Азербайджанские ковры: история, воплощенная в ковроткачестве

Азербайджанские ковры: 9 вещей, которые нужно знать перед покупкой

Азербайджанские ковры известны во всем мире своим качеством и высокой художественной ценностью. Этот ковер может стать прекрасной инвестицией для вашего дома: он прослужит несколько столетий и не только потеряет свои цвета и привлекательность, но и станет еще более ценным и экспансивным. Однако чтобы купить действительно качественную вещь, вам нужно знать несколько вещей о ковроткачестве в Азербайджане.

Факт №1

Азербайджанские ковры могут быть плоскими и ворсовыми. Самый популярный тип плоских ковров, производимых в настоящее время в Азербайджане, называется «сумак» и «килим» и производится из овечьей шерсти. Ковры имеют абсолютно разные производственные процессы и узоры. Ковры, сделанные на севере страны, более обширны, чем те, которые производятся на юге, потому что они имеют более высокую плотность.

Факт №2

Ковры со сложным рисунком и тонкими орнаментами имеют высокую плотность, поэтому сделать их сложнее. Если ковер имеет очень большие элементы, центральное поле имеет мало деталей, и граница также очень проста, то этот ковер был произведен очень быстро, он имеет низкую художественную ценность и, скорее всего, низкую плотность. Цена за этот ковер не должна быть высокой.

Факт №3

Существует семь регионов в Азербайджане, которые производят ковры: Баку, Ширван, Куба, Табриз, Карабах, Гянджа, Газах. Каждый регион имеет свою технологию, типичные узоры и цвета.

Факт №4

Основные цвета азербайджанских ковров — красный, синий, зеленый, желтый и кремовый. Ковры, которые имеют бирюзовый фон, например, скорее всего, производятся в Иране, так как там это очень популярный цвет. Каждый регион имеет свои популярные цветовые палитры и, зная их, вы можете легко определить, откуда ковер.

Факт №5

Азербайджанские ковры в основном изготавливаются из шерсти (ягненка или овцы). В Азербайджане существует только один регион производства шелка — Шеки. Количество произведенного шелка очень мало, поэтому цены на настоящий шелковый ковер, изготовленный в Азербайджане, чрезвычайно высоки. Большинство магазинов в Баку продают шелковые ковры персидского стиля, произведенные в Китае (иногда также скрывая эту информацию от покупателей).

Факт №6

Обычно овец стригут два раза в год: осенью и весной. Шерсть, стриженная весной, мягче и ярче. Такие же характеристики применяются к шерсти ягненка и овцы. Еще одна особенность шерсти ягненка заключается в том, что она поглощает только натуральные красители, в отличие от овечьей шерсти, которая может поглощать даже искусственные красители. Очень интересно, какие ингредиенты используются для изготовления красителей. Например, для получения желтого оттенка используется лук, для коричневого — фундук. Именно поэтому ковры из овечьей шерсти в основном будут иметь ту же цветовую палитру, что и красный, синий, желтый и коричневый.

Факт №7

Каждый узор ковра что-то рассказывает. Обычно он представляет собой простую и домашнюю жизнь женщин, которые делают его, и пейзаж, который они видят каждый день из своего окна: стая овец, пасущихся лошадей, цветов и птиц. Иногда это символы, которые пришли в наши дни с древних времен. Каждая деревня имеет свои собственные узоры и, зная их, вы можете понять, где ковер был сделан.

Факт №8

Некоторые ковры, продаваемые в Азербайджане, имеют следующий эффект: если перевернуть их вверх дном, они резко изменят свой цвет. Причина в том, что некоторые производители ковров моют ковры с помощью смягчителей, а затем гладят их для достижения гладкости ворса.

Факт №9

Плотность — это одна из самых важных вещей, на которую стоит обращать внимание при покупке ковра. Чем больше плотность, тем прочнее ковер, и тем выше цена. Считается, что низкая плотность составляет от 25х25 узлов на квадратный дециметр

Высокая плотность — 45х45 узлов и выше. 60 x 60 узлов — очень высокая плотность, используемая для производства ковров для Дворца Султана. В наше время очень редко можно встретить ковры такого качества

Считается, что низкая плотность составляет от 25х25 узлов на квадратный дециметр. Высокая плотность — 45х45 узлов и выше. 60 x 60 узлов — очень высокая плотность, используемая для производства ковров для Дворца Султана. В наше время очень редко можно встретить ковры такого качества.

История ковроткачества в Тюменской области

Одним из старейших  регионов российского ковроткачества является современная  Тюменская область.  По мнению историков, производство ковров в этом северном крае берет начало в XVI веке после завоевания Сибири отрядами Ермака и начала её  активного экономического освоения новыми переселенцами, в том числе, благодаря торговле с Туркестаном.

В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. В сёлах жило много ковроделов, шерсть была менее дорогая. Ковры здесь пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры ковров  представлялись на всевозможные выставки. Столичные путешественники, кому случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической  деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей. Были большие ковры настенные, половые, поменьше — сундучные, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.

В XIX веке ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда, ткали ковры и в самой Тюмени. Орнамент сибирских ковров своеобразен и отличается от орнамента ковров восточных. В центре ковра помещалось изображение одного-двух бутонов роз,  мака, шиповника. Цветы настолько крупные, что занимали почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет. Изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества — это геометрические фигуры или обобщённые геометрические  мотивы. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звёзды или геометрические цветы.

В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, густо заставленных цветами — яркими фуксиями, геранями, кактусами и т. д. Всему этому цветочному изобилию должен соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр.

Немалую роль в творческой работе мастериц играли всевозможные пособия по женским рукоделиям. В этот период пользовался орнамент, получивший название «подносный». На таком ковре в центре обычно на чёрном фоне помещался букет из двух–трёх роз или красных маков, розово-малинового, желтого цветов, с небольшим оттенком в окружении листьев, веточек, травинок. Например, на картине В. И. Сурикова, 1891 г. «Взятие снежного городка» хорошо виден санный сибирский ковёр ручной работы. Это ковёр с длинным ворсом, где на чёрном фоне изображён крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.

В. И. Суриков «Взятие снежного городка»

Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость чёрного и страсть красного цветов на ковре означает могущество и богатство.

Культурное значение карабахских ковров

Отражение азербайджанской культуры и истории

Карабахские ковры служат свидетельством богатого культурного наследия и истории Азербайджана, а их уникальный дизайн отражает многовековую художественную и социальную эволюцию.

Роль ковров в азербайджанских домах и обрядах

В традиционных азербайджанских домах ковры играли центральную роль как в практических, так и в церемониальных функциях. Они использовались для изоляции полов и стен, а также для обозначения особых случаев, таких как свадьбы и религиозные праздники.

Рассказывание историй и общение

Помимо своей эстетической привлекательности, карабахские ковры также служили формой повествования и общения. Ткачи кодировали истории, сообщения и даже личный опыт в своих проектах, создавая визуальный язык, который выходит за рамки времени и места.

Что посмотреть в Баку


Пламенные башни
Пламенные башни в Баку — не только символ современной столицы Азербайджана, но и отсылка к туристической концепции страны. Land of fire («земля огня») — это и древняя зороастрийска…

Ичери Шехер


Центр Гейдара Алиева
Центр Гейдара Алиева в Баку — символ единения разных эпох в истории страны. Значение центра трудно переоценить как в плане развития Азербайджана, так и с точки зрения градостроител…


Мечеть Биби-Эйбат
Мечеть Биби-Эйбат расположена на побережье бухты, в поселке Шихово. Однако комплекс не является оригинальной постройкой — он возведен в 1999 г. на месте разрушенной в 1930-е гг. ме…


Дворец ширваншахов
Дворец ширваншахов в Баку — один из самых знаменитых «долгостроев» исторической части города. Он возводился с XII по XV века и стал резиденцией правителей одного из самых могуществ…

Смотреть все

Генезис декоративных традиций центральноазиатских, иранских ковров и функции орнамента

Шодурвон. Гобеленовый шелковый ковер шодурвон обязательно входил в число предметов внутреннего убранства царских дворов. Так, давая описание покоев эмира Масъуда в новом дворце в Газне, А. Бейхаки писал: «Престол был накрыт (ковром) шодурвон из римского узорчатого шелка…» .

Отличительной особенностью изделия являлось наличие в узоре изображения льва – шери шодурвон

Хакани, обращая внимание на большую ковровую завесу во дворце иранского царя, писал, что изображенный на ней, грозный, готовый к прыжку лев, наводил ужас на посетителей двора. Муиззи же восторгался точностью выполнения узора на ковре

По его словам, райская дева, потрясенная оформлением изделия, захочет увидеть свое изображение на нем”.

Изготовление гобеленовых изделий требует совместных усилий художника, разработчика патрона узора (дессинатора) и ткача, что было возможным лишь в условиях специализированных мастерских. Про одну из них, под названием Байт-ут-тироз, в эпоху раннего средневековья вырабатывавшей продукцию для халифа и, после временного закрытия, продолжавшей функционировать в эпоху Саманидов в Бухаре, имеется сообщение А. Наршахи .

В источниках не содержатся сведения о ткацкой технике и технологии, применявшихся в производстве шодурвон. Возможно, это была плетельная рама или вертикальный ткацкий станок, когда ткачом применялась счетная техника ткачества. Однако использование столь примитивной техники в ту пору, да еще в условиях специализированных ткацких мастерских, вызывает сомнение. Скорее всего, в Бухаре гобеленовое ковроткачество осуществлялось на станке с подвязями. В условиях расцвета ремесла при Саманидах такое устройство наверняка применялось в регионе. Нельзя здесь не учесть, что в Персии и Китае – соседних с Центральной Азией регионах – станки с подвязями употреблялись, начиная уже с периода раннего средневековья.

В числе других ковров и паласов следует назвать такие изделия, как шерстяной (и не только) мирт, пареаз (существовала также черно-белая ткань такого названия из шелка), грубый и толстый хилс, дешевый палас щоланг, служивший подкладкой для ковров, грубый палас курдин или гурдин (название имеет отношение к курдам) и др.

Помимо тканых покрытий, в прошлом широкое применение в быту населения региона находили войлочные покрытия намад и циновка зет. Настилалась циновка прямо на глиняный пол, стлали ее под дорогими коврами и паласами. Источники упоминают о таких видах кошм, как войлочный палас шакоикламад с вышивкой3 и лоскутный палас чочим из разноцветной кошмы4.

Перейдя к анализу традиционных ковров и паласов, нужно заметить, что для таджиков, как и других народов региона, исторически было характерно свои дома оформлять коврами, паласами и кошмами. Роль деревянной мебели при этом сводилась к минимуму. Ковры и паласы служили для украшения пола и стен жилищ. Такое функциональное назначение этих изделий сохранилось до самого последнего времени.

К сожалению, мы не располагаем сведениями о заметных достижениях таджикских ковроделов более позднего времени, хотя традиции ручного изготовления ими ворсовых ковров еще не исчезли. Свидетельством тому является, например, продолжающееся производство чулхирс в Пенджикенте1 Выделкой паласов народы Центральной Азии, в том числе таджики, занимались практически повсеместно. Их ткали в Варзобе, Гиссаре, Ка-ратегино-Дарвазской зоне, на Западном Памире, в окрестностях Бухары, Самарканда, Шахрисабза и др. Чаше всего паласы кустарной выработки орнаментировались полосами. Иногда ткали паласы с клетчатым узором. Такой узор встречался на изделии шатранджи (букв, «шахматный») варзобских ткачей. Изготовление паласов с клетками является давней традицией в Средней Азии: такое же название имел, как отмечалось выше, клетчатый палас – разновидность зилу, который выделывали еще в 16 в.2

Турецкие ковры времен Османской империи

История азербайджанского ковроткачества

По свидетельствам археологов история ковроткачества на территории современного Азербайджана начинается со второго века до нашей эры. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что территория, которую занимает современный Азербайджан, была центром огромного вида ремесел,  хорошо развитыми были сельское хозяйство, животноводство, а так же металлообработка и гончарное искусство. И тот факт, что при раскопках Гультапина обнаружили инструменты ковроткачества, которые относятся к IV-III тысячелетию до нашей эры, говорить о сформировавшемся ковровом ремесле как отдельном виде декоративно-прекладного искусства. Именно, народы северной Мидии, территория Южного Азербайджана, начали первыми использовать ковры не только в быту, но и для украшения интерьеров. По свидетельствам древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, именно у них Персы в V веке до н.э. переняли эту традицию.

Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом  к концу XV века.

Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Антони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев. На картинах фламандских, итальянских, голландских художников можно встретить самых ярких представителей азербайджанского ковроткачества:

Ян Ван Эйк Мадонна с ребенком 15 век  Ковер «Зейва»,  Губа

Карло Кривелли The Annunciation with Saint Emidius XV век

Ганс Мемлинг «Мария с младенцем», XVI век, ковер Мугань, Карабах

На протяжении многих столетий территории Южного и Северного Азербайджана становились частью разных государств, различные религиозные и племенные культуры повлияли на формирования определенного стиля азербайджанских ковров. Благодаря этому процессу сформировалось несколько основных центров производства ковров ручной работы, каждый из которых отличался своим особым стилем, как художественным, так и техническим.

Программа закрытия выставки

Выставка из собрания Азербайджанского национального музея ковра «Искусство ковра – эволюция смыслов» завершает свою работу. С 30 августа по 5 сентября, в рамках закрытия выставки будут проходить мастер-классы, экскурсии и творческие занятия. Для организованных групп программы и экскурсии проводятся в любое удобное время по предварительной записи.

  • Музейно-образовательная интерактивная программа «Чудо-ковер или Путешествие на Восток» 7+Отправляйся вместе с нами в путешествие по загадочному Востоку! На выставке «Искусство ковра – эволюция смыслов», где представлены традиционные азербайджанские ковры и современные ковры художника Чингиза Бабаева, вам предстоит отыскать орнаменты и расшифровать их смысл. Вы узнаете, какими природными материалами окрашивали шерсть и как происходит процесс создания ковра. Увидеть, как соединяются традиции и современность, можно будет в коврах художника Чингиза Бабаева. Самых внимательных и активных ребят в конце ждут памятные подарки.Стоимость билета: 250 рублей. Интерактивная программа проводится для организованных групп в любое время по предварительной записи.
  • 30 августа, 4 и 5 сентября в 12:00–Мастер-класс «Чудо узор» 6+В программу входит экскурсия и мастер-класс. На экскурсии вы узнаете об истории и производстве традиционных ковров Азербайджана, вместе с экскурсоводом вы расшифруете орнаментальные старинные знаки и познакомитесь с творчеством всемирно известного художника Чингиза Бабаева: с его загадочной инсталляцией «Чистая история» и с современными коврами, которые мастер создает сам. На мастер-классе, вдохновившись яркими восточными коврами, не используя красок и кисточек, вы попробуете создать свой узорный ковер из шерстяных нитей.Стоимость билета: 300 рублей.
  • 30 августа, 4 и 5 сентября  в 14:00 – Музейно-образовательная программа с творческим занятием «Искусство ковроткачества». 6+На выставке «Искусство ковра – эволюция смыслов», вы познакомитесь с историей Азербайджанского ковроткачества, узнаете секреты и особенности ковроделия и разгадаете секреты азербайджанских орнаментов, а также погрузитесь в восточную атмосферу. Во время творческого занятия, познакомившись с экспозицией, создадим свой собственный шедевр, а именно сплетем маленький ковер на рамке. Сделанный своими руками из красивой пряжи ковер станет украшением вашего интерьера.Стоимость билета: 250 рублей.
  • 31 августа, 1, 2, 3 сентября в 12:00 Творческое занятие «Секреты восточных сувениров» 6+В программу входит экскурсия и мастер-класс. На экскурсии мы вместе расшифруем загадочные узоры на старинных азербайджанских коврах, вы узнаете какие натуральные красители используются при окрашивании шерсти, в чем отличие азербайджанских ковров от других регионов, а также  познакомитесь с творчеством всемирно известного художника Чингиза Бабаева: с его загадочной инсталляцией «Чистая история» и с современными коврами, которые мастер создает сам. На мастер-классе, вдохновившись древними узорами, вы попробуете создать свой неповторимый орнамент на гипсовой тарелочки.Стоимость билета: 250 рублей.
  • С 30 августа в 16.00, 17.00, 18.00, 19.00, с 31 августа по 5 сентября в 16.00 – Экскурсия для всех по выставке «Искусство ковра – эволюция смыслов». 6+Впервые в Казань привезена коллекция из Азербайджанского музея ковра (г.Баку), это единственный подобный музей ковроткачеств в мире. На экскурсии вы познакомитесь с историей и развитием традиционного ковроткачества Азербайджана. Погрузитесь в мир орнаментов и потаенных смыслов, а также увидите ковры и инсталляцию художника Чингиза Бабаева, который в своих работах умело соединяет древние традиции декоративно-прикладного искусства Востока и современное искусство.На экскурсии должно быть не менее 5 человек!Стоимость билета: взрослый – 250 рублей; пенсионеры, студенты, школьники – 200 рублей.

Практические применения и рекомендации

Определение подлинных карабахских ковров

При покупке настоящего карабахского ковра обращайте внимание на следующие характеристики:

  • Техника ручного плетения ворса
  • Использование натуральных материалов и красителей
  • Отличительные карабахские узоры и мотивы

Правильный уход и техническое обслуживание

Чтобы сохранить красоту и долговечность вашего карабахского ковра, следуйте этим советам:

  • Регулярно переворачивайте ковер, чтобы обеспечить равномерный износ
  • Аккуратно пропылесосьте, чтобы удалить грязь и мусор
  • Обратитесь к профессионалам за услугами по чистке и реставрации

Включение карабахских ковров в современный дизайн интерьера

Карабахские ковры могут стать потрясающим дополнением любого жилого помещения, привнося тепло, текстуру и нотку истории. Рассмотрите следующие идеи для включения этих произведений искусства в ваш дом:

  • Используйте карабахский ковер как изюминку в гостиной или спальне.
  • Наложите карабахский ковер на большой нейтральный ковер, чтобы добавить объема и интереса.
  • Покажите карабахский ковер меньшего размера в качестве настенного рисунка или гобелена.

Деревенское рукоделие

Территория Большеченчерского поселения расположена на северо-востоке  Казанского района. В конце 1919 года был образован Большеченчерский сельский совет Ларихинской волости Ишимского  уезда. В начале 1924 года вошёл в состав Ларихинского района, а с 10-го июня 1931 года — в Казанском районе. С 1996 г. это администрация сельская, в последние годы — Большеченчерское сельское поселение, в составе деревни Малая Ченчерь, Вознесенка и Новопокровка.

Главное ее богатство — трудолюбивые, хозяйственные люди, творческие, любознательные и рукодельные. Рукодельницы мне помнятся с давних времён, они были ткачихами и вязальщицами, умели и знали толк в шитье, ткачестве, плетении, вязании. Такой вот станок, о котором я рассказала, был в семье моей бабушки, Настасьи Петровны, который позже она передала моей маме, Федосье Ивановне, своей снохе. У нас в деревне его называли «кросны». Был он и в других деревнях поселения. Его поочерёдно мастерицы передавали друг другу. Я помню предвоенные и послевоенные годы, когда моя бабушка ткала на нём холсты, очень тонкие и аккуратные, потому что шила вручную нижнее бельё, делала полотенца из холста.

Позже на таких станках ткали дорожки и ковры. Основа дорожек была хлопковая, а уток был из нитей овечьей шерсти, а если шерсти не было, эти нити делали из остатков ваты, старой ненужной ткани, нарезанной очень тонко. Ткань использовалась из поношенного постельного  белья, рубашек, кофточек и т. д. Особенно увлекались дорожками в 60–70-е годы XX века: отдохнули от голодных трудных военных и послевоенных лет, хотелось в доме уюта. Моя мама ткала дорожки из ваты, которую пряла и красила в разные цвет, а также тканевые, выкрашенные яркими красками, получалось очень уютно. Очень непросто было эту нить получить, работа была трудоёмкая. Мама была очень увлечена этим рукоделием. Дорожек наткано было много и для себя, и для дочерей, и для внучек.

Ковровая  «эпидемия» в деревнях наступила в 70–80-е годы прошлого века. Женщины не спали ночами, готовили материал для ковра: пряли, красили. Ждали, когда освободятся кросна, устанавливали, помогая друг другу. А ткали хозяйки всей семьёй, даже интересно было выбирать рисунок маленьким и девочкам, и мальчишкам. Рисунки копировали с ковров Ишимской ковровой фабрики, взяв напрокат ковер с понравившимся узором у кого-нибудь из односельчан или уже готовое домашнее ковровое изделие. Больше всего нравились рисунки в центре ковра — букет  в обрамлении бутонов роз, зелёных листочков.

Ковроделие в жизни общества

Азербайджанские дети играют на ковре во время праздника Новруз

Ковроделие тесно связано с повседневной жизнью и обычаями общества. Так, девочки, сидя на коврах, гадают и поют традиционные песни на праздник Новруз. Ковёр широко используется для украшения мебели и дома, а также специальные ковры ткут для лечебных целей, для свадебных церемоний, при рождении ребёнка, для траурных ритуалов и молитв. В большинстве домов, в основном, в гостиных, а также в спальнях ковры вешаются на стены, на пол же, в соответствии с традициями, стелятся маленькие ковры и паласы.

В прошлом ковроткачеством занимались практически в каждой азербайджанской семье. Это искусство настолько ценилось в народе, что приходившие сватать девушку обязательно спрашивали, умеет ли она ткать ковёр.

Особенности музея ковра

Музей ковра — это уникальные решения не только в плане экстерьера и планировки внутреннего пространства, но и с точки зрения выставляемой в комплексе экспозиции.

Если говорить об архитектуре, то достопримечательность — это прежде всего новаторское решение в области искривленных поверхностей. Изначально перед проектировщиками стояла задача удачно разместить выставочные залы из-за необходимости вертикального «подвешивания» экспонатов, требующего специфической планировки. Результат был достигнут — выставочная площадь музея вмещает более 13 тыс. предметов. Об оригинальности дизайна можно сделать вывод с первого взгляда — «свернутый ковер» выглядит очень эффектно.

Крашение шерсти

В красильных мастерских профессионалы красят пряжу красящими веществами преимущественно растительного происхождения, строго соблюдая многовековые традиционные техники окраски.[нужна цитата ] Для приготовления семи основных цветов (красный, зеленый, желтый, черный, темно-синий, белый, фиолетовый) и их оттенков, используемых при изготовлении ковров, профессиональные красильщики используют скорлупу зеленых грецких орехов, кожуру гранатов, индиго, листья шелковицы, айву. и растения грецкого ореха, и корни марены. Для достижения желтого и его оттенков используют шелуху лука, листья шелковицы, собранные поздней осенью, и т. Д. Для получения красного и розового цветов используется марена, а для получения темно-синего, синего и зеленого – краситель индиго. . В самом конце процесса окрашивания пряжи красильщик добавляет соль, квасцы или уксус в раствор красителя, чтобы увеличить интенсивность, стойкость и стойкость цвета. Затем окрашенные нити прессуются и сушатся по специальной технике.[требуется дальнейшее объяснение ]

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий