Армянский национальный костюм

Особенности

Женский костюм

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.

Мужские головные уборы

Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.

Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.

Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.

Особенности традиционного стиля

Армянская национальная одежда имеет свои особенности, которые делают ее уникальной и узнаваемой.

Одной из главных особенностей армянского традиционного стиля является его яркость и насыщенность цветов. В национальных костюмах часто использовались яркие оттенки красного, синего, зеленого и желтого цветов. Такая палитра символизировала радость, энергию и жизнерадостность армян.

Традиционная армянская одежда также отличается сложностью и разнообразием вышивки. Она является важным элементом декора и позволяет передавать различные символические значения. Вышивка наряду с орнаментикой выступает как защитный и амулетный знак, который придает индивидуальность и уникальность каждому наряду.

Одним из ключевых элементов армянского традиционного стиля является тюрбан, который носили как мужчины, так и женщины. Тюрбан – символ мудрости, благородства и уважения. Его форма и украшения различались в зависимости от пола и социального статуса человека.

Важным элементом армянской национальной одежды являются юбки – «тутюн» и «тус» (для женщин) и брюки с высокой талией – «шαλвαр» (для мужчин). Они изготавливались из сырья, которым служили шелк, бархат или лен. Такие материалы были выбраны из-за своей прочности и возможности выделения элегантности и индивидуальности.

Традиционная армянская одежда по-прежнему имеет важное значение в культуре и традициях армянского народа. Она стала неотъемлемым элементом национальной идентичности и продолжает вызывать интерес своей уникальностью и красотой

Мужской костюм

Как украшают армянский костюм? Женский тараз

Декорирование армянского национального женского костюма

Оговорюсь, что женский армянский костюм существует в двух основных вариантах — западноармянском и восточноармянском. Западноармянский костюм отличается большей вычурностью и, соответственно, декором.

В отличие от мужского костюма, армянки украшают даже свое нижнее платье — нижние штаны у щиколоток собираются и имеют нарядную бархатную кайму, украшенную позолоченной тесьмой, поскольку видны из-под платья (а вот мужские штаны просто заправляют в носки). Как и мужские, женские нательные штаны держатся на талии при помощи ходжана — скрученного из разноцветных нитей пояса, имеющего на концах яркие кисточки.

В некоторых провинциях Армении украшалось и платье-рубаха — грудь и ворот обшивали все той же бархатной тканью и мелкими серебряными украшениями.

Однако на основании многочисленных фотографий можно сделать вывод, что это было не единственным способом украшения полочки нижнего платья: зачастую ее расшивали разноцветными орнаментами, как правило, стилизованными растительными мотивами, а также любимой армянами геометрической фигурой — ромбом — во всевозможных вариациях и сочетаниях.

Однако главным украшением женского армянского тараза, конечно, является фартук. Он может представлять из себя прямоугольник или иметь иную форму, быть ярким или довольно сдержанным, но все равно является поистине искусством.

На фото выше запечатлена жительница Западной Армении (современной Турции), как ни странно, в довольно скромном бархатном фартуке, лишь по низу украшенном позолоченной вышивкой.

На фотографии выше представлена другая разновидность фартука скошенной внизу формы, широко используемая при пошиве танцевальных армянских костюмов.

На фотографии выше представлены разные разновидности фартука — сидящая справа девушка одета в платье, стиль которого отдает даже грузинским влиянием — фартук представляет собой две полосы однотонной ткани, в точности как и в грузинском костюме.

Закрепляется на талии фартук поясом, обычно изготовленным из серебра или с серебряными вставками. Нужно сказать, что армянские пояса столь искусно сделаны и изящны, что многие из них времен Османской империи сегодня хранятся в музеях!

Верхнее платье — архалук, как и мужское, также шикарно украшено по периметру: рукава, часто длинные и распашные, по краю украшаются золотой тесьмой или вышивкой растительных или геометрических орнаментов, как и подол самого платья:

На этом фото запечатлен костюм западной армянки, на нем можно разглядеть не только декор подола архалука, но и великолепную расписную тесьму на нижних штанах!

А на этих фотографиях хорошо виден декор рукавов платья — золотые вышитые орнаменты.

Отдельно нужно коснуться темы головных уборов. Как правило, головной убор армянки представляет собой высокую или низкую шапочку с закрытым или открытым верхом, богато украшенную монетами и другими мелкими серебряными деталями, поверх которой набрасывается легкая фата.

Редко шапочка лишена серебряных украшений и декорирована узором из ромбов, как на правом фото ниже.

Головные уборы

Головные уборы были самыми разными.

Секс. Имя. Материал. Описание. Область применения.

Parti — мука и бумага. Высота башни составляла 15-18 см, под ней была наклеена лента из монет. На него была накинута туго завязанная красная шаль. Восточная Армения.

Меховая шапка из овчины . Форма шляпы сильно варьировалась от региона к региону. Восточная Армения.

Бухари — бухарская шерстяная шапка. Дорогие полусферические шапки-каракуль, доступные только состоятельным армянам Восточной и Западной Армении.

Кюветика — шерсть, хлопок. Вязаная или сшитая шапка, цилиндрическая, без околыша, декоративная, украшенная богатой вышивкой.

Феска — войлок красного цвета, украшенный черными шапками с кистями. Более старые имеют голубой или фиолетовый цвет. Платок оборачивается вокруг фески и завязывается узлом на затылке, концы свободно свисают. Для молодых мужчин кисточки снимались или заменялись серебряными украшениями. Западная Армения.

Особенности орнамента и цвета в армянском национальном костюме

Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века). В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина». Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия. Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.

Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости.

Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Разновидности

Женский

В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».

Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.

Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.

Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок

Сверху он крепился на узкий поясок.

Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.

Детский

Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.

Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».

Мужской

В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.

Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.

Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.

Мужская

Виды и значение орнамента

Женская национальная одежда

Армянские женские костюмы не имели существенного различия относительно региона. Составляющие национальной одежды для девушек:

  • основанием армянского костюма служила длинная нательная рубашка «халав». Национальная одежда кроилась по простой схеме. По старинному завету западные армяне для пошива «халава» использовали материю белого цвета, а восточные – красную. Ткань складывали пополам, схематически намечали просторные рукава, косые клинышки сбоку, округлую горловину и разрез от линии груди. Оставалось проложить швы, вышить горловину национальными узорами;
  • вместе с рубашкой подразумевалось ношение нательных штанов – «похан». Мастерицы использовали при раскрое штанов хлопчатобумажную ткань красного цвета, независимо от региона проживания. Открытые участки «похана» у щиколоток надлежало декорировать тесьмой и вышивкой золотыми нитями. Соединение красного и золотого в армянских костюмах считалось символом благополучия и полноты жизненных сил;
  • сверху «халава» нужно носить «архалух», напоминающий удлиненный кафтан. Для пошива использовали ткань красного или изумрудного цвета. Старшие по возрасту женщины предпочитали насыщенные тона лилового или фиалкового. У «архалуха» выкраивали вырез в области груди и прорези по бокам, образующие три части на подоле. Спереди образовались две узкие полосы, а сзади – одно широкое полотнище. Застегивался такой кафтан только на линии талии, подвязывался шелковым шарфом или пояском. Знатные женщины крепили на талии посеребренные или позолоченные пояса (как свидетельство богатства и статуса);
  • для праздников специально шился народный наряд под названием «минтана», напоминающий по силуэту «архалук». Он не имел разрезов по бокам, богато украшался национальной армянской вышивкой или тесьмой по рукавам;
  • западные армянки носили богатые одеяния, если сравнивать с восточными соотечественницами. Был оригинальный подход к пошиву верхней одежды (больше декорирования с вышивкой на костюме). Вместо нательной рубашки женщины облачались в шелковые или хлопковые платья «зпун» или «антари». Традиционный для восточных армянок «архалук» заменяли сплошным с боков платьем «хатифа» или «джуппа». Женщины экспериментировали с типом ткани и покроем одежды, сохранялось единственное условие – должны оставаться открытыми рукава нижнего платья;
  • еще одним атрибутом армянского костюма западных жительниц считался расшитый передник на узком пояске «гогноц», совсем не обязательный к ношению восточными армянками.

Завершающим одеянием стала шерстяная накидка, закрывающая силуэт от посторонних взглядов. В зимний период богатые армянки носили бархатное пальто алого цвета, отороченное лисьим или куньим мехом.

Мужской армянский костюм

Армянину следовало внимательно подбирать детали костюма, ведь глава семьи должен отличаться презентабельным видом, внушать уважение соратникам. Прослеживается разница между одеждой жителей восточных и западных регионов.

Традиционное одеяние:

  • на старинных фото армянских костюмов для мужчин видно сочетание нательной ситцевой или шелковой рубахи («шапик») с хлопковыми или шерстяными шароварами («шалвар»). Обычно штаны окрашивали в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в XX веке традиционные шаровары сменили брюки по типу галифе под кожаный ремень;
  • в широкий шов на талии у «шалвар» продевали специальным образом шнур, заканчивающийся кисточками. Снизу поддевали штаны под названием «вартик» или «похан», которые следовало примотать у щиколотки или заправлять в длинные носки. Для пошива «похан» женщины раскраивали домотканое полотно, позже пошла в дело фабричная бязь;
  • к распространенной верхней плечевой армянской одежде относится «архалух», изображения которого находят на старинных гравюрах и в похоронных склепах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди, был притален сзади. Одежда прошивалась снаружи, имела крючки для застегивания. Для пошива выбирали покупные ткани по типу ситца или сатина коричневого, темно-синего или черного цвета. Тесьмой декорировали края рукавов, подол с воротником;
  • на распашной кафтан («архалух») надевали «чуху», служившую не только теплой верхней одеждой, но и парадным нарядом. В старину бедные семьи брали у богатых людей «чуху» на свадьбу жениху (как символ благосостояния). Если в XIX веке для пошива использовалось домотканое полотно, то позже стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавали ткани темного цвета, спереди пришивали специальные изделия («газырницы»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельнокроеными рукавами, богачи предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитыми бархатом или золотой тесьмой.

Мужскому армянскому костюму больше характерны изменения ввиду влияния чужеродной культуры. Жители восточных регионов носили «архалух», который западными армянами был изменен на короткую жилетку «елак» с вырезом в области груди. Укороченную курточку под названием «бачкон» носили поверх «елака».

На западе укрепилась традиция обильно расшивать узорами рубаху, жилетку, куртку и даже шаровары. Вместо пояса часто повязывали широкую шаль, складки которой служили вместилищем для ношения мелочей.

Подписи к слайдам:

АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Подготовила: воспитатель Кононова Татьяна МБДОУ № 31 Г. Сергиев Посад Столичной области

. ЦЕЛЬ : Ознакомление малышей с историей армянского государственного костюмчика. ЗАДАЧИ : Образовательные : знакомить малышей с историей армянского государственного костюмчика, с чертами его наружного вида; учить малышей ассоциировать, обрисовывать, созодать выводы. Развивающие: содействовать развитию речи, введением новейших слов: « архалух » , «чуха» , « шалвар » , « шапик » , « халав » , « похан » , « минтана » , « гогноц » . Воспитательные : воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) у малышей энтузиазм к армянской культуре, толерантность по отношению к чужому виду жизни.

. АРМЯНЕ – один из древних народов мира, история которого насчитывает около 3-х тыщ лет.

Обитатели каждой страны носят собственный национальный костюм. Обычная армянская одежка весьма ярка и многообразна

Мужской армянский костюм состоит из монотонной рубахи с низким воротником, которая именуется – ШАПИК. Сверху на шапик восточные армяне надевали кафтан – АРХАЛУХ – из шёлка либо сатина. Длина его доходила до колен. Архалух застегивался на пуговицы и петли, сплетенные из шнурков. Западные армяне носили жилет – ЕЛАК. Всю одежку мужчины подвязывали узеньким кожаным ремешком. ОДЕЖДА МУЖЧИН

Подпоясывались также широким вязанным либо тканевым шарфом, который складывали в несколько слоев и обматывали вокруг талии. Таковой пояс мог быть как сумка либо кармашек, поэтому что в его складки прятали кошельки, платок и затыкали за пояс ножики. Головными уборами мужчины служили конические шапки – меховые, войлочные и матерчатые, также пышноватые папахи.

Нижней одежкой мужчины в Армении были широкие штаны – ШАЛВАР. На талии такие брюки держались благодаря узкой тесьме с вытканными на ней узорами и с кистями на концах. Понизу штаны поначалу заправляли в вязанные из разноцветных шерстяных нитей носки, а сверху, захватывая часть штанины, их обматывали широкими кусочками ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) .

Западные армяне носили КАЗАХИК – маленькая одежка из козьего меха Восточные армян носили БУРКИ — широкие шубы из овчины ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА МУЖЧИН

ОДЕЖДА ЖЕНЩИН Одежка армянок состоит из длинноватой рубашки – ХАЛАВ , с косыми клиньями по краям, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав дамы надевали длинноватые брюки – ПОХАН. Брюки шили из красноватой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. А верхняя одежка дам называлась также АРХАЛУХ.

В Армении также костюмчики украшали вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди, оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой. Весьма принципиальной частью костюмчика армянок был расшитый передник — ГОГНОЦ с узеньким тканым пояском.

Классической обувью парней и дам служили лапти — ТРЕХ с заостренным носком. Их шили из 1-го цельного кусочка грубой сыромятной кожи Принципиальное пространство в обуви занимали вязаные кружевные носки – ГУЛПА. Их носили и мужчины и дамы. В городке мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и с загнутыми носками. А дамы остроносые туфли без задников

В торжественные деньки армянки надевали платьице – МИНТАНА , такое же, как и архалух . Края рукавов платьица были обшиты узким шнуром и застегивались на маленькие пуговицы. Дамы носили накидки с богато увенчанным ободком, (КОТИК) шапочки с золотым шитьем (ВАРД) и тонкие прозрачные вуали.

Западные армянки носили богато увенчанные камнями позолоченные пояса из серебра Восточные армянки носили матерчатый длиннющий пояс из х /б либо шелковой ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) красноватого цвета

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий