Сокровища Туркменистана — ковры

Ковры в Туркменистане

Туркменистан славится своими коврами, которые специалисты по коврам считают потомками самых чистых и древних традиций ковроткачества в Центральной Азии. Многие туркменские ковры ошибочно называют бухарскими коврами в честь города в соседнем Узбекистане, где они активно продавались.

Туркменские ковры ценятся за их качество, насыщенные цвета и прекрасные геометрические и цветочные узоры. Они традиционно были ярко-красными и украшенными черно-белыми узорами.

Ковры традиционно ценились кочевниками, потому что их было легко транспортировать, они обеспечивали тепло, и их можно было использовать как мебель, декоративные настенные и напольные покрытия. Советский Союз превратил ковроткачество в государственную индустрию с фабриками, выпускающими ковры массового производства.

В президентском дворце Туркменистана висит самый большой в мире шерстяной ковер ручной работы. Завершенный в 2001 году, он составляет около 300 квадратных метров и весит почти 1,5 метрических тонны в соответствии с книгой рекордов Гиннесса.

Туркмены очень серьезно относятся к своим коврам. Ковры являются символом туркменской культуры в целом. У каждого туркменского племени есть свои уникальные мотивы, пять главных изображены на флаге Туркменистана.

В стране есть Министерство Ковров, которое фокусируется на сохранении традиций ручного ткачества. Когда человек хочет купить ковер в Туркменистане, он должен подготовить много документов, которые уточняют: возраст, регион происхождения, используемые материалы, имя продавца, день, когда ковер был приобретен, и предоставить документацию в Министерство Ковров, которое дает разрешение на вывоз ковра из Туркменистана.

В последнее воскресенье мая в Туркменистане отмечается День ковра. Этот национальный праздник был учрежден еще до провозглашения независимости страны в 1991 году. Одно из главных мероприятий — масштабное ковровое шоу, организованное государственной корпорацией «Туркменский ковер» в составе 16 предприятий.

исторический обзор

История Туркменистана сформирована миграциями, союзами, племенными войнами и даже насильственным истреблением целых племен. Наше знание истории туркменских племен и их миграций, а также характеристик их конкретных структур и узоров позволяет нам отнести ковер или другую ткань с узлами к определенному племени и определенному разделу его истории. Разнообразие цветов и орнаментов, а также их возможное символическое значение являются предметом обширных, часто спорных исследований.

В изобразительном искусстве туркмен многие архаичные узоры сохранились до начала 20 века. Первоначальные туркмены были древним персоязычным народом , жившим в степях Западной Центральной Азии. Их племенная военная организация, вероятно, восходит к влиянию гуннов . Турецкое влияние пришло с эфталитами в VI веке нашей эры и, в большей степени, с иммиграцией огузов в IX и X веках. Первоначальное население перешло в огузы и стало исламским. Монголо шторм в 13 – м веке привело к разрушению городов и сельскохозяйственных оросительных систем, а также метала туркмен обратно в кочевой образ жизни , который они поддерживают на протяжении всей их дальнейшей истории. Туркменские кочевники жили на границе между более могущественными государствами, такими как Персидская империя , Хорезмия и Узбекское ханство . Более независимые, чем их соседние народы, они смогли сохранить большую часть своей традиционной культуры. В 19 веке туркмены попали под власть Российской империи . После распада Советского Союза бывшая Туркменская Советская Социалистическая Республика стала независимым государством Туркменистан .

Материалы

С самого начала для изготовления полотнищ применялась шерсть овцы, так происходит и сейчас. Главные положительные качества данного материала:

  • легко отделывается;
  • долговечный;
  • прочный;
  • изделия получаются очень тёплыми.

Однако во время подготовки шерсти к плетению применяется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, с самого начала применялись исключительно настоящие добавки – аж до Девятнадцатого века просто не было другой альтернативы. Однако с появлением химической отрасли начали возникать не настоящие красители, которые начали использоваться при изготовлении туркменских ковров.

С самого начала реагенты выделяли вещества которые вредны, что не имело возможности не отобразиться на общем качестве и востребованности ковров. Естественно, что с каким то периодом ситуация преобразилась. И в наше время хоть и используются не настоящие красители, однако они уже невредны для человеческого здоровья и не выделяют в атмосферу ядовитые вещества.

Цвет и орнаменты

Не обращая внимания на изобилие различных видов туркменских шерстяных полотнищ, у них у всех доминируют красный цвет и его оттенки. У множества изделий фон из бордовых нитей, благодаря этому такой цвет считается ключевым.

Вообще, для плетения могут применяться какие угодно оттенки, в особенности сегодня, когда окрасить шерсть в необходимый цвет не составляет большого труда. Однако самые распространенные тона:

  • черный – служит для облицовки орнамента и выступает цветом различных стихий;
  • синий;
  • оранжевый.

Также активно применяется зеленый окрас – это символ плодородия и урожайности.

Бордовый фон

Что же касается рисунка, то каждой периферии характерен личный стиль. Хотя на многих коврах туркмены «рисуют» собственную историю, точнее, определенные моменты из нее. Практически узор полотнищ носит символичный характер – на многих коврах можно рассмотреть узоры, обозначающие степи и следы животных.

Также, на многих рисунках отображаются религийные направления и история различных народностей. Историки не прячут, что старые полотна, кроме культурной ценности, имеют так же и научную. Ведь каждое каста использовало ковры для передачи того, как они видят мир вокруг вас. Также на данных шерстяных изделиях отражалась нынешняя картина мира. Ведь в каком-нибудь смысле узор – это код, благодаря которому мастера слали письмо иным людям.

Туркменский ковер

Практически подобные ковры делаются не только в Туркмении. Они ткутся на территории Таджикистана, Узбекистана и прочих Азиатских стран. Обусловлено это тем, что история создания данных изделий уходит далеко в глубину веков. В то время еще не было деления на государства, а существовали кочевые племена, которые и занимались ткацким искусством.

Аналогичным образом, методика передавалась много поколений и сбереглась до наших периодов. А самый устаревший ковер, сохранившийся в наше время, осуществлен в V веке до нашей эры. Вообще, для азиатских народов ковер – это символ мира и дома. У них даже есть старинная пословица: там, где положишь на землю ковер, будет оазис. Аналогичным образом, становится ясно, что этот народ олицетворяет данные изделия с процветанием.

С самого начала ковры ткались кочевыми племенами. Оседлые жители тех мест не владели аналогичными технологиями и могли заплетать исключительно из шелка. Потому как племена нередко передвигались, то главным назначением изделий из шерсти было абсолютно не украшение дома. Коврами утепляли шатры и применяли их для остальных домашних потребностей.

Для кочевников это был один из показателей благосостояния. Чем больше у семейства было ковров и чем лучшего они были качества, тем обеспеченнее считалась семья. И это не удивляет, ведь из-за ручной технологии изготовления одна работница могла сплести в среднем около 5 метров квадратных ковра за месяц. Так, чтобы получить изделие, которым можно было бы укрыть полы в маленькой комнате, нужно было 2-3 месяца работы.

Пример изделия

Главное! В Туркмении есть государственный музей ковра – это говорит про то, что данные изделия воспринимаются как народное достояние.

Государственный символ

Государственный музей ковра собой представляет один из основных центров культуры столицы Туркмении. Его площадь превосходит 5 тысяч метров квадратных. На данной территории хранится более 3 тысяч экземпляров шерстяных изделий. Кроме выставки, ковры тут подвержены реконструкции. А это очень сложный и трудный процесс, так как главные работы выполняются ручным способом.

Туркмения – только одна страна, где отмечается день ковра. Он ведется каждое последнее воскресенье мая. А флаг страны украшен нестандартным рисунком. Аналогичным образом, для Туркмении ковер – это не просто шерстяное изделие, а настоящий государственный символ с многолетний историей.

Музей ковров

История азербайджанского ковроткачества

По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел,  хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.

Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом  к концу XV века.

Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:

Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век  Ковер «Зейва»,  Губа

Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век

Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах

На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.

Способы изготовления

Существует три основных способа создания этих настоящих произведений искусства: плетение, ткачество и валяние. Все они представляют собой разновидности ручной работы.

Изделие называется плетеным, если пряжа прикреплена к ткани путем вплетенных узелков. Как правило, он покрыт ворсом. Основа может быть из шерсти, шелка, хлопка или акрила. Выделяют разнообразные способы рукоделия и разные наименования узелков: персидский, турецкий, тибетский, берберский, испанский и другие. Работа реализуется на раме – горизонтальном или вертикальном узловязальном станке, что является классикой коврового производства.

Полотно, которое создано из двух перекрещивающихся систем нитей (продольных и поперечных), является тканым ковром. Такой вид обычно не обладает ворсом, а узоры формируются путем вышивки. Виды тканых ковров отличаются в зависимости от места производства и техники: келим, палас, джиджим, дурри, сумах, силех, фирнех, шаддах. Безворсовые используются для будничного пола, а ворсовые – для украшения помещений и праздничного декора.

Валяные ковры изготавливаются из шерсти и применяются для теплоизоляции помещения.

Пряжа для тканевых и плетеных ковров состоит, как правило, из натуральных волокон: хлопка, чистого шелка и овечьей шерсти. В некоторых местностях используются синтетические «добавки»: акрил, вискоза и другие.

Исследуя антикварные изделия, можно обнаружить также мохеровую, козью и верблюжью шерсть или волос яка. Помимо этого, некоторые экземпляры отличаются наличием золотой и серебряной проволоки.

Персидские ковры

Это великолепное многообразие: шёлковые, шерстяные, паласы, безворсовые, циновки, килимы, сумахи, ворсовые, вязанные, яркие, красивые, восточные, модные, стильные, оригинальные, художественные, декоративные, дизайнерские, круглые, овальные, квадратные, дорожки, скульптурные, классические, гобеленовые, современные, детские, дорогие, элитные, ковры самолеты(вертолеты), но дешевые ковры также есть… натуральные, настенные, эксклюзивные(лучшие производители — Джамшиди, Забихи, Каземи, Радам, Дардашти, Ахмади, Раджабиан, Эрами, Мирмехди). Перечислять можно бесконечно, выбор из Ирана огромен. Есть около 100 областей в Иране, где ткут персидские ковры. Даже лучшие специалисты из музея ковров в Тегеране не могут похвастаться полнотой своих знаний о персидских коврах.

Особенности расположения узоров

В зависимости от того, каким образом расположен на ковре узор, можно выделить несколько типов:

  • Медальон – находится в центре композиции, состоит из множества элементом, бывает круглым, овальным, ромбовидным, ассоциируется с солнцем, иногда напоминает изображение глаза;
  • Авшан – переводится как усеянный и представляет собой повторяющийся по всей площади изделия рисунок без использования центрального медальона;
  • Хешти – изделие условно разделено на квадраты, в каждом из которых содержится индивидуальный орнамент;
  • Михраб – изображение молитвенной ниши мечети в дополнении с растительными мотивами и другими причудливыми формами.

Стильные украшения для пола и стен

Представленные в этом разделе ковры обладают такими характеристиками:

  • площадь – от 1 м2; до 15 м2;;
  • высота ворса – от 3,5 мм до 12 мм;
  • материал – шерсть, полипропилен, акрил, вискоза, полиэстер;
  • цвет – различные оттенки белого, бежевого, красного, синего, серого, коричневого;
  • узор – классические орнаменты, абстракция;
  • страна производителя – Польша, Турция, Бельгия, Россия, Молдавия.

Выбирайте и заказывайте понравившийся вариант, и мы отправим его с курьером по Москве или же любой транспортной компанией в другие города России. Если же у вас остались вопросы относительно выбора подходящего коврового покрытия – задайте их нашим специалистам!

Беширские ковры

Ковры, производимые в селе Бешир формально принадлежат мастерам-эрсари. Однако вследствие того что население Бешира очень пестрое, в действительности трудно сказать, какому племени принадлежит традиция орнаментирования данного типа ковров. Беширские ковры имеют весьма необычный для Туркестана декор. Для них, например, характерен растительный орнамент в виде тюльпанов и гвоздик, гипертрофированный гёль, склонность к асимметрии. Некоторые исследователи отмечают, что беширские ковры по своему художественному облику и техническим характеристикам приближаются к некоторым типам кавказских и средне-восточных ковров. Цвета очень живые, самые яркие во всем Туркестане. Наиболее ценные ковры отличаются разнообразными оттенками фона красного цвета и полихромным рисунком с точно рассчитанным включением желтого цвета.

Фотографии ковров сделаны автором сайта на выставках, прошедших в Музее Востока (Москва):

Туркменистан

Самый большой ковер в мире

В конце 20 века ковроткачество в Туркменистане стало одной из важнейших отраслей экономики. В 1992 году День туркменского ковра официально стал государственным праздником, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье мая. Среди современных туркменских ковров выделяется самый большой в мире ковер ручной работы общей площадью 301 м 2 , который был соткан в 2001 году, а в 2003 году занесен в Книгу рекордов Гиннеса .

Геральдика

Вертикальная полоса Флага Туркменистана изображает пять основных узоров туркменских ковров. Эти узоры отображаются с вторичными фигурами, распределенными по краям. Узоры отражают национальное единство Туркменистана. Пять традиционных ковровых мотивов на красном диске герба Туркменистана представляют пять основных племен или домов и олицетворяют традиционные и религиозные ценности страны. Эти племена туркменских в традиционном порядке являются Тека , Йоает , Arsary , Chowdur и сарык ( Saryq ).

Образы в геральдике
Флаг ТуркменистанаГерб ТуркменистанаГерб Туркменистана (1992—2000 гг.)Герб Туркменистана (2000—2003 гг.)Герб Туркменистана как республики в составе Советского Союза (1937-1991 гг.) И пост-независимого Туркменистана (1991-1992 гг.)

Министерство Ковров

Государственное объединение « Туркменхалы» — крупный поставщик на мировой рынок чистошерстяных ворсовых туркменских ковров ручной работы из Туркменистана. Основными видами деятельности корпорации являются производство и продажа туркменских ковров и ковровых покрытий, сохранение традиций ручного ковроткачества, реставрация старинных ковровых орнаментов и изделий.

Фрагмент ловушки туркменского верблюда конструкции Салыр

Фрагмент туркменского текинского ковра с национальными узорами

Фрагмент туркменского ковра с изображением фигурок хранителей четырех врат туркменской вселенной.

Музей туркменского ковра

Указом Президента Туркменистана от 20 марта 1993 года в Ашхабаде создан Музей туркменского ковра . Музей ковра — один из культурных центров Туркменистана, в котором выставлено около 2000 экспонатов ковров, в том числе редких. Например, в музее есть самое маленькое ковровое изделие, предназначенное для ношения с ключами. В музее также проводится реставрация старинных ковров. Это сложный процесс — некоторые искусно сотканные старые образцы содержат до 1 350 000 узлов. Музей постоянно обновляется, а его сотрудники проводят поиски и собирают коллекции старинных ковров. Новое здание Национального музея туркменского ковра имеет общую площадь 5089 м 2 . В музее также проводятся международные научные форумы и конференции.

История туркменских ковров

Самый старый ковер в мире – «Пазырыкский ковер» 4-го века до н. э. — был найден в алтайских горах недалеко от современного Туркменистана. Он имеет некоторые основные сходства с современными туркменскими коврами. В 12-й главе «Путешествий Марко Поло», которая рассказывает о путешествии итальянского путешественника в Иран и Центральную Азию в 13-м веке, Марко Поло сказал: «Самые прекрасные и самые красивые ковры сделаны здесь, и богатая ткань красного и других цветов сотканы здесь». Это было одно из первых упоминаний о восточных коврах западными источниками. Туркменские ковры были представлены в картинах Европейского Возрождения.

Ковровые изделия, такие как чувалы (мешки для хранения), хорджуны (седельные сумки) и торбы (палаточные сумки), использовались туркменскими кочевниками для перевозки одежды, палаток и хозяйственных товаров на верблюдах и лошадях при перемещении их лагерей. Все эти предметы имели символы и узоры, уникальные для каждого племени, которые до сих пор используются сегодня.

Первые исследователи туркменской ткацкой культуры исходили из того, что туркмены всегда были кочевниками, и поэтому исторические корни их ткачества нашли отражение в кочевых традициях. Убедительной гипотезой представляется то, что искусство завязывания узелков выросло из практических потребностей кочевого образа жизни. Мобильность была важным требованием этого образа жизни, и вся личная собственность кочевника должна была быть легкой, легко переносимой и изготовленной из легкодоступного сырья, самым важным из которого была шерсть собственных стай овец. Сваленные ковры обеспечивали защиту от холода под ногами, а также могли использоваться как покрывала и одеяла.

Тем не менее, общее мнение сегодня заключается в том, что, хотя кочевники, несомненно, сыграли важную роль в развитии свайного ткачества, они, возможно, на самом деле не изобрели его. В кочевой среде легче было делать войлоки и фиатные переплетения. Валяние, действительно, вероятно, является одним из старейших текстильных методов. Никакая тень не требуется, и детали могут быть сделаны за сравнительно короткий период времени. В отличие от этого производство узелкового ковра может занять несколько месяцев, и поэтому вряд ли это техника, подходящая для кочевого образа жизни. Всякий раз, когда ковры изображаются в раннем искусстве, будь то Восточное или Западное, они связаны с властью и богатством, как религиозными, так и светскими. Кажется, что долгое время ковры были привилегией высших эшелонов обществ, которые их производили или импортировали. Поэтому более вероятно, что они были произведены оседлыми общинами, а не полукочевыми.

Особенности туркменских ковров

Туркменские ковры отличает довольно строгий декор и сдержанная цветовая гамма.  Как правило, для фона используется ярко-красный цвет, для рисунка — белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета.
В качестве материалов использовались лучшие сорта овечьей и верблюжьей шерсти. А также для ворсовой нити ковра употребляли цветной шелк и бумажную пряжу.
Основа центральной композиции туркменских ковров — это так называемый гёль (в переводе с туркменского языка значит «узор, рисунок, узорчик»). Он представляет из себя довольно сложную симметричную фигуру с внутренним орнаментом, часто обрамленную замысловатыми лепестками, крючками, зубцами. Нередко внутренний рисунок гёля делится на четыре части, которые соединяются между собой линиями или решетками. Обычно гёли располагаются в несколько рядов, часто сочетаются с более мелкими мотивами геометрической формы. Согласно некоторым исследованиям, орнамент гёль является изображением тотема данного племени — ковры каждого племени отличают свои неповторимые узоры.
Также для туркменских, как впрочем, вообще для среднеазиатских ковров, характерно наличие элемов — широких поперечных полос с орнаментом, расположенных по двум противоположным концам ковра. В старинных ворсовых коврах они были паласными, с середины XIX столетия стали ткаться ворсовыми с определенным узором.

Туркменские ценности

Главными сокровищами Туркменистана остаются знаменитые шерстяные и шелковые ковры, символ трудолюбия и мастерства. Вывозить из страны изделия, имеющие возраст старше 50 лет запрещено, поэтому туристам советуют делать такие покупки в государственных магазинах и хранить чеки для предъявления на таможне. Если же ковер приобретен у частого лица, то покупатель за свой счет проводит экспертизу, получает заключение о возрасте, только на основании этого документа он сможет вывезти свою покупку на родину.

Ковер, в некотором плане, священный символ Туркмении, в прежние времена каждое племя имело свои традиционные узоры. Люди, умеющие расшифровывать узоры, могли рассказать, как жило племя и чем занималось, какие ремесла были распространены, какие культурные традиции существовали. Сегодня на туркменских коврах присутствуют национальные узоры, символические изображения растений и животных, прежде всего тех, которые распространены в этом регионе.

Понятно, что настоящие туркменские ковры, сотканные из шерсти или шелка, стоят достаточно дорого, не по карману многим простым путешественникам. Есть вариант купить кошму, так называются войлочные циновки. Они активно используются в быту туркменами, поэтому и иностранные гости смогут найти этим подаркам практическое применение, ежедневно напоминающее о прекрасном путешествии.

Не менее прекрасным напоминанием о Туркмении станут украшения из серебра и других металлов, они пользуются популярностью у женской половины группы и имеют очень симпатичные названия:

  • «йзек», десять колец, которые цепочками соединялись с браслетом, отдельные из них имели еще и наперсток, удобный для шитья и вышивания;
  • «асык», украшение для волос, напоминающее формой фигурку богини, символ женской силы и плодовитости;
  • «борек», головное украшение в виде трапеции, имеющее сложную систему узоров;
  • «сомсоле», тоже украшение для головы, состоит из маленьких кулончиков, внешне похоже на бахрому.

Кроме этих украшений, туркменские женщины и девушки носили символы-обереги. Например, «дагдан» являлся эмблемой сельджуков, выполнялся в виде двух орлов, символизировавших божественную силу. «Гольяка» – украшение очень крупных размеров, которое носили на груди, на цепочке. Понятно, что для туристов истинное, символическое значение украшений не грает такой роли, как для туркменов

Гости больше обращают внимание на эстетическую составляющую, будут ли гармонировать с современными нарядами браслеты, кулоны и подвески, выполненные по старинным туркменским технологиям

Туркменистан открывается не только во время путешествия по его бескрайним степям или горным регионам. Продолжить знакомство с этой древней и прекрасной страной можно и после возвращения из нее, пытаясь разгадать секреты туркменских узоров на ковре или символы, присутствующие в массивных женских украшениях из металла. Желание познать тайны древних туркменов может подвигнуть туриста на возвращение в страну и продолжение маршрута.

Прочные и яркие

А некоторые рукодельницы и вовсе не боялись постелить свои ковры под ноги скачущих лошадей. Нити были настолько прочными, что легко выдерживали удары копыт. Такие ковры могли прослужить более 200 лет. При этом туркмены всегда очень бережно относились к коврам. Они считались одушевлёнными предметами, «живущими» вместе с людьми. Резать или рвать ковёр строго запрещается – «умереть» он может только от старости, после чего с почестями будет похоронен.

Если сегодня проблем с различными красителями нет, то в старину приходилось ограничиваться лишь имеющимися в доступе цветами. Как правило, на туркменских коврах преобладает красный цвет, который давали растительные пигменты. Нередко использовали краску жёлтого и зелёного оттенков, которую тоже получали из растений. А вот синий цвет достать было не так просто – его привозили издалека. Поэтому на большинстве старинных ковров этот оттенок нельзя увидеть.

Праздник туркменского ковра – не только восхищение прекрасными ковровыми изделиями, но и чествование их создательниц / turkmenistan.gov.tm

День ковра посвящён уникальным изделиям туркменских мастериц. Конечно, в наше время производство ковров стало автоматизированным, но ручная работа по-прежнему очень высоко ценится. Ковёр можно использовать всюду, украшая им стены, пол, ниши жилища. На туркменских коврах сияет солнце и распускаются цветы, а сами творения ковровщиц поражают наше воображение. Неудивительно, что эти шерстяные шедевры получили свой особенный праздник.

На обложке: Праздник туркменского ковра / turkmenportal.com

Символы Туркмении

Культуру туркмен невозможно представить без их традиционных ремёсел. Одним из самых древних занятий стало ковроткачество. Самый большой ковёр, созданный рукодельницами Туркменистана, занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Туркменские мастера ткут изделия, которые отличаются долговечностью и красотой. Более того, такие ковры уже стали мировым брендом.

Для самих туркмен ковёр – не просто необходимое украшение жилища и важная деталь интерьера. Уже много веков этот предмет имеет сакральное значение. По ковру можно было определить достаток семьи, её статус и даже принадлежность к определённому роду. Ковёр стал неким символом Туркменистана. Ежегодно туркмены отмечают день ковра.

Другой страстью туркмен являются скакуны. Знаменитые ахалтекинцы, «быстрые как ветер» красавцы, известны во всём мире. В прежние времена на таких конях разъезжали султаны, знаменитые ханы, цари, которым их привозили из туркменских земель. Эти животные отличаются невероятной красотой, силой, своенравием и выносливостью.

В наши дни туркмены отмечают Праздник туркменского скакуна, посвящённый лошадям. Это торжество предполагает демонстрацию возможностей и внешности прекрасных лошадей, а также конные соревнования.

Ахалтекинский скакун – гордость Туркмении / turkmenportal.com

История появления туркменских ковров.

Считается, что узоры туркменского ковра идентичны узорам на керамики IV тыс. до н.э. Древнейший сохранившийся ковер датирован V веком до н.э. и принадлежит пазырской культуре. Позже ковры под именем парфянских, персидских и бухарских были известны в разных странах мира.

Туркменские ковры производились в древности туркменским племенами, для различных бытовых целей, в том числе для юрт, дверных завесов и мешков различных размеров.

Они были сделаны полностью из шерсти, с геометрическими узорами, которые варьировались от племени к племени. Туркменский ковер являлся символом власти и достатка.

В III в. до н.э. парфянские ковры экспортировались в древнюю Европу и ценились римскими императорами и зажиточными людьми. К XIII столетию появляются письменные известия о туркменских коврах. Известный путешественник Марко Поло восторженно писал о туркменских коврах , что они «самые тонкие и красивые на свете».

С конца XIX века туркменские ковры стали показывать на различных выставках в Америке, России, Европе и т.д

Многие ценители искусства начали обращать на них внимание

Так слава о коврах Туркменистана разошлась по всему миру и их ценят по сей день.

Ковры производили в разных странах, но именно в Туркмении их сделали национальным достоянием и «визитной карточкой» страны. Даже на флаге и гербе Туркменистана изображены элементы узора ковров.

История

Два туркмена на ковре перед входом в юрту . (1905-1915)

Первоначально почти все туркменские ковры изготавливались кочевыми племенами , почти полностью с использованием местных материалов, будь то шерсть стада, растительные красители или другие природные красители из страны. Они имеют геометрический рисунок, который варьируется от племени к племени; в первую очередь йомуты , эрсари, сарыки, салоры и текке . Неровности — считаются часть очарования ковра по коллекторам — тогда довольно часто, так как натуральные материалы варьируются от партии к партии, и шерстяные нити основы или уточные нити могут растягиваться, особенно на ткацком станке. Регулярно демонтированы для транспортировки и вновь в другом лагерь.

Совсем недавно в городах появились большие мастерские, продукция которых имеет меньше неровностей, а также изменилась технология. С 1910-х годов в дополнение к натуральным красителям стали использовать синтетические красители. Размер ковров кочевых племен ограничен тем, что можно сделать на переносном ткацком станке; Коврики большего размера, производимые в деревнях, с тех пор стали более распространенными. Использование хлопка для изготовления нитей основы и утка также стало обычным явлением.

Ковры, производимые в больших количествах для экспорта в Пакистан и Иран , также продаются под названием «Туркменские ковры». Обычно они изготавливаются из синтетических красок, хлопковых нитей основы и утка, а также шерстяного ворса и имеют мало общего с настоящими коврами туркменских племен. На этих экспортных коврах используются разные узоры и цвета, но наиболее распространенным является так называемый бухарский узор , который происходит от основного узора Текке, часто на красном или бежевом фоне. Другая часто встречающаяся модель вдохновлена ​​коврами Ersaris с восьмиугольным узором, который называется «слоновья лапка» .

Многие афганские ковры очень похожи на туркменские ковры. Афганистан производит много относительно грубых и недорогих ковров, в основном на экспорт, и многие из них используют бухарские узоры . Однако есть и очень красивые афганские ковры, многие из которых выполнены с использованием туркменских мотивов.

Национальный музей ковра , который сохраняет примеры периода туркменских ковров, находится в Ашхабаде , Туркменистан .

«Традиционное искусство ковроделия в Туркменистане» внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества вдекабрь 2019.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий