Папаха как элемент военной формы одежды
Виды папах
Традиционные названия головных уборов
В культуре Кавказа существует большое разнообразие головных уборов, каждый из которых имеет свое уникальное название. Некоторые из этих головных уборов стали популярными и за пределами этого региона. Вот некоторые из традиционных названий головных уборов Кавказа:
- Папаха — это одна из самых известных лохматых шапок Кавказа. Она сделана из шерсти и имеет характерную форму грузовика. Папаха является символом мужества и силы.
- Черкесская шапка — это головной убор, который носили традиционно черкесы. Он имеет форму конического шлема и часто украшен вышивкой.
- Туркменская шапка — головной убор, который широко используется среди туркменов. Он имеет форму сферы и обычно сделан из шерсти с добавлением декоративных элементов.
- Бушла — это шапка, которую носят женщины в горах Дагестана. Она имеет форму вершины и обычно вышита яркой вышивкой.
- Казахская шапка — это головной убор, который носят казахи. Он имеет форму купола и обычно сделан из фетра или кожи.
Это лишь некоторые примеры традиционных названий головных уборов Кавказа. Каждый из этих головных уборов имеет свою уникальную историю и культурное значение для народов этого региона.
Папаха в современности
Чеченский костюм мужской
Национальная одежда представителей сильного пола состояла из двух частей: полукафтана, который называется бешметом, и штанов, сужающихся книзу, чтобы их было удобно разместить в сапогах. И первое, и второе изготавливались из мягких материалов, чтобы носителю было комфортно, и костюм не стеснял движений. Бешмет считался и домашним, и выходным костюмом. Он застегивался на пуговицы, которые были сделаны из шнурков, свернутые в узелки. Эта деталь одежды имела длину на 10 сантиметров выше колена. Рукава бешмета сужались к запястью, а манжеты застегивались на такие же пуговицы, как и на груди. В талии кафтан сужается и расширяется к коленям. Для мужчин пожилого возраста бешмет изготавливался из более теплых материалов и имел длину ниже колен. Цветовая гамма мужской одежды скорее темная, нежели светлая, используются оттенки серого, коричневого, бурого и т. д. Однако бешмет, в частности, для молодых мужчин, часто шился из цветной ткани, таким образом выделяясь ярким пятном на общем темном фоне. Кстати, чеченский боевой костюм также состоит из бешмета – полукафтана. Одежду белого цвета, в особенности черкески, могли себе позволить только богатые чеченцы.
Меховые шапки (тери берк)
Обилие сырьевой базы предоставляло карачаевцам и балкарцам широкие возможности при изготовлении меховых головных уборов. Из всех меховых шапок, которые изготовлялись со второй половины XIX в., самой престижной была шапка из каракуля (бухар). Название «бухар» говорит само за себя- мех для этих шапок, видимо, попадал в Карачай и Балкарию из Бухары. Название это свидетельствует об этнических связях карачаевцев и балкарцев с жителями далекой, но генетически родственной Бухары. Шапки из каракуля носили в основном представители имущих слоев карачаево-балкарского общества, в основном взрослая молодежь; знать же надевала их даже на маленьких мальчиков. Из всех цветов для таких шапок карачаевцы и балкарцы для молодых парней отдавали предпочтение золотистому цвету (алтын бетли- сур); вторым по престижности для молодежи шел серый цвет (кек бетли), а последним- черный (къара бетли). Если первые два цвета предназначались, как правило, для молодежи, то черный- для мужчин пожилого возраста.
По престижности за каракулевыми шли шапки, изготовленные из собственного сырья- из шкур молодых ягнят, которых забивали в разном возрасте специально на шкуру, а также и для сычуга, используемого для приготовления «къарачай-малкъар бышлакъ» (карачаево-балкарского сыра). В зависимости от возраста ягненка шкура носила различное название. Многовековая практика овцеводства у карачаевцев и балкарцев выработала разумное, рачительное отношение к животным. Маленьких ягнят забивали у тех овцематок, которые по возрасту были уже на пределе плодоношения. Этих овец, забив весной их ягнят на шкурки, летом усиленно о пасли на альпийских лугах, которыми изобиловала территория Карачая и Балкарии, а осенью забивали на мясо, заготавливаемое впрок (согъум).
Карачаевские и балкарские традиционные меховые шапки (къарачай, малкъар берк) во второй половине ХIХ- начале XX в. имели различную отделку. Это были круглые высокие шапки- тегерек, края которых отделывались различным мехом, а верх был из дорогих тканей, как правило, из кашемира или сафьяна (сахтиян), по цвету меха. Говоря о цвете шапок, следует сразу отметить, что карачаевцы и балкарцы вообще не были привержены к особо броским цветам. Не одобрялись в народе, особенно Большом Карачае, и пестрота, крикливость, вычурность. Как во всем быту, так и в одежде прежде всего ценилась качественность, добротность, насыщенность окраса.
Детские меховые шапки
Детские меховые шапки имели верх не только из шерстяной ткани, но (в социальных верхах) и из бархата. Обшитые галуном (окъа), такие шапочки на макушке имели еще черненую серебряную бляшку в форме волчонка, лисенка, медвежонка, орленка и т.п.
Шапка из местного меха уступала шапке из каракуля. Но так как карачаевские овцы тоже из породы грубошерстных, завиток шерсти новорожденных ягнят у них довольно сильно выражен, и довольно часто попадаются такие экземпляры, которые трудно отличить от каракуля. Такие шапки, изготовленные из местного сырья, нередко оценивались довольно высоко по шкале престижности. Особенно высоко такие шкурки оценивались на рынках Кавказа; имели успех они и далеко за пределами региона. Карачаевцы и балкарцы, особенно первые, продавали их в большом количестве. Карачаево- балкарское название таких шкурок- «керпе»- вошло во многие языки народов Кавказа и вышло даже за пределы. Для собственных нужд керпе карачаевцы и балкарцы употребляли широко. Из керпе они шили целиком меховые шапки, особенно социальная знать, шапки которых выделялись и по высоте. Из керпе карачаевцы и балкарцы шили также специальные головные уборы, которые надевали только ночью,- кечеги берк. Это были невысокие шапки, чаще из одного только меха, но иногда отделанные по внешнему краю нешироким мехом, с верхом из кожи (сахтиян), окрашенной в нужный цвет. Такие шапки носили очень пожилые люди. Изготавливали также из двух слоев меха- изнутри и снаружи, для тепла. Снаружи обшивали мехом с длинным ворсом, а изнутри клали мех новорожденных ягнят, которые выполняли здесь роль каракульчи. Пастухи на коше носили круглые высокие меховые шапки — чырпа берк из несколько переросшего керпе.
Особенности
Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха – обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин – целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал – городость и обязательный атрибут юноши.
Чеченский народный костюм: история
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм чеченского народа – не исключение. Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое этого горного народа. Чеченцы – истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков они занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовались такое натуральное сырье, как кожа и мех. Чеченцы очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя чеченская национальная одежда.
Как вы знаете, на Кавказе бок о бок соседствуют христианская и мусульманская религии. Кроме мечетей и православных церквей, здесь можно встретить и синагогу, что говорит о толерантности проживающих здесь народов. Культурологи, этнографы и антропологи уже давно заметили, что национальный костюм зависит не только от климата и географических условий, а также от ментальности и веры того или иного народа. В одежде, как в зеркале, отображаются все эти особенности. Так, если национальный орнамент говорит нам об уровне художественного развития народа, то цветовая гамма и покрой дают представление о моральных ценностях представителей данного этноса. Например, чеченский является образцом сдержанности и целомудренности. Даже сегодня чеченки не позовляют себе носить откровенные декольте, мини или Не принято также открывать пупок.
О мехе
Скажем сразу, что овчина – это мех взрослой особи, он длинный, теплый, но не самый красивый.
Намного прочней папаха каракулевая, ведь для ее изготовления используют нежные шкурки только что родившихся ягнят. Шелковистый, мягкий, упругий и густой каракуль имеет, без преувеличения, уникальный рисунок, который создают хаотично расположенные завитки шерсти. Эту-то красоту используют не только для изготовления папах, модницы шьют из каракуля великолепные шубы, жакеты и пр.
Что касается цвета, то данный вид меха природа «представляет» в следующих вариантах:
- Классический черный.
- Серый.
- Коричневый.
- Самый редкий – белый.
Все видели серые стальные папахи на головах российских генералов и маршалов, а черные— являются головным убором адмиралов и капитанов 1 ранга в ВМФ.
Сегодня селекционеры предлагают новые, совершенно невероятные «расцветки»: вы встретите каракуль и платиновый, и золотистый, и даже янтарный. Кому же предназначены такие шкурки?
Различные формы и дизайны папахи
Одной из самых известных форм папахи является кубанская папаха, которая имеет форму раскрытого треугольника и низкую куполообразную крышку. Этот дизайн широко распространен среди мужчин на Кавказе и стал символом кавказской культуры.
Еще одной распространенной формой папахи является азербайджанская папаха, которая имеет более овальную форму и более высокую крышку. Она часто украшена различными узорами и вышивкой, что добавляет ей уникальность и красоту.
Кроме того, существуют также папахи с закрытым верхом, которые носятся как обычные шапки. Они могут иметь разные формы и дизайны, включая цилиндрическую форму или сложные узоры, которые делают их узнаваемыми и привлекательными.
Форма | Описание |
---|---|
Кубанская папаха | Раскрытый треугольник с низкой крышкой |
Азербайджанская папаха | Овальная форма с высокой крышкой и узорами |
Папаха с закрытым верхом | Шапка с цилиндрической формой или сложными узорами |
Эти различные формы и дизайны папахи позволяют выразить индивидуальность и принадлежность к определенной культуре или региону Кавказа. Они являются не только практичными головными уборами, но и важными символами наследия и традиций этого уникального региона.
«Колчаковка» имени Нансена
Вернемся к началу ХХ столетия. Опыт русско-японской войны показал, что папахи с башлыками хотя и позволяют солдатам и офицерам укрывать и согревать головы, но пользоваться таким набором не всегда удобно. Надетый на форменную папаху башлык существенно ограничивал угол обзора, что было критичным, например, для часовых, да и вообще добавлял военнослужащим неповоротливости. Требовался новый зимний головной убор, который позволил бы при необходимости обойтись без башлыка и при этом полностью укрывал голову от холода и снега.
Решение было найдено оригинальное. Взяв классическую папаху, конструкторы воинского снаряжения сделали ее шерстяной околыш двухчастным. Та часть, что приходилась на лоб, крепилась практически неподвижно – ее пришивали или закрепляли двумя крючками, а задняя часть, слегка заходившая на виски, стала откидывающейся. Изнутри к ней пришили специальный клапан: в развернутом виде он прикрывал нижнюю часть лица и застегивался на пуговицу или на крючок так, что шея военнослужащего была полностью закрыта со всех сторон.
Это простое, но эффективное решение немедленно превратило армейскую папаху в один из самых удобных и любимых в войсках головных уборов. В 1910 году он поступил на снабжение войск сибирских военных округов, а потом постепенно распространился и на запад. В 1913 году папаха образца 1910-го стала единым головным убором русской армии и оставалась им на протяжении почти десятилетия. В таких папахах русские солдаты и офицеры прошли всю Первую мировую войну. В них же, пришив спереди красные ленты, красовались первые красногвардейцы из числа распропагандированных фронтовиков. В таких папахах воевали бойцы по обе стороны фронта, и в Красной армии, и в Белой. Причем в последней, пожалуй, дольше. На кадрах кинохроники, запечатлевших эвакуацию остатков вооруженных сил Юга России из Севастополя, хорошо видны множество нижних чинов в папахах образца 1910 года. А в Красной армии их ношение (чтобы не путать своих бойцов с вражескими) запретили годом раньше, когда ввели зимний вариант знаменитой буденовки.
Особенности шитья папахи казака своими руками
Для пошива этого изделия обычно используется натуральный или искусственный каракуль, грубая овчина или облагороженный мех. На дне шапки обязательно располагаются полоски в виде креста. Раньше считалось, что это несёт в себе смысловую принадлежность к православной вере. Но некоторые историки утверждают, что в этом нет определённого скрытого смысла. Это просто дань традициям, самобытной культуре.
Немаловажное значение имеет цвет верхней части. На территории РФ существует около двадцати разновидностей казачества, в зависимости от места проживания, имеющих свои отличия. Например, кубанские казаки носят красные оттенки, терские – синие, астраханские – жёлтые
Например, кубанские казаки носят красные оттенки, терские – синие, астраханские – жёлтые.
Все они поклонники нравственности и морали, считают, что нужно заслужить право носить данный головной убор. Для этого проводятся состязания для демонстрации физической силы и навыков рукопашного боя. Проверяются теоретические знания по истории, владение боевым оружием и способность работать в команде.
Как выбрать и носить лохматую шапку
1. Материал. Лохматая шапка может быть сделана из разных материалов, например из шерсти, меха, хлопка или акрила
При выборе шапки обратите внимание на качество материала. Шерстяные и меховые шапки обеспечат хорошую теплоизоляцию, хлопковые и акриловые — проветриваемость
2. Модель. Существует большое разнообразие моделей лохматых шапок: ушанки, чеченки, фески и другие. Выберите модель, которая подходит вашему стилю и форме лица. Ушанка хорошо подойдет для холодных зимних дней, а чеченка добавит неповторимый шарм вашему образу.
3. Размер. Подберите шапку под свой размер головы, чтобы она являлась комфортной и надежно сидела. Некоторые модели шапок могут иметь регулируемые ремешки или резинку, которые позволяют настроить размер по своему усмотрению.
4. Сезон и стиль одежды. Учитывайте сезон и стиль одежды при выборе лохматой шапки. На лето можно выбрать легкую хлопковую шапку, а на зиму — теплую шерстяную или меховую. Также подбирайте шапку в соответствии с вашим стилем одежды — спортивный, классический или повседневный.
5. Комбинируйте шапку с другими элементами одежды. Лохматая шапка может стать ярким акцентом вашего образа. Не бойтесь экспериментировать и сочетать шапку с разными верхними и нижними предметами одежды, создавая стильные и оригинальные образы.
Вывод: выбор и ношение лохматой шапки — это вопрос индивидуальных предпочтений и стиля. Следуйте данным рекомендациям, но не забывайте про свою индивидуальность и комфорт. Носите лохматую шапку с удовольствием и создавайте потрясающие образы!
Головной убор и обувь
Национальный костюм чеченцев не может быть без папахи. Она имеет конусообразную форму и сделана из овчины. Как уже было отмечено выше, никто, кроме хозяина, не смел дотрагиваться до нее, иначе это могло бы расцениваться как оскорбление. У богатых чеченцев папахи изготавливались из шкур бухарских овечек. Летом же вместо папахи можно было носить шапку из войлока. В качестве обуви чеченские мужчины носили легкие кожаные сапоги, голенища которых доходили до колен. Штаны, сшитые из домотканого сукна, заправлялись внутрь. Для состоятельных мужчин изготавливались чувяки – мягкие туфли на плоской подошве. Вместе с ними поверх икр и колен натягивались кожаные ноговицы, которые не имели ступней и подошв.
Особенности
Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха – обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин – целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал – городость и обязательный атрибут юноши.
Одежда для сильных и красивых женщин
Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.
В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха – аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.
Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки. Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль
Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо
Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.
В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.
Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком. До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.
Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.
Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности. Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз. Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.
Чеченский костюм мужской
Национальная одежда представителей сильного пола состояла из двух частей: полукафтана, который называется бешметом, и штанов, сужающихся книзу, чтобы их было удобно разместить в сапогах. И первое, и второе изготавливались из мягких материалов, чтобы носителю было комфортно, и костюм не стеснял движений. Бешмет считался и домашним, и выходным костюмом. Он застегивался на пуговицы, которые были сделаны из шнурков, свернутые в узелки. Эта деталь одежды имела длину на 10 сантиметров выше колена. Рукава бешмета сужались к запястью, а манжеты застегивались на такие же пуговицы, как и на груди. В талии кафтан сужается и расширяется к коленям. Для мужчин пожилого возраста бешмет изготавливался из более теплых материалов и имел длину ниже колен. Цветовая гамма мужской одежды скорее темная, нежели светлая, используются оттенки серого, коричневого, бурого и т. д. Однако бешмет, в частности, для молодых мужчин, часто шился из цветной ткани, таким образом выделяясь ярким пятном на общем темном фоне. Кстати, чеченский боевой костюм также состоит из бешмета – полукафтана. Одежду белого цвета, в особенности черкески, могли себе позволить только богатые чеченцы.
Символическое значение шапок на Кавказе
Каждый вид шапки имеет свою историю и название
Например, шапка-шаляйка, известная также как папаха, является символом важности и уважения. Она была частью кавказского национального костюма и носилась поверх традиционного головного платка
Еще один популярный вид шапок — шапка-папа. Эта шапка с широкими полями и лентами считается символом мужества, гордости и силы. Ее носят в основном мужчины и она выполняет функцию защиты от солнца и ветра.
В настоящее время модные варианты шапок на Кавказе обретают все большую популярность. Такие шапки как ушанка и папаха стали не только элементом национального костюма, но и стильным аксессуаром, который носится в повседневной жизни.
В современных шапках на Кавказе сочетаются традиционные элементы и современный дизайн. Они носятся не только представителями народов Кавказа, но и другими людьми, которые ценят красоту и уникальность этого аксессуара.