенной орды. Этот факт заставил людей забыть про все противоречия и объединиться с русскими, чтобы совместными усилиями дать отпор врагу.

Окончательно Мордовия вошла в состав Древней Руси в процессе казанского похода Ивана Грозного. Начиная с семнадцатого века, запускается движение по христианизации мокши и эрзян. Территории, где проживало мордовское население, начали активно осваиваться славянами. Всё это заставило представителей многочисленной нации покинуть насиженные земли и отправиться на северо-восток.

В двадцатом веке часть Мордовии стала именоваться округом, затем областью. В 1934 году населенный пункт получил звание республики. При этом основная часть земель, ранее принадлежавших этносу, осталась за пределами новой страны.

Фото мордовского костюма

Мордва — это народ, проживающий на территории России. У них есть свой национальный костюм, который отличается уникальным стилем и особенностями.

Мордовские костюмы очень красочные и яркие. Они украшены различными узорами, которые являются одним из главных элементов национального стиля. Узоры мордовских костюмов символизируют богатство и процветание.

Одной из особенностей национального мордовского костюма является его многослойность. Он состоит из нескольких элементов, включая рубашку, накидку, юбку и пояс. Каждый элемент имеет свой уникальный дизайн и орнамент.

Одежда мордовцев имеет своеобразную цветовую гамму. В ней преобладают теплые оттенки: желтый, оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета символизируют природу и жизненную силу мордовского народа.

На фото мордовского костюма можно увидеть прекрасные детали и насыщенность цветов. Мордовский костюм — это настоящее произведение искусства, которое позволяет погрузиться в культуру и традиции этого народа.

Сегодня мордовские костюмы не только носятся на праздниках и торжествах, но и являются популярной темой для фотосессий и выставок. С помощью фотографии можно полностью передать всю красоту и оригинальность мордовских костюмов.

Все эти особенности делают мордовский костюм уникальным и привлекательным. Фото мордовского костюма позволяют ознакомиться с его деталями и восхититься великолепием этой национальной одежды.

Украшение мордвы

Часто такой костюм богато украшали. Использовались цепочки, раковины, бляшки, разноцветный бисер, медные пуговицы. На праздник обязательно надевали пояс с короткими красными кистями, который назывался пулай. Его элементы и орнаменты должны были соответствовать определенным канонам. Со временем разрешался более свободный подход к его украшению.

Именно пулай определял региональную принадлежность мордовской женщины. Интересным самобытным элементом мордовского костюма является верхняя распашная одежда из холста. Традиционный костюм обязательно включает в себя и платье, которое надевается поверх рубахи. В последнее время стали использоваться фабричные ткани.

Издавна особая роль отводилась головным убором. Они должны были строго соответствовать семейному положению и возрасту женщины. А в некоторых районах, где проживала мордва, среди замужних женщин было принято повязывать платок особым образом. В результате казалось, что у них на голове выросли рога. Головные уборы девушек и женщин различались между собой. В отличии от замужних женщин, девушки никогда не прикрывали волосы. Когда женщины приходили в церковь, их головной убор в обязательно порядке состоял из короткого небольшого полотенца с узорчатыми концами.

Из нагрудных украшений для мокшанки и эрзи можно выделить застежку. Ею закалывали ворот рубахи. На мордовском языке она называлась сюлгам. Подобные украшения часто встречались у финно-угорских народностей.

На грудь женщины надевали бусы или ожерелье из серебряных монет. Особое место в декоре уделялось бисерному нагруднику. К нему крепилась сетка из разноцветных бусин, а также шерстяные кисточки и монеты. Крупные экземпляры располагались ближе к шее, а мелкие на ее периферийной части. В уши вдевались серьги в виде подвески в виде бусинки или серебряной монетки. Изредка использовались шарики из гусиного пуха.

Кроме основных деталей, национальный костюм имел и множество второстепенных. Они, в свою очередь, отличались между собой в зависимости от района проживания. Такой примечательной деталью была вышивка. Ее расцветка включала в себя четыре основных цвета. Это был зеленый, темно-красный, желтый и черный с оттенком синевы. Кстати, вышивание было обязательным занятием для всех мордовских девушек. Рукоделие они осваивали с раннего детства. И для многих оно становилось любимым хобби на всю жизнь.

Обучение вышиванию начиналось, когда девочке исполнялось шесть лет. К десяти годам любая девочка осваивала уже несколько техник, умела работать разными способами.

Умение заниматься сложным вышиванием считалось одним из важнейших достоинств незамужней мордовской девушки. Юные модницы всячески стремились не повторяться. Оригинальные работы рукодельниц ценились очень высоко. Девушки сами выдумывали новые орнаменты и техники исполнения, пытаясь удивить подружек и всех окружающих. Именно поэтому мордовские национальные костюмы получались такими яркими и самобытными. Названия узоров, например, «змеиная головка», «крылышки», «солнечные узелки», «козьи копытца» или «куриные лапки» были взяты из жизни.

Между девушками из соседних деревень и сел шли негласные соревнования в искусстве вышивания. По традиции на свадьбе невеста демонстрировала полотенца, рубашки, платки и полотенца, изготовленные собственноручно. Они торжественно вручались жениху и его родственникам как подтверждение особого таланта будущей жены и снохи.

Также широкое распространение получили перстни, браслеты и кольца. Археологи в ходе многочисленных раскопок обнаружили немало древних ценностей, которые подтверждают теорию о самобытности древнего мордовского ювелирного промысла.

Головные уборы мордвы

Мордовский национальный костюм, описание которого вы увидели выше, не будет раскрыт полностью без рассказа о дополнительных аксессуарах, головных уборах и обуви. Как и у многих народов мира, у мордвы различались головные уборы замужних женщин и незамужних девиц. Девушки чаще всего носили повязку из луба либо картона на лбу. Такая повязка обтягивалась тканью и украшалась бисером, вышивкой. В праздники девушки надевали пехтим – шапочку, украшенную бумажными цветами или бисерной бахромой. Шапочка-венец из монет была распространена в некоторых регионах. Мордовский национальный костюм, фото которого вы можете видеть на странице, имел различные варианты головных уборов для женщин.

Замужние женщины обязаны были полностью скрыть волосы. Чаще всего они носили панго – высокие головные уборы. Они были твердыми и имели коническую или прямоугольную основу. Лубяная основа, обтянутая красной материей, украшалась бисером, цепочками из меди и, конечно, традиционной вышивкой.

Были у мордвы и сложные головные уборы, такие как сорока. Чепец из холста был богато украшен, но служил подкладкой для основного убора. Только пожилые женщины могли носить его отдельно.

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах №59 – в России номер выходит 17.04.2014 – Мордовский летний костюм.Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Кукла ВЫШЛА.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса – мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Фото куклы:

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде – это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник). 

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам). Ворот рубахи – конусообразный вырез.

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья – кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 – Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Мордовский национальный костюм в современном мире

Немного истории

Мордва – древнее финно-угорское племя. Оно начало формироваться в 7- 6 веках до нашей эры на территории Саратовского Поволжья, на правом берегу Волги и её притоках, в бассейне Донских рек. Постепенно народ Мордовии стал оседло-земледельческим, появились крепости и города. Мордвы во все времена были сильно разрозненными — попадали под гнёт монголо-татарского ига, под владычество Казанского Ханства… Всё это сказывалось на формировании и трансформации мордовского национального костюма.

Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами, поэтому включал только необходимые для ежедневного обихода детали одежды. Из основных вещей можно отметить нательную и верхнюю одежду. А также комплекты, которые отличались для межсезонья и зимы. Отдельные детали служили для украшения и были съемными.

Мордовский народ разделяется на две этнические группы. Это мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Национальные костюмы каждой группы различаются. Из общих черт можно отметить следующие элементы одежды:

  • в качестве основной ткани используется полотно;
  • рубахи в форме туники;
  • вышитая отделка одежды;
  • украшениями служат бисер, монеты, раковины.

Узоры на мордовском костюме

Мордовский костюм является неотъемлемой частью национальной культуры мордвинского народа, обладает своими особенностями и уникальным стилем. Одной из главных особенностей мордовского костюма являются узоры, которые декорируют его.

Узоры на мордовских костюмах имеют глубокие исторические корни, отражают национальные символы и традиции мордвинского народа. Они вышиваются на ткани различными цветами ниток, создавая уникальные композиции и узоры.

Одним из наиболее распространенных узоров на мордовском костюме является узор «крест». Он символизирует связь между прошлым и настоящим мордвинского народа, а также представляет собой защитный символ.

Еще одним популярным узором является «солнце». Этот узор символизирует солнечную энергию, свет и тепло, а также дает позитивную энергетику костюму и его носителю.

Узор «змей» является символом силы, храбрости и мудрости мордовского народа. Этот узор изображает змеиную кошку, которая является добрым духом и помощником человека.

В мордовском костюме также могут присутствовать узоры, которые отражают природные элементы, такие как деревья, цветы, водные растения. Эти узоры символизируют богатство и разнообразие окружающей природы.

Важно отметить, что каждый узор на мордовском костюме имеет свое значение и историческую ценность. Они передают наследие мордвинского народа и помогают сохранить его культурные традиции

Примеры узоров на мордовском костюме:

Костюм в народных традициях

Национальный мордовский костюм является важной частью культуры и народных традиций мордовского народа. Он отражает уникальные особенности этого этнического сообщества и является своеобразным символом национальной идентичности

Мордовский костюм состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Одежда национального костюма часто украшается мордовскими узорами, которые являются характерными для этого этноса.

Каждый регион мордовской народности имеет свои особенности в стиле и узорах мордовского костюма. Например, в Мордовии, одном из основных национальных населенных пунктов мордовского народа, костюмы часто украшаются яркими и крупными узорами в виде геометрических фигур.

Мордовские узоры являются важной составляющей декоративного искусства этноса. Они передают глубокое символическое значение и могут быть использованы не только на одежде, но и на различных предметах интерьера, таких как печати и восковые печати

Традиционные узоры мордовского народа делятся на несколько категорий, включая геометрические, растительные и звериные мотивы.

Мордовский костюм на протяжении многих веков является неотъемлемой частью жизни мордвинского народа. Он имеет свою историю, традиции и символическое значение. Костюм является своеобразным отображением национальной идентичности и помогает сохранить и передать культуру и народные традиции мордовского народа на будущие поколения.

История русского костюма

За время своего существования наряд славян практически не менялся. Понятие о моде было не столь нестабильно, как в наши дни, поэтому один фасон могли носить на протяжении многих лет. Популярность национального одеяния снизилась в начале восемнадцатого столетия.

В это время ношение русского костюма было под запретом в соответствии с указом Петра I. Венценосная особа хотела сделать страну более современной и избавиться от пережитков прошлого. На смену национальному наряду пришли вещи в венгерском стиле, позже в моду вошла одежда из Германии и Франции.

Чтобы жители не игнорировали нововведение, император ввел пошлину на ношение в городских поселениях традиционных одеяний. В девятнадцатом столетии во времена Великой Отечественной войны спрос на русский костюм вернулся из-за возросшего патриотизма.

Язык и письменность

Невероятно, но факт: мордовского языка не существует. Зато имеется мокшанский и эрзянский, на которых разговаривают представители одноименного этноса. Оба наречия подразделяются на пять диалектов. Мокшанский также классифицируется на семь говоров.

В национальных языках жителей Мордвы много заимствований из русского. Например, в обоих наречиях существует слово «вечер». Однако значение они имеют разное. У мордвы оно переводится «проведение торжественного мероприятия».

Еще один занятный пример. Слово «доска» означает исключительно школьную доску, которую используют в образовательных учреждениях. А для обозначения строительного материалы в мордовском языке применяется слово «лаз».

Принято считать, что наречие мокши имеет тюркские корни, а у эрзя славянские.

Современный алфавит народности – это кириллица. Творчество населения в основном представляет собой песни и сказки. Сведений о существовании отдельного типа письменности нет.

Знакомств в интернете: взвешиваем за и против

Попытавшись познакомиться с симпатичным незнакомцем на улице или в общественном заведении, можно быстро испытать разочарование от его манеры общения и интересующих тем. Но понят, насколько интересной будет встреча, заранее невозможно. Можно познакомиться для секса бесплатно и на работе, но это не лучшая идея, особенно если не хочется в дальнейшем иметь дело с неизбежными трудностями в общении с таким коллегой. Если же хочется интима без каких-либо обязательств и стремительного развития отношений, искать кандидатов стоит за кругом привычного общения. Психологи считают, что в таких случаях человека лучше выбирать «на стороне». 

Секс знакомства бесплатно без регистрации в популярных мессенджерах и вовсе невозможны – отечественное законодательство требует привязки телефона, поэтому при неудачном развитии общения поток неприятного спама станет лишь верхушкой айсберга. Даже если использовать для этого «дежурную» симку, придется столкнуться с лишними проблемами. Если они абсолютно не нужны, познакомиться для секса без регистрации проще и безопаснее на специализированных онлайн-площадках. Причин несколько: 

  1. Отсутствие психологических барьеров и препятствий для прямого и открытого общения – люди, собравшиеся на тематическом ресурсе, точно знают, чего хотят. Они не будут удивляться поступившим предложениям, потому что ждут их и готовы на многое. 
  2. Не нужно тратить время на «притирку характеров» и прочие «конфетно-букетные» отношения – есть Четкая цель, от которой можно не отступать. 
  3. При общении в интернете люди более открытые – проще понять стиль общения потенциального партнера и степень вашей гипотетической совместимости. 
  4. Нет недоговоренностей и полунамеков – разговор начинается сразу и на конкретные темы, в большинстве случаев и в анкетах есть только информация вроде «познакомлюсь для секса», номер телефона и фото. 
  5. Приятное времяпрепровождение за интересной беседой, если собеседник вас не устраивает в качестве партнера для интима, или же он заинтересовал как человек, общение с которым стоит продолжить вне этих рамок.

Если вас интересуют реальные секс знакомства онлайн, посмотрите, что для вас подготовил сервис LovePlanet.ru. Вы получите гарантию анонимности, подлинности всех представленных анкет, возможность удобного поиска и прочие полезности, которые помогут быстро и без лишних усилий отыскать устраивающего вас партнера для интима. 

Водка


Саранская водка

Уже много лет самый популярный саранский сувенир  для взрослых — водка. Она производится на ликеро-водочном заводе «Саранский». Мордовская водка славится качеством и интересным оформлением. Самый оригинальный экземпляр ЛВЗ — водка Вастома (встреча). Она производится в трех видах: обычная, на подставке и в музыкальном тубусе.

Водочный ассортимент разнообразен, как для обычной продукции, так и для премиум-класса. Есть мордовское виски «Royal Fox», бальзам «Мордовский» и  Sangvini» — то ли вермут, то ли мартини.

Кстати, символ Саранска — лиса, является также символом Саранского ликеро-водочного завода.

Традиции и обычаи мордовского народа

Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.

Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.

Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций

Легенда о Хозяине погоста

До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.

До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.

«Жена – всему голова»

Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.

При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.

Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены».

Ножницы под подушкой

Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.

После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.

Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.

Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий