Национальный костюм чеченцев (фото)

Дополнения к традиционному мужскому костюму

Традиционный мужской костюм всегда дополнялся головным убором и обувью. По традиции простые чеченцы носили на голове конусообразную папаху, которая была сделана из овчины. А для богатых головной убор шился из шкуры бухарского барана. Летом все чеченцы носили войлочные шляпы.

Ноги обувались в легкие кожаные сапоги, длиной до колена. Штаны заправлялись внутрь. Богатые чеченцы носили чувяки. Это мягкие мужские туфли, не имеющие каблуков. Сверху штанов натягивались ноговицы. Это специфический вид обуви, который закрывает голени, не имеющий ступней. Ноговицы подвязывались вверху ремешками.

Особенности и значение деталей

Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.

Детали мужского костюма

Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.

С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.

Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти.

Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.

Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.

Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.

Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.

Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.

Детали женского костюма

В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.

Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.

В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.

Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.

Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки.

В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.

Рубахи для детей

Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. При создании детских нарядов часто применялись отрезы ношенных вещей матери или отца. Делалось это не из экономии, а в угоду поверью, гласившему, что малыша спасает от дурного глаза родительская сила.

Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов.

Достижение трехлетнего возраста для малышей ознаменовывалось получением рубахи из новины. Двенадцатилетним мальчикам полагались в придачу штаны-порты, девочек наряжали в поневы. Вообще русский народный костюм для детей мало чем отличался от одежды взрослых.

Причины отращивания бороды чеченцами

Почему чеченцы носят бороду? В основном, все мужское население отказывается от бритья и стрижке, на то, у каждого человека есть собственные причины. Некоторые люди даже задаются вопросом, чем мазать, чтоб росла борода.

Согласно общепринятому национальному мнению, сбривание растительности – сильный грех, которого нужно семи силами избегать. Обильная щетина – символ мужественности, своего рода подарок от Господа. Если молодой человек носит его, не отказываясь, это говорит о его преклонении перед религией.

Рассмотрим несколько этапов в развитии этой традиции, начиная с давних времен.

Ранний ислам

В раннем исламе, именно пророк Мухаммед подал людям идею о том, что бритье и стрижка не подходят для истинного мусульманина. Сам он этого не делал, и других предостерегал, считая, что те, кто стрижет щетину – многобожники, огнепоклонники,  которых требуется остерегаться.

Когда Мухаммед проводил свое последнее паломничество, он остриг волосы и разрешил раздать их своим почитателям. Они распространились по всему миру, хранили эти реликвии в бутылках, обернутых материей зеленого цвета.

Средневековье

Об это запрете писал правовед Ибн Хазм, считая его не харамом (полным запретом), а нежелательным действом. Такое мнение существовало, но придерживались его единицы.

Современность

Традиционное общество определяет статус человека от формы, цвет и длины растительности, что обрамляет его подбородок. Современные богословы утверждают, что она отличает представителей сильной половины человечества от слабой, а также от неверующих.

Ближний Восток

Некоторые ближневосточные страны, к примеру, Ливан, страдают от того, что подобные стрижки сегодня перестали быть приверженностью Богу, они даже вызывают подозрительность со стороны полицейских органов.

Бородачи сегодня – это непременные пособники ИГИЛ, так считает большинство общества. На деле же, террористы уже давно избавляются от растительности, чтобы не вызывать подозрения, скрыться среди обычных людей.

Что касается Турции, то тут есть рекомендация по ношению бород. Однако, для государственных служащих длинная щетина находится под строгим запретом.

Когда в Египте находился у власти Хосни Мубарак, густая шевелюра на лице была признаком принадлежности человека к исламистским силам, чтобы настроены против власти президента. Хотя такой аксессуар носили даже христиане-копты. Во время нахождения у власти Мубарака – волосы активно сбривались, после – все пришло в норму, вернулось к историческому равновесию.

Афганистан под властью Талибана

После взятия Кабула талибами, было объявлено о появлении Исламского Эмирата, где царили шариатские нормы. Среди прочих запрещений и рекомендаций, мужчинам предписывалось носить длинную растительность, обрамляющую лицо. По улицам ходили группы, которые проверяли длину стрижек. Если она была меньше сжатого кулака, то людей избивали.

Пакистан

Здесь, на территории, что контролировалась талибами, строго обозначался тот факт, что бритье – это действо, противоречащее законам ислама. На парикмахерские содержались таблички с информацией о том, что нарушение данного закона карается смертью. Те заведения, что отказывались соблюдать данный запрет, неминуемо взрывали. В Вазиристане существовали точно такие же предупреждения.

Чеченский мужской костюм

Он состоял из двух элементов:

  • Бешмет – облегающий расширяющийся книзу полукафтан длиной чуть выше колен, застегивался до пояса на узел-пуговицу.
  • Штаны, зауженные книзу. Чтобы движения не сковывались, их кроили из легкой ткани.

Дополнительно к костюму шли следующие элементы:

  • Черкеска – носилась поверх. По покрою схожа с бешметом, но застегивалась только на поясе. Шили из самого лучшего сукна.
  • Бурка – накидка без рукавов с зауженными твердыми плечами, расширяющаяся книзу. Делалась такая из войлока. Интересно, что бурка служила не только одеждой, но и одеялом черкесских мужчин.

Удивительно, но изготавливать накидку могли лишь мастерицы, которые считались лучшими в этом деле.

Особенности мужского чеченского костюма

Одним из главных элементов мужского чеченского костюма является чалма — головной убор из шелка или дамского шарфа. Чалма выполняет не только декоративную функцию, но и является символом достоинства и мужества. Она носится таким образом, чтобы нижняя часть лица была покрыта, оставляя открытыми только глаза. Это особенность, которая отличает чеченский стиль от других культурных традиций.

Еще одной особенностью мужского чеченского костюма является ношение набедренной повязки под названием пачки. Это вытянутый треугольник, обычно сделанный из ткани, которую завязывают вокруг талии таким образом, чтобы одна кончик пачки свисала свободно. Пачка является важным элементом внешности мужчин и может служить не только украшением, но и символом силы и мужества.

Современный чеченский костюм

Мужской национальный костюм

Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.

Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи.
Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.

Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма.
Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.

Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.

Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц.
Для производства использовали только качественную овечью шерсть.

Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.

Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины. Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.

Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина.
Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.

Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.

Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия.

Особенности

Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха — обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин — целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. Национальный костюм чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал — городость и обязательный атрибут юноши.

Свадебный наряд

Презентация на тему «Чеченский национальный костюм».

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Чеченский народный костюм.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чеченский народный костюм

Одним из важнейших элементов культуры каждого народа является его национальный костюм. Традиционная одежда чеченцев является отражением исторического, этнического и даже экономического характера. В различных деталях наряда можно найти взаимодействие разных культур, хотя весь костюм изготавливался из местного сырья. Шапки и шубы делались из овчины, здесь же шилась кожаная обувь, а саму одежду делали из сукна и войлока, которые также получали из шерсти домашних животных.

1. Папаха – головной убор чеченцев. Шилась из овчины и каракуля. Головной убор на Кавказе – символ мужества. Дотронуться до папахи мужчины означало нанести смертельное оскорбление, что могло закончиться трагически. Немало историй о том, как мужчины умирали, не сняв папахи перед врагами, не потеряв свою честь и достоинство. 2. Патронташи — газырницы, куда вставлялись заряды для оружия, пришивались по обе стороны черкески на груди. 3. Бешмет — полукафтан, который подчеркивал силуэт горцев, их мужественную фигуру. Он туго обтягивал торс и с талии расходился вниз почти до колена. Воротник-стойка застегивался на шее несколькими пуговками и почти полностью закрывал ее. Бешмет обычно состоял из легких материалов, которые не стесняли движений. Праздничные варианты бешмета шились из красивых и блестящих материалов, таких как атлас, и могли удивить разнообразием цветов.

4. Пояс. На талию повязывался тонкий кожаный пояс, куда вставлялся кинжал (шашка). 5. Кинжал — важный элемент в национальном костюме чеченцев. 6. Черкеска напоминала накидку, которая застегивалась на талии и расширялась книзу. Длина черкески обычно была ниже колен, однако взрослые мужчины могли носить и длиннее. 7. Кожаные сапоги — традиционная обувь к национальному костюму. Легкая обувь, которая поднималась до самого колена. Туда же заправлялись штаны, которые так же были сшиты из лёгкого материала и сужались книзу, чтобы их удобнее было заправлять в сапоги.

Чеченская женщина – это красавица, которой не нужно подчеркивать свою привлекательность нескромными вырезами и откровенными платьями. Одного взгляда её тёмных глаз, одного взмаха головы достаточно, чтобы покорить любого мужчину. Именно это подчеркивают национальные чеченские свадебные платья. Они не открывают ничего лишнего, но делают девушку неотразимой. Но кавказские национальные свадебные платья, это не только дань моде, а и вековые традиции. Так истинно чеченское платье должно обязательно состоять из нижней рубахи, со стоячим воротом. Символизирующей скромность девушки. Украшает рубаху верхнее платье, не слишком пышное, но богато расшитое и изукрашенное. Неотъемлемой деталью его является разрез спереди, делящий платье, словно на два лепестка. Серебряный пояс и роскошная шаль на голове придают платью особую нарядность, а девушке королевский вид. Пояс выполняет, как правило, из чистого серебра, а шаль богато украшается кружевом, ведь восточная женщина – настоящая драгоценность, требующая соответствующей оправы.

1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд. Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины носили большие платки с бахромой и мешочек, куда закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы волос не было видно, а поверх накидывался большой платок. Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он считался символом общественного могущества, сохранения чистоты женщины. 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек нижнего платья. 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро покрывалось золотом, украшалось камнями, различной гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной драгоценностью и передавались из поколения в поколение. Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.

Аксессуары и обувь

Атрибутом женского и мужского костюма является пояс. Некоторые из них – настоящие шедевры. Нередко украшали пряжками, жемчугами и драгоценными камешками.

Молодые девушки носили косынки из почти прозрачной легкой ткани, а дамы постарше – плотный платок. Его с древности надевают поверх чухты (это небольшой мешочек, куда собираются волосы). Чеченские красавицы носили ожерелья, большие кольца, браслеты, броши и другие украшения (из серебра или бронзы, но не золотые).

Женская обувь была разной:

  • тапочки из кожи;
  • туфли на каблуке на жесткой подошве;
  • ботинки – по ноге, состояли из нескольких кусков кожи;
  • сапоги на каблуке из сафьяна.

Что касается мужской обуви, то это в основном сапоги немного ниже колен из мягкой кожи. В древности богатые люди носили туфли без каблуков, а на голени надевали ноговицы из сафьяна.

Еще один обязательный аксессуар в мужском гардеробе – папаха. Это шапка из овчины конусообразной формы. Удивительный факт: нельзя было трогать чужую папаху – считалось оскорблением владельца.

Женская одежда


Чеченки. Фото Дмитрия Ермакова. Около 1900 года.

И мужская, и женская одежда изготавливались женщинами. Навыки изготовления одежды передавались из поколения в поколение. Небогатые женщины для изготовления одежды использовали высококачественное домотканное сукно. Высшее сословие изготавливало одежду из дорогих привозных тканей: шёлка, атласа, бархата. Фасон женской одежды был схож с мужским: платье походило на черкеску; куртка на вате напоминала бешмет.

В XIX веке горянки носили рубахи (чечен. Коч) с разрезом на груди и стоячим воротником. Рубаха шилась из хлопка и шёлка и по длине доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава закрывали кисти. Рукава праздничных рубах спускались почти до пола.

Свадебное платье

Свадебные платья (чечен. Гӏабали) дошли почти неизменными до наших дней. Их шили из белого или светлого шёлка. Для украшения использовали галуны, кружева, металлические застёжки, подвески, иногда золотое шитьё. Под платье поверх рубашки одевался бархатный приталенный бордовый или голубой кафтанчик с нашитыми серебряными накладками с позолотой, которые были видны в вырезе платья. Свадебное платье перетягивалось медным или серебряным поясом с позолотой. Пластинки пояса имели гравировку или накладки с филигранью и соединялись между собой шарнирами, украшались драгоценными или полудрагоценными камнями: агатом, сердоликом, бирюзой. Рукава платья спускаются почти до земли.

Тёплая одежда

В холодное время женщины носили распашную одежду из шёлковой или хлопчатобумажной ткани, стёганную на тонком слое шерсти или ваты, которая имела покрой черкески с узким рукавом. Тулупы, которые носили чеченки, шились обычно из овчины. Состоятельные женщины покрывали тулупы различными тканями. Тулупы и шубы были одеждой женщин старшего возраста. Молодёжь предпочитала утеплённые бешметы.

Обувь

Женская и мужская обувь имела много общих черт. Богатые чеченки носили башмаки, туфли и галоши местного производства. Более распространённой среди менее обеспеченной части населения была сыромятная обувь.

Праздничная женская обувь (чечен. Пошмакхаш) представляла собой туфли с глухим носком без задника на твёрдой подошве с небольшим каблучком. Носок такой обуви часто делался из цветной кожи или бархата и украшался вышивкой.

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Азербайджан

До начала 30-х годов XX столетия часть азербайджанок носила одежду, которая скрывала не только фигуру и волосы, но иногда и лицо.

В городах женщины при выходе из дома надевали чадру – большое покрывало, закрывающее всю фигуру. Чадра у азербайджанок могла быть самых разных цветов. Лицо при этом прикрывали платком или кружевной сеткой. Такая одежда была характерна для Баку, Бакинского уезда, Нахчывани, Ордубада, Гянджи и Шамахи.

Фото: Александр Соломонович Роинов, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»

Деревенские жительницы чадру надевали редко, лишь при выезде из родного села. Обычно ограничивались перекрыванием рта и носа частью головного платка (яшмаг).

«Чадру шили из гладкой материи черного и темно-синего цвета, а женщины из богатых семей покупали нарядные шелковые покрывала ярких тонов. В Баку чадру изготовляли чаще всего из легких атласных, шелковых или муслиновых тканей. Легкие и мягкие ткани позволяли делать более изысканные и красивые драпировки. Женщины победнее довольствовались чадрой из сатина и ситца. На выход в гости, на свадьбу надевали чадру белого цвета из шелковой ткани в клеточку», – отмечает доктор философии Измира Кулиева в статье «Женские головные уборы как атрибут азербайджанского национального костюма».

«Выходя из дома, наряду с чадрой женщины закрывали лицо полотняным платком (рубенд), в котором перед глазами находятся два сетчатых отверстия, пропускающие лишь слабый свет», – продолжает Кулиева.

Портрет женщины в национальном костюме. Баку. Вторая половина XIX в. МАЭ РАН 2021

Одним из элементов женского головного убора была повязка – чутгу, сшитая в виде узкого чехла. Чутгу повязывали вокруг головы, прикрывая лоб, собирали в нее волосы и закладывали на спину. Поверх чутгу носили платки (шелковый кялагаи, крепдешиновый орпек), шали или чадру. Вместо чутгу как нижний головной убор могли использовать косынку – лячек.

Борьба с чадрой среди азербайджанцев началась в 1908 году с протестов либеральной буржуазии. Однако духовенству удалось подавить сопротивление. Была достигнута договоренность, что протесты прекратят взамен на то, что представительниц буржуазии, одетых в европейском стиле, не будут преследовать.

После прихода советской власти началась кампания за «освобождение женщин Востока» – худжум (наступление). Для азербайджанцев она запомнилась кампанией по снятию чадры, которую, как и центральноазиатскую паранджу, считали символом угнетения женщин.

Фото: Дмитрий Иванович Ермаков, Национальная парламентская библиотека Грузии, Цифровая библиотека «Ивериели»

В течение 1929 года от чадры отказались около 270 тысяч азербайджанок. Одной из первых это публично сделала азербайджанская киноактриса, впоследствии известный химик Иззет Мирза Ага кызы Оруджева и четыре ее сестры. Они прилюдно сбросили чадру прямо на бакинской улице, которая тогда так и называлась – Чадровая (сейчас это улица Мирза Ага Алиева, имени отца девушек).

Однако кампания против чадры сталкивалась с сильным сопротивлением. Некоторых женщин, отказавшихся от чадры, родственники выгоняли из дома. В 1930 году отец убил свою дочь Сару Халилову, которая сбросила чадру и пошла работать на фабрику. Ее убийство спровоцировало демонстрации по всей республике.

В 1960 году в Баку поставили памятник освобожденной женщине, это фигура женщины, снимающей чадру. Автор памятника Фуад Абдурахман был вдохновлен персонажем Севиль из пьесы Джафара Джаббарлы «Севиль». Главная героиня проходит путь от затворницы, которую муж выгнал из дома, до сбросившей чадру образованной женщины. В 1929 году по мотивам пьесы был снят фильм. Роль Севиль в нем сыграла Иззет Мирза Ага кызы Оруджева.

“Птичье” название

Сами чеченцы называют себя нохчий (во множественном числе). Исследователи связывают происхождение этого слова с особенностями родо-племенного деления и именований.

Согласно самой распространённой теории, слов “нахчо” могло означать основную часть племён, которые, объединяясь, передали своё название и родственным этносам. Таким образом появились чеченцы, что сохранили самоназвание.

Групповой портрет мужчин и девушки в традиционных костюмах. Вторая половина XIX века / Зейдлиц Николай Карлович

А вот привычное нам слово “чеченцы” имеет крайне необычное происхождение. Востоковед А. П. Берже, отмечал, что название это могло появиться у русских как ассоциация языка чеченцев с птичьим щебетом.

Адольф Петрович Берже писал:

В дальнейшем учёные высказывали предположения, что этноним образовался от названия села чечень, но, на мой взгляд, изначально всё происходило именно так, как указал А. Берже.

Чеченцы на свадьбе, XIX век / Джордж Кеннан

Особенности женского чеченского костюма

Детали чеченского наряда

В традиционной одежде чеченцев как мужчин, так и женщин, существовал минимальный набор предметов, достаточный для выхода на улицу: нижняя рубаха и штаны, у женщин к этому набору добавлялся платок. В мужском костюме преобладали тёмные тона, но нижняя рубашка (бешмет), как правило, контрастировала по цвету с остальной одеждой.

Женские наряды отличались более разнообразной цветовой гаммой, но яркие платья могли себе позволить только девушки и женщины, чеченки постарше такой наряд считали для себя неприличным и предпочитали спокойные цвета.

Это интересно: Бурятский национальный костюм (49 фото) — костюмы бурятов, современные и стилизованные костюмы Бурятии, история

Характер

Чеченцы веселые, впечатлительные и остроумные люди, но в тоже время отличаются суровостью, коварством и подозрительностью. Эти черты характера, вероятно, выработались у народа в ходе вековой борьбы. Даже враги чеченцев давно признали, что эта нация храбрая, неукротимая, ловкая, выносливая и спокойная в борьбе.

Важен для чеченцев этический кодекс чести Къонахалла, который представляет собой универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от его религии. В этом кодексе отражаются все нормы нравственности, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа. Этот кодекс древний и существовал у чеченцев еще в аланскую эпоху.

Никогда чеченцы не поднимают руку на своих детей, потому что не хотят, чтобы они выросли трусами. Очень привязаны эти люди к своей родине, которой посвящены различные трогательны песни и стихи.

Заключение

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий