Структурные
К структурным видам относят производные основных с использованием нитей разных по толщине. Основа или уток для создания рельефа или рисунка удваивается по толщине в 2 – 3 раза. Несмотря на структуру полотна, оно мягкое и прочное. В зависимости от происхождения использованных волокон могут меняться показатели жесткости.
Репс
Репс относится к материалам, производным от простого (полотняного) переплетения. Материал подразделяют на три группы: основной и уточный репс, полурепс. Такое деление зависит от того, какая нить создает утолщение.
На поверхности репса образуется поперечный рубчик; на ткани, выработанной уточным репсовым плетением — продольный.
Полурепс может быть как уточным, так и основным. В технологии пролурепса используют раппорты с настилами различной величины.
С помощью данного способа производят файдешин, фланель из х/б сырья, платьевые и костюмные вид шерсти, шелковый и хлопковый репс.
Рогожка
Еще одним представителем подвида простого переплетения является рогожка. Перекрытие нитей производят с усилением утка и основы в раппорте. Поверхность полотен имеет структуру в виде чередующихся в шахматном порядке крупных квадратов. Оксфорд и двунитка — типичные представители рогожки.
Твил
Твил — ткань, выработанная саржевым переплетением, где нити основы, а также утка демонстрируют соотношение 2/2. Особенность материала в том, что в процессе производства используют скрученные нити. История возникновения связана с Шотландией, где ее производство было обусловлено желанием создать теплую одежду, защищающую от холодных ветров.
Производят из хлопка (твил-сатин), в смеси с полиэстером, с эластаном (твил-стрейч). Полотна имеют фактурную поверхность и благородный блеск.
Свойства атласа, преимущества и недостатки ткани
Особая скользящая фактура и блеск делают атлас очень эффектным и нарядным материалом. Но хорошо в нем не только это! Чем еще отличается эта ткань, благодаря чему она не теряет спроса и популярности на протяжении целых веков?
Начнем с положительных свойств ткани. Очевидными плюсами считаются:
- Драпируемость атласа. Ниспадающие многочисленные мягкие складки делают возможным создание невероятно женственных, оригинальных фасонов.
- Благородный внешний вид — комплексная характеристика, в которую заложены блеск, сияние, ультрагладкая фактура. Именно за счет этих свойств атлас стал популярен в вечерней моде.
- Продолжительный срок службы. Благодаря особому переплетению, атлас получается износостойким и долговечным материалом.
- Воздухопроницаемость и гигроскопичность. В случае с атласом из натурального сырья эти характеристики очевидны, современные материалы (полиэстер, вискозный ассортимент) также отвечают всем гигиеническим требованиям и могут использоваться для изделий второго слоя (не для пошива белья).
Есть у атласа и недостатки, которые вытекают, в основном, из его плюсов.
Работать с гладкой поверхностью нелегко: срез из-за особенностей переплетения может осыпаться, возможно появление зацепок при неаккуратной работе с тканью. При неправильном уходе полотно из натуральных нитей может давать усадку, а из синтетического сырья — электризоваться.
Жаккардовые виды
Жаккардовые полотна отличаются тем, что рисунок на них производится не с помощью печати, а выполняется на этапе переплетения нитей. Окрашенные в различные цвета нити участвуют в ткачестве. В результате получают полотна с двусторонним орнаментом.
Текстильные полотна с жаккардовым переплетением легкие и прочные, не тянутся, сохраняют форму, не подвержены выгоранию и линьке, выглядят очень дорого и презентабельно. Стоимость данного материала высока. Но и прослужит изделие из жаккарда не один год. При правильном уходе такие вещи не теряют первоначальной привлекательности десятки лет.
Ткани это мое все! Я училась в Московском Государственном Текстильном институте имени А. Н. Косыгина, на кафедре материаловедения и товарной экспертизы. Работала на швейном производстве технологом и вот я в декрете, жду ребеночка:). Благодаря знакомству я стала автором статей о тканях и безумно этому рада! Надеюсь вам нравится мой труд!
- Свежие записи
- Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
- Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
- Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
- Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
- Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом
Преимущества и недостатки хлопковых тканей
Хлопчатобумажные материалы обладают многими достоинствами, благодаря которым они широко используются в различных сферах. Вот какие из них можно назвать.
- Ткань, изготовленная из натуральных волокон, гипоаллергенна, не вызывает раздражения даже при длительной носке.
- Высокая гигроскопичность и воздухопроницаемость полотен.
- Хорошая теплорегуляция — даже в жару в одежде из хлопка будет комфортно. В то же время полые внутри хлопчатобумажные волокна хорошо удерживают воздух, сохраняя тепло в прохладную погоду.
- Мягкость, но в то же время высокая прочность — хлопок выдерживает разрывную нагрузку почти такую же, как и шелк. Этим объясняется их практичность.
- Приятен к телу, не затрудняет движения.
- Не боится спирта и уксуса, которые используют для устранения пятен.
Вместе с несомненными достоинствами хлопок также имеет некоторые функциональные особенности, которые следует учитывать при выборе ткани для пошива того или иного изделия.
Он чувствителен к высоким температурам. Если полотно на хлопчатобумажной основе нагреть, то прочность его волокон может уменьшиться в два раза. Материалы, произведенные из хлопкового полотна, подвержены заметной сминаемости и истиранию. Для улучшения этих характеристик к натуральным волокнам добавляют синтетические, а также пропитывают специальными растворами.
Хлопковые материалы не любят агрессивных моющих средств, которые способны повредить их. Если в помещении, где они хранятся, будет повышенная влажность, то полотно заплесневеет или загниет. Еще одна особенность хлопковых полотен — плохая растяжимость. Кроме того, некоторые из них могут давать сильную усадку, например, деним. Вот почему специалисты советует перед тем, как начинать пошив изделия, постирать отрез, а затем прогладить его с паром.
Как ухаживать за сатином
Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.
Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, саржевым и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.
Китайские аналоги
В последнее время в продаже предлагается большое разнообразие дешевых китайских сетей, которые сумели завоевать особую популярность в широком кругу рыболовов. Страной изготовления этих снастей является исключительно Китай. Для сравнения, модели, которые якобы считаются финскими, не всегда вяжутся в Финляндии.
Ввиду невысокой стоимости утилизировать или оставить в воде такую снасть в случае зацепа совсем не жалко. Наличие различных конфигураций длины и размеров ячеек позволяет использовать сеть для перекрытия крупных озер и рек, где водится различная рыба. Однако качество подобных изделий всегда остается сомнительным.
Серьезной проблемой является производство недостаточно огруженных конструкций, которые не способны занять нужный горизонт в толще воды и всплывают на поверхность. Используемые узлы бывают недостаточно надежными, что приводит к их развязыванию в случае зацепа или атаки крупной рыбы.
Саржевое переплетение ткани: свойства, виды, где применяется
Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.
Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи — узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.
Внешний вид
Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту — это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот.
Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.
Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются гладкокрашеные, набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в ткани деним.
Разновидности переплетения
Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:
Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает уток, угол будет шире, и наоборот, когда уток больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.
Чем хороша саржа
Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:
Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.
Обзор материй
Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон — хлопок, лён, — так и искусственных и синтетических.
Шерстяная саржа
Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.
Примеры:
Полушерстяная
Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.
Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность — шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.
Хлопковая
100%-е хлопчатобумажные полотна — самые плотные. Такую саржу называют суровой.
Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка — неокрашенные.
Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.
Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.
К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.
Шёлковая и полушёлковая
Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.
Ассортимент и применение
От типа используемого сырья зависят основные свойства ткани и сфера её применения.
Хлопковый сатин
Лёгкая мягкая ткань, производится только из хлопковых волокон. Может быть различной плотности, гладкокрашеным, с набивным рисунком, с 3Д тиснением. Используется для производства постельного белья.
Обладает гигроскопичностью, прочностью (выдерживает многократные стирки), не теряет окрас долгое время. На таком гладком белье комфортно спать — летом оно обладает приятным охлаждающим эффектом.
Блэк-аут
Читайте про: волокна различного назначения: основные характеристики.
Двух или трёхслойная ткань, состоящая из полиэфирных нитей двойного сатинового переплетения, обработана акриловой пеной. Практически полностью поглощает солнечный свет (на 99 %). Имеет большую плотность, но при этом тонкая, сохраняет мягкость и легко драпируется. Используется для производства штор для спальных комнат и декорирования помещений. Защищает от солнечных лучей, неонового света, света автомобильных фар и рекламных вывесок. Также обладает шумоизоляционными свойствами (поглощает около 30 % шумов). Благодаря плотности сохраняет тепло.
Существует несколько видов блэк-аута: горючий и негорючий из огнеупорных волокон. Негорючий блэк-аут сначала начинает тлеть, не давая пламени разгораться, затем совсем гаснет. При этом не выделяется никаких токсичных веществ. Такой материал используют для отделки гостиниц, ресторанов и других помещений, где предполагается большое скопление людей.
Полисатин
Прочный материал, на основе синтетических или смесовых (хлопок + полиэстер) волокон. Из полностью синтетического полисатина производят красивые шторы, скатерти, покрывала, обивку для мебели. Такие изделия легко чистятся, мало мнутся, практически не выгорают и не изнашиваются. Из смеси полиэстера и хлопка шьют постельное бельё и домашнюю одежду (халаты, пеньюары).
Полисатин не обладает такими же хорошими гигиеническими свойствами как натуральный сатин, кожа в нём практически не «дышит», но стоит он значительно дешевле.
Полисатиновые изделия электризуются и могут вызывать аллергию, это следует учитывать при покупке. Также может образовывать катышки на поверхности.
Мако-сатин
Тонкая мягкая ткань из высококачественного хлопка с гладкой блестящей поверхностью и матовой изнанкой, очень плотная.
Экологически чистое бельё из мако-сатина не вызывает аллергии, не накапливает статическое электричество, практически не мнётся. Выдерживает многократные стирки.
Креп-сатин
Дорогая шёлковая ткань, в основе — шёлк-сырец, в утке — креп-шёлк. Обладает блестящей гладкой лицевой поверхностью, с изнанки — матовый, мелкозернистый.
Из креп-сатина производят женские блузки, вечерние платья и театральные костюмы. Для пошива можно использовать обе стороны полотна или комбинировать их в одном наряде.
Показатели качества
На особенности материала влияют и другие параметры. Это толщина волокон, метод переплетения, скрутка нитей, их длина, плотность прилегания друг к другу.
Правильная ткань для пошива постельного белья должна иметь поверхностную плотность 120-150 г/м². А чтобы поверхность была гладкой, волокна должны быть длинными, тонкими и прочными. Если используются короткие нити, которые соединяются между собой узелками, полотно становится шероховатым и неоднородным.
От того, как туго скручены нити, зависит износостойкость и мягкость изделия. Чем сильнее скрутка, тем прочнее и жёстче полотно. А постельное бельё из слабо скрученных волокон более приятное и нежное на ощупь.
Самый важный показатель, характеризующий качество материала – это его плотность. Она бывает двух видов: линейная и поверхностная.
Линейная – это показатель, характеризующий толщину нитей соотношением массы ткани к её длине. Выражается в кг/м.
Различают низкую плотность (от 20 до 30), средне-низкую (от 35 до 45), среднюю (от 50 до 65), средне-высокую (от 65 до 85), высокую (от 85 до 120) и очень высокую (от 130 до 280).
Поверхностная – параметр, определяющий массу волокна (в граммах), приходящуюся на 1 м². Именно эта величина указывается на упаковке постельного белья или на рулоне материала.
Считается, что чем выше поверхностная плотность ткани, тем она качественнее. Но слишком плотный материал может быть тяжёлым, жестким и неприятным для тела
Поэтому лучше принимать во внимание показания обоих параметров
Мелкоузорчатые комбинированные схемы
К комбинированным схемам относят составные виды переплетений, при которых они чередуются. В этом случае происходит чередование и добивается необычный узор.
Виды с продольными или поперечными полосами
Относительно современные виды ткацких переплетений. Они интересны тем, что возможно комбинировать любые простые виды без потери их идентичности. На готовом полотне они складываются в интересные формы. Возможно добиться ромбовидного рисунка, крестообразного, квадратного и прочее.
Зачастую чередуются следующие виды:
- Репс смешанный с полотняным видом. Образуется аккуратная, приятная ткань, обладающая высокой прочностью. Не боится растяжений и при этом имеет характерную зернистость.
- Ломаная саржа с рогожкой. Получается специфическая смесь рисунка елочки и квадрата.
Комбинации выбираются произвольно, в зависимости от конкретного желаемого узора
Важно соблюдать правило разности рисунков. Рубчики должны идти в разные стороны, не перекликаться и сплетаться в один новый
Креповые схемы
Представляют собой простые схемы, но с произвольным удлинением перекрытий. В некоторых случаях они создаются методом комбинации двух разных видов плетений. Полученный узор будет похож на шелки, образованный с помощью креповой крутки.
В связи со своими свойствами, креп получается весьма капризным. Она легко усаживается даже в нормальных условиях, а при высоких температурах и влажности резко портится.
Базовые термины
В ткачестве используется два типа нитей:
- Одни из них направлены вдоль полотна, являются опорными и называются основой. Эти нити претерпевают большое растяжение, многократно изгибаются, на них оказывают заметное давление рабочие детали станка. Поэтому в основе всегда применяют особо прочные нити из лучших волокон, подвергшихся скручиванию. Очень часто нити, которые закладывают в основу, дополнительно укрепляют шлихтой (растворами клеящего характера).
- Перпендикулярно основе сориентированы нити утка. На них ложится меньшая нагрузка. Следовательно, к уточным нитям предъявляются меньшие требования.
Нити утка протягивают через нити основы. В этом состоит суть технологии ткачества.
Типы переплетения нитей ткани
По ширине и длине всего полотна основной узор постоянно повторяется. Единица узора, которая воспроизводится в процессе получения ткани, называется раппортом. Попросту говоря, это прямоугольный или квадратный фрагмент рисунка, созданный из строго определенного количества продольных основных и поперечных нитей, называемых уточными. Раппорт является характеристикой общего рисунка ткани. Количественно он выражается дробью, в верхней части которой указано, сколько подряд нитей основы содержится в раппорте, в нижней части – суммарный показатель соседних нитей утка, размещенных между пересечением нитей.
Это интересно: Лубяные волокна — целлюлозное волокно, виды, описания
Ткань – саржевое переплетение
Сатиновое переплетение. Внизу – поперечный разрез. |
Ткани саржевого переплетения обладают большей мягкостью, тибкостью и эластичностью, чем ткани полотняного переплетения.
Фильтровальные ткани. |
Ткани саржевого переплетения имеют более высокую пропускную способность, чем ткани полотняного переплетения, но уступают им по тонкости фильтрования и прочности. Такой тип переплетения имеет хлопчатобумажная ткань фильтродиагональ, а также некоторые синтетические ткани.
Трико-арден – ткань саржевого переплетения, цветная шпг с цветными просновками.
Полотняное переплетение тканей.| Саржевое переплетение тканей типов 1 / 2 ( а и 3 / 1 ( б.| Сатиновое переплетение тканей типа 5 / 2. |
При одинаковой плотности ткани саржевого переплетения имеют меньшую прочность, чем ткани полотняного переплетения. С саржевым переплетением вырабатывают нанку, кашемир, диагональные и другие ткани.
Саржевое, или киперное переплетение ( рис. IV-3, б), характеризующееся диагональным распределением перекрытий ни рей. Ткани саржевого переплетения характеризуются повышенной эластичностью и растяжимостью, особенно при действии сил-по диагонали.
Саржевое, или киперное переплетение ( рис. IV-3, б), характеризующееся диагональным распределением перекрытий нитей. Ткани саржевого переплетения характеризуются повышенной эластичностью и растяжимостью, особенно при действии сил по диагонали.
Тканевое переплетение.| Ткацкие рисунки переплетений. |
Перекрытия одноименные ( основные или уточные), имеющиеся в раппорте саржевого переплетения, соприкасаются друг с другом лишь в одном, диагональном направ лении. Ткани саржевого переплетения с раппортом 3 и более нитей применяются в производстве резиновых изделий, но в меньшем, по сравнению с тканями гарнитурового переплетения, количестве и ассортименте, в тех именно случаях, когда требуется дать возможно более гибкие конструкции. Примерами таких тканей являются: тифтик для водолазных костюмов, саржа для кардных лент, ткани для мембран.
Другая разновидность саржевого переплетения с раппортом 4 приведена на рис. 167, г. Перекрытия одноименные ( основные или уточные), имеющиеся в раппорте саржевого переплетения, соприкасаются друг с другом лишь в одном, диагональном направлении. Ткани саржевого переплетения с раппортом 3 и более нитей применяются в производстве резиновых изделий, но в меньшем, по сравнению с тканями гарнитурового, переплетения, количестве и ассортименте, в тех именно случаях, когда требуется дать возможно более гибкие конструкции. Примерами таких тканей являются: тифтик для водолазных костюмов, саржа для кордных лент, ткани для мембран. Видоизменения и усложнения переплетений одного класса ( например, по рис. 167, б), представляющего собой производное от гарнитурового, и комбинации переплетений различных классов ведут к мелкоузорчатым, сложным и фасонным переплетениям, определяющим рисунки поверхностей тканей и существенно влияющим на структуру, а следовательно на прочность и на растяжимость ткани.
Оклеечные покрытия, состоящие из кислотостойкого рулонного материала, пропитанного мастиками и лаками на основе термореактивных смол, надежно защищают поверхность бетонных и железобетонных конструкций от воздействия растворов сильных кислот средних концентраций. В качестве рулонного материала применяют пер-хлорвиниловую ( хлориновую) ткань саржевого переплетения из хлорвиниловых волокон либо стекловоло.
Эти перекрытия, располагаясь по сдвигам, идут в виде наклонных узких полосок при одинаковой основной и уточной плотности под углом в 45 и образуют на ткани диагональные рубчики. Диагональные полосы эти образуются на одной стороне ткани нитями основы, выступающими на поверхность, а на другой стороне образуются нитями утка. Ткань саржевого переплетения может иметь две различные стороны. На лицевой стороне бывает ясно выявлена лучшая и более ценная пряжа, будь то основа или же уток. Направление диагональных полос может итти снизу слева вверх направо ( фиг. Число основных и уточных нитей в раппорте всегда одинаково.
Ткани полотняного переплетения используются для нательного и постельного белья. Ткани атласного переплетения выгодны для защиты от дождя, так как капли воды легко скатываются с их гладкой поверхности; кроме того, они пригодны и для защиты от ветра. Ткани саржевого переплетения отличаются высокой степенью прочности и потому пригодны в качестве подкладочного материала. Ткани крепового переплетения наиболее рыхлые, содержат большое количество воздуха и потому лучше защищают от холода.
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Техника: вертикали и горизонтали
На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.
Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.
Полотняное
Это самое простое и распространенное переплетение, которым создаются множество хорошо известных тканей – бязь, ситец, перкаль, муслин, фланель, батист и многие другие. При полотняном переплетении нити основы перемежаются с нитями утка в шахматном порядке. Узор ткани предельно прост: уточная нить попеременно пересекает основную и сразу уходит под другую. Следовательно, раппорт состоит из 4 нитей: 2 уточные нити и 2 основные. Лицевая и изнаночная стороны выглядят идентично. Поверхность готового полотна гладкая и матовая. Из-за жесткой структуры материал сильно мнется.
Самым древним видом ткани, в основе лежит простое полотняное плетение, является миткаль. Она была создана несколько тысячелетий назад. Миткаль практически не изменилась с тех давних пор и является чем-то вроде полуфабриката, пригодного для изготовления другой текстильной продукции.
В хлопчато-бумажной промышленности полотняное переплетения используют в основном для выработки постельных, плательных, рубашечных и технических тканей.
Простота полотняного переплетения предопределяет небольшое количество его производных.
Репс
Один из вариантов полотняного переплетения – репс. Репс получает способом удлинения перекрытий: уточных или основных. Например, одна нить утка перекрывает 2 или 3 нити основы. Ткань, полученная таким способом имеет характерный горизонтальный (основной репс) или вертикальный (уточный репс) рельефный рубчик. Репс может быть с постоянным или переменным рубчиком.
Однако рубчик на ткани можно получить и другим способом: достаточно в этом случае использовать более толстые нити утка. Такое плетение называют «ложный репс». А ткань, полученная таким способом – поплин.
Рогожка
Еще одна разновидность полотняного переплетения – рогожка. В этом случае 2 нити утка перекрывают 2 нити основы.
Есть еще фасонная рогожка. В этой разновидности используются элементы полотняного и репсового плетения, благодаря чему на ткани получают простой геометрический узор.
Что такое ткацкое переплетение?
Ткацкие переплетения – главнейшая характеристика тканых материалов. Именно переплетение наряду с материалом волокон определяет, каким же будет конечное полотно, его свойства и внешние качества. Разнообразная техника плетения создает мелкий узор ниток на тканевой поверхности.
В ткачестве участвуют 2 основных вида верхней и нижней нитки – основа и уток. Основой называются вертикальные волокна, проходящие параллельно друг другу. В изготовлении сложных, пестротканных материй могут использоваться две основы – коренная и прижимная. К этой нити предъявляются высокие требования относительно прочности и эластичности, ведь она в процессе ткачества подвергается постоянному натяжению и трению.
Уток – нить, проходящая горизонтально, поперек основы. Чаще всего она не настолько крученая, как основа, более ворсистая и пушистая, заполняет своим ворсом промежутки между нитками.
Переплетение – это способ, которым верхняя и нижняя нитки перекрывают друг друга. Для его описания используются следующие термины:
- Перекрытие (nF) – точка пересечения верхней и нижней нити. В зависимости от того, какая нитка проходит сверху, бывает основным (nFO) и уточным (nFУ).
- Раппорт (R) – количество перекрытий до того, как чередование начнет повторяться. В зависимости от нити, по которой ведется отсчет перекрытий, бывает раппорт по основе (Ro) и по утку (Rу).
- Сдвиг (S) – число, показывающее, насколько удалено перекрытие от следующего такого же. Бывает вертикальным (So) и горизонтальным (Sу).
Что такое ткацкое переплетение?
Ткацкие переплетения – главнейшая характеристика тканых материалов. Именно переплетение наряду с материалом волокон определяет, каким же будет конечное полотно, его свойства и внешние качества. Разнообразная техника плетения создает мелкий узор ниток на тканевой поверхности.
В ткачестве участвуют 2 основных вида верхней и нижней нитки – основа и уток. Основой называются вертикальные волокна, проходящие параллельно друг другу. В изготовлении сложных, пестротканных материй могут использоваться две основы – коренная и прижимная. К этой нити предъявляются высокие требования относительно прочности и эластичности, ведь она в процессе ткачества подвергается постоянному натяжению и трению.
Уток – нить, проходящая горизонтально, поперек основы. Чаще всего она не настолько крученая, как основа, более ворсистая и пушистая, заполняет своим ворсом промежутки между нитками.
Переплетение – это способ, которым верхняя и нижняя нитки перекрывают друг друга. Для его описания используются следующие термины:
- Перекрытие (nF) – точка пересечения верхней и нижней нити. В зависимости от того, какая нитка проходит сверху, бывает основным (nFO) и уточным (nFУ).
- Раппорт (R) – количество перекрытий до того, как чередование начнет повторяться. В зависимости от нити, по которой ведется отсчет перекрытий, бывает раппорт по основе (Ro) и по утку (Rу).
- Сдвиг (S) – число, показывающее, насколько удалено перекрытие от следующего такого же. Бывает вертикальным (So) и горизонтальным (Sу).
Свойства тканей с сатиновым переплетением
Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:
- гладкость,
- плотность,
- мягкость,
- блеск,
- износостойкость,
- сохранение насыщенности цвета после окрашивания.
У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.