Свадебный костюм народов пермского края

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Валеги и тобоки

Самый распространенный тип обуви у коми – кожаные туфли. В южных районах для работы в лесу или в поле надевали лапти, в северных, среди оленеводов, была популярна обувь из оленьего меха (пими, тобоки, кыс). В холода носили ишим, или валеги – обувь из валяных головок с суконными голенищами, а также обычные валенки. И мужчины, и женщины надевали длинные шерстяные чулки с узорами, связанные на спицах. Раньше эти теплые узорчатые чулки были частью приданого: невеста дарила их жениху на свадьбе.


Чурк – летняя обувь коми-ижемцев, начало XX в.


Пимы – зимняя меховая обувь коми, пошиты из белого камуса.


Валяная обувь (по-коми «тшайкöм»), начало XX в.


Коты – национальная обувь коми-пермяков, начало XX в.


Меховые тапочки коми.


Узорное вязание коми-зырян, начало XX в.

Мужская косоворотка

Основа мужского костюма, как и женского, – рубаха. В старину рубахи были длиной до колен, туникообразного покроя. Носили их навыпуск, завязывая сверху пояс. По мере того, как мода менялась, рубахи становились короче, а в начале ХХ века вошли в моду косоворотки со стоячим воротником.


Мужской коми-пермяцкий костюм, конец XIX – начало ХХ в.


Ижемцы в традиционных костюмах, начало ХХ в.


Штаны гач из белого домотканного полотна, конец XIX в.

Штаны, похожие на штаны русских крестьян, носили в два слоя. Вниз – глухие широкие на кулиске. Поверх них в теплое время года – полосатые летние штаны «гач» из пестряди, зимой – черные из сукна.

В начале XX века многие мужчины уезжают работать в города, поэтому получает распространение городская одежда: ситцевые рубаки, суконные пальто и пиджаки.

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

Среди традиционных занятий – оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья – удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Не только кокошник

Особым разнообразием и отделкой отличаются женские головные уборы. Они делятся на девичьи и женские. До замужества девушки коми носили длинные волосы, заплетая их в косу. На голову надевали облегающий обруч, очелье, повязку, венчик на берестяной основе, украшенные вышивкой, бисером, тесьмой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывали вокруг головы и полностью закрывали головным убором. С непокрытой головой замужняя женщина никогда не показывается перед посторонними людьми.


Коллектив коми фольклорной группы «Обдорянка», 2005 г.


Юр ной – свадебный головной убор ижемских невест.


Коми-пермячки в кокошниках, 1911 г.


Сборник – головной убор из парчи, Ижемский район.


Самшура – женский коми-пермяцкий головной убор, 1903 г.


Сорока – головной убор лузско-летских коми-зырян. Состоит из налобной части, позатыльни и завязок-«крыльев».

Женский наряд

В традиционном костюме коми мгновенно притягивают взгляд именно женские ансамбли: насыщенные цвета, множество слоев, искусная отделка и нарядные головные уборы. Девушки и женщины народа коми всегда славились красотой, хозяйственностью и добрым нравом. Одежда подчеркивала внешнюю и отражала внутреннюю красоту, перекликаясь с величественной красотой родного края – бескрайними просторами, лесами и реками.

«Красивы очень зырянки, и жениться на одной из них составляет для русского припечорского насельника, а также и для вологжанина, предмет его постоянных желаний и искательств, так как и красива баба, да и в дело годится – ни перед чем не испугается, не сморгнет».

В. Н. Майнов, очерк «Забытая река», журнал «Живописная Россия», 1881 год.


Коми-пермячки в традиционных костюмах, 1979 г.


Женщины народа коми из Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.


Республика Коми, Прилузский район, 1965 г.


Традиционные костюмы ижемских коми, начало ХХ века.

Основа женского костюма – сочетание сарафана (сарапана) и рубахи. Поверх сарафана надевают запон (передник) и подпоясываются. Сарафан может быть разного кроя. Наиболее старинный – косоклинный. Его также называют шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником. Шьют из крашеного холста, домотканой пестряди, сатина, шелка.

Оригинальный удмуртский национальный костюм

, . Толковый словарь русского языка. – М.: «Азъ», 1992.-с. 265.

7. Панкеев энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.

8. Семейные традиции народов Пермского района: материалы и исследования/под ред. А.В. Черных; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь: «ОТ и ДО», 2008.-130с.

9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. . Т. М., 2000.

10. Уразманова календарного цикла обрядов и праздников татар. (К историко-этнографическому атласу). – Сб.: Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание. Тезисы. Казань, 1974, с. 70-71.

11. Чагин -культурное наследие Пермского края как ресурс развития гуманизации образования: Учебно. метод. пособие. Пермь: ПКИПКРО, 20с.

12. “Народы Пермского края. Культура и этнография” – Пермь: Издательство “Пушка”, 2007.

13. Христолюбова обряды удмуртов. – Ижевск, 1984.

Кто из них является коренными жителями региона?

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

Традиционная одежда вначале была синих и черных цветов, позже появились и другие оттенки, а на рубахе добавился рисунок «клетка». Женский наряд состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевался сарафан. Иногда на сарафан надевали передник. Головные уборы – кокошники, украшали вышивкой и орнаментом. Мужчины носили туникообразные вышитые рубахи, подпоясанные кушаками, и штаны. На ногах носили коты, погалешки и лапти.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан – на юге, Свердловская область – на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование – Пермский край – сформировалось в 2005 году, после объединения и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения – 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Старинный свадебный женский и мужской костюм народов Урала

Свадебный костюм народов Урала имеет свою уникальную атмосферу и особенности. Он сочетает в себе элементы различных стилей, которые отражают традиции и обряды этого региона.

Женский свадебный костюм состоит из нескольких основных элементов:

  • Рубашка – это основной элемент костюма. Она обычно белого цвета и украшена вышивкой или кружевом.
  • Блуза – носится поверх рубашки. Она может быть различных форм и цветов, часто украшается вышивкой.
  • Платье – носится поверх блузы. Оно обычно яркого цвета и украшено национальным орнаментом.
  • Пояс – неотъемлемая часть костюма. Он используется для подчеркивания талии и соединения блузы и платья.
  • Головной убор – обычно это крупная шапка, украшенная цветами, перьями и вышивкой.
  • Украшения – включают в себя ожерелья, серьги, броши и браслеты, которые также имеют национальные узоры и орнаменты.

Мужской свадебный костюм народов Урала также имеет свои особенности:

  • Рубашка – она также белого цвета и может быть украшена вышивкой или кружевом.
  • Куртка – это основной элемент мужского костюма. Она имеет специфическую форму и обычно украшается национальными узорами.
  • Брюки – являются неотъемлемой частью костюма и могут быть различных цветов и фасонов.
  • Пояс – используется для подчеркивания талии и соединения рубашки и брюк.
  • Головной убор – это обычно шапка или кепка с национальным орнаментом.
  • Украшения – мужчины также носят украшения, включая ожерелья, серьги, броши и браслеты.

Свадебный костюм народов Урала является важным элементом национальной культуры и традиций. Он отражает историю, обычаи и образ жизни этих народов и является непременным атрибутом свадебного торжества.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы – это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа – мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Вопрос-ответ:

Какие элементы входят в состав старинного свадебного женского костюма народов Урала?

Старинный свадебный женский костюм народов Урала состоит из нескольких элементов, включая сорочку-рубашку, сарафан, воротничок, шаль, пояс, платок, чулки и украшения.

Какие особенности присутствуют в старинном свадебном мужском костюме народов Урала?

Старинный свадебный мужской костюм народов Урала включает в себя такие элементы, как рубаха, жилет, лямки, пояс, брюки и ботинки.

Что изображено на узорах и вышивке старинного свадебного женского костюма народов Урала?

Узоры и вышивка на старинном свадебном женском костюме народов Урала часто изображают цветы, растения, животных и геометрические узоры, символизирующие плодородие, богатство и защиту от злых сил.

Каковы особенности обряда окручивания молодой на свадьбе народов Урала?

В обряде окручивания молодой на свадьбе народов Урала родственники и друзья мужчины поднимают его в воздух и кружат, чтобы показать его силу и мужество. Это символическое действие также имеет целью изгнать злых духов и призвать счастье и благополучие.

Какие детали образа женского костюма народов Урала данные в статье?

В статье упоминаются такие детали образа женского костюма народов Урала, как высокий головной убор, нарядные платья с нашитыми лентами, вышиванные сорочки, нарядные платки и украшения из металла и кораллов.

Где можно посмотреть старинные свадебные костюмы народов Урала?

Старинные свадебные костюмы народов Урала можно увидеть в музеях этнографии и истории, таких как Свердловский областной краеведческий музей в Екатеринбурге или музей Уральского фольклора и быта в Челябинске.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий