Характерные черты военного стиля
При конструировании новых фасонов дизайнеры чаще всего используют прямой крой, четкие линии, минимум отделочных элементов и камуфляжные цвета.
Ткани преимущественно натурального происхождения и плотной структуры. Главная цель их использования – практичность, прочность и комфорт. Для этих целей вполне подходит деним, твид, кашемир, кожа, бархат, шерсть. Некоторые модели, предназначенные исключительно для женщин, иногда отшивают из легкого шифона или струистого шелка.
Цветовая палитра состоит из оттенков армейской униформы. В тренде серые, болотные, бежевые, зеленые, оливковые, синие тона. Одежда защитного цвета хаки максимально выражает принадлежность к солдатскому стилю.
Декор и фурнитура характеризуются простыми, порой грубоватыми формами. Военный стиль полностью отвергает любые проявления изящных линий типа рюшей, воланов или оборок. В отделке используется минимальное количество элементов: погоны, молнии, металлические заклепки, пуговицы, цепи, кожаные ремни с пряжкой. Успешно имитировать милитари стиль помогает тесьма, нашивки, эмблемы, кожаные лейблы.
Современный военный стиль одежды называется в среде модельеров high-military. Эта разновидность модного течения не придерживается жестких границ при создании новых образов. Приветствуется сочетание различных стилистических элементов с небольшими вкраплениями армейской атрибутики.
Существует также формалистическое направление милитари, использующее в модных ансамблях только цветовые сочетания военной формы. Молодежная мода настроена максималистски, поэтому такой look состоит из вещей армейского покроя.
Фиджи
В вооруженных силах тихоокеанского островного государства Фиджи служит всего 3500 человек, но это крупнейшая армия во всей Океании! На счету этих ребят четыре государственных переворота, и это только за последние 40 лет.
Самая яркая деталь парадного облачения местных солдат, которая сразу же бросается в глаза — традиционная юбка сулу с неровным низом, нарезанным треугольниками. Рядовые носят сулу белого цвета, офицеры — черного с красными вставками. Впрочем, на Фиджи сулу — вообще главенствующий предмет мужского гардероба. Носят ее и чиновники, и полицейские, и офисные сотрудники, и школьники.
Сверху солдаты надевают красный китель, а у офицеров почетного караула вместо него белый мундир. На бляхе ремня изображен герб Вооруженных сил Фиджи, на ногах кожаные сандалии — тоже вполне себе традиционная местная обувь, уместная в любой обстановке. А вот головного убора для рядовых не предусмотрено. Фиджийцы вообще редко покрывают голову на людях, что связано со спецификой местного этикета. Так, в пределах деревни шляпу носит только вождь.
Описание
Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.
Цвета и оттенки
Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.
В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.
У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.
В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.
Ткань и орнаменты
Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.
Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче. |
Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:
- Степные (маки, незабудки, гвоздики).
- Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
- Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).
Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).
Элементы
По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.
Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.
Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке. Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь
Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана
Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.
Крой и декоративные швы
Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.
Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:
- Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
- Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
- Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.
21.2.19
Народный костюм XIX в.:жилет,армяк,кафтан/казакин,рубаха.Крой. Фото.
Страничка создана чисто в дополнение к уже имеющимся в блоге по народной одежде(см соответствующий раздел в блоге) ,чтобы не утяжелять последних:
Выкладываю один из журналов “Чудесные мгновенья” о мужском нижегородском костюме. От себя добавлю, что крой как рубахи, так и казакина в Нижнем Новгороде(в других местах он же – кафтан), а тем более жилета был един на всей территории России.
Сам жилет- вид мужской городской одежды, перекочевавшей в зажиточный слой крестьянского населения страны.
КАЗАКИН-
Казакин (франц. casaquin) – верхняя распашная кофточка с баской в женском костюме, неглиже в XVIII в. во Франции; верхняя русская распашная одежда XIX – начала XX вв., род укороченного кафтана, с широкой баской, с мелкими сборками у талии сзади и невысоким стоячим воротником; застегивался на крючки. В некоторых местностях России и Украины К. в различных вариантах был принадлежностью мужской и женской одежды. Обычно его шили из сукна, воротник и рукава отделывали тесьмой или галуном.
Дополнительно: в 19 в. во Франции жакет в талию для прогулок и визитов; на Руси полукафтан со сборками, прямым воротником, без пуговиц, на крючках; иногда казакином называли карако.
Татарская национальная одежда
Национальный костюм народа, пожалуй, важен, как и герб, и гимн, и язык. Он идентифицирует человека с конкретной народностью, дает возможность обрисовать национальные черты и особенности. С помощью национальных нарядов, зная их тонкости, легко можно определить принадлежность к той или иной народности.
В становлении национального костюма всегда играют роль климатические условия проживания народа, моральные принципы и устои, особенности экономической политики государства. Костюмы совершенствовались, менялись, впитывая в себя новизну и традиции.
Татарский народный костюм совсем не исключение, он прошел длинный путь своего становления и развития.
Национальная одежда татар олицетворяет народное прикладное творчество, которое состоит из изготовления материалов, головных уборов с многогранным орнаментом, тонких ювелирных украшений, а также изготовления разнообразной обуви.
Особенности татарской мужской одежды
Ансамбль национальной одежды татарского народа одновременно сложен и гармоничен, все элементы татарской одежды, бесспорно, сочетаются друг с другом по фактуре, цветовой гамме и силуэту. Верхняя одежда должна быть обязательно приталенной на спине, на рубаху надевается камзол без рукавов.
Сверху камзола мужчины надевали свободный халат с воротом, подпоясывая кушаком. В стужу носили чикмены и бушметы, а также дубленки и шубы. Тюбетейка – неотъемлемый элемент национальной одежды татарского народа. Мужчины носили тюбетейку, состоящую из четырех клиньев, которая имела форму полусферы или конуса, обрезанного на конце.
Тюбетейку декорировали вышивкой, зимой мужчины носили меховые шапки.
Женский национальный татарский народный костюм
Женский народный костюм ярче выражает особенности татарской культуры. Общий силуэт притален, имеет трапециевидную форму, низ камзола декорирован бахромой или мехом.
В отделке костюма в изобилии используют драгоценности и разнообразные украшения, а также вышивку и богатые, насыщенные цвета.
Мех всегда у татар был в цене, и татарки из знатных семей успешно применяли его в отделке своих костюмов.
Головной убор женщины говорил о ее семейном и общественном положении, незамужние девушки надевали светлые тканевые калфаки. Замужние татарки должны были покрывать голову, пряча от чужого глаза волосы, с помощью шалей и платков. На лоб и височную зону надевали спадающие украшения, полоски, расшитые бусами.
Африканских народов
Африканская национальная одежда цветная, преимущественно натуральных, теплых оттенков. Особенностью мужского гардероба является укороченная туника — дашики или длинная — гран бубу, а также широкие брюки на завязках. Раньше часто вместо обычной одежды использовали кусок тканой материи, ее не сшивали, а оборачиваясь в несколько слоев, завязывали узлом на плечах, подмышкой или поясе. Таким же образом применяли рафию, длинными волокнами которой обматывали тело от талии до колен (мужчины) или на уровне груди (женщины).
В ЮАР и по сей день женщины надевают одежду из несшитых кусков ткани: один закрепляют вокруг груди, другой — вокруг бедер, поверх традиционной набедренной повязки. Это «кенте» у народов ашанти, «дамба» у малагасийцев, «шамма» у амхара.
Традиционной марокканской одеждой считается объемная туника с капюшоном — джеллаба, головным убором — феска, либо шапочка куфи, позволяющая придавать аксессуару различные формы. Коренные африканки носят платья свободного покроя, типа «летучая мышь», часто открывающие плечи. Украшения любят большие, но плоские, округлой формы, чаще из желтого металла. Дополняют косточками мелких животных, зубами хищников, кораллами, раковинами, камнями, перьями птиц.
В Европе
Украинская национальная одежда зародилась в Киевской Руси, уже тогда отчетливо проявлялись его основные элементы. Мужской костюм состоял из льняной или хлопковой белой рубахи, отделанной по вороту цветным геометрическим узором; красных или синих шерстяных шароваров, а также широкого атласного пояса — кушака; зимой надевали шубу из овечьей шерсти. На ногах носили красные сапоги на невысоком каблуке. Женское платье традиционно белое, с ярким воротничком и манжетам, а также по низу ручной вышивкой. Замужние дамы обязаны были носить на голове косынку, жупан — жилет, а также три вида нарядов:
- Дерга – рабочая одежда, собранная в пышные складки сзади;
- Запаска – платье на шнурках, состоящее из двух половин — спереди нарядной, сзади простой;
- Плахта — праздничная, из парчи или шелковой ткани, позднее появилась шерстяная в клетку.
Украинки надевали удлиненную цветастую юбку – поневу, а сверху передник, с яркой отделкой. Изюминкой традиционного костюма молодой украинки был пышный цветочный венок с длинными разноцветными лентами сзади.
Ватикан
Ватикан — государство карликовое, а потому своей армии не имеет. Папу римского оберегает наемный корпус Швейцарской гвардии, основанный более четырех столетий назад.
Форма папских гвардейцев причудлива, но только кажется смешной. Делится она на парадную, повседневную и рабочую, но чаще туристы видят именно парадную. Костюм состоит из полосатых красно-желто-синих камзолов, брюк, подхваченных под коленями, берета (в особо торжественных случаях головной убор украшается еще и красным плюмажем), панциря. В качестве вооружения имеются алебарда и шпага.
Именно этот образ чаще фигурирует на туристических фотоснимках, хотя тренируются солдаты, конечно, в обычной серой рабочей форме, а чуть более парадная повседневная состоит из синего камзола с белым воротником, черного берета и черных ботинок. Широкие штаны заправляются в синие гетры. Когда говорят о современной униформе гвардейцев, чаще всего упоминают в качестве ее создателя Микеланджело Буонарроти, но никаких документальных подтверждений этому нет; вероятно, это всего лишь красивая легенда.
С чем носить бушлат
Бушлат сам по себе — очень плотная и тяжелая одежда. Шерсть мелтон значительно утяжеляет изделие. Поэтому бушлат — выбор сильных мужчин с широкими плечами. Зато его можно носить как ранней осенью, так и глубокой зимой с той лишь разницей, что окажется под ним. Единственная проблема бушлата — это его водонепроницаемость. Ну не смогли дизайнеры придумать бушлат с капюшоном, который мог бы отталкивать воду. Впрочем, достаточно носить зонт и не петь под дождем, как старина Синатра.
У бушлата, помимо теплоты, есть еще один отменный плюс: стилистическая независимость. Это одновременно и классика, и кэжуал без перевеса в ту или иную сторону. Можно надеть бушлат поверх делового костюма, с начищенными до блеска остроносыми туфлями; а можно — поверх худи, с синими чинос или джинсами, с тяжелыми от налипшей грязи говнодавами. Так что натянул джинсы, накинул белую майку, залез в кроссовки, накинул бушлат — и все, ты самый модный и красивый парень на районе и, возможно, в галактике. А можно носить бушлат с тельняшкой, стать вокалистом группы, названной в честь финских троллей и на долгие годы быть классикой отечественного рокопопса. Хотя, бушлат поверх традиционного сине-белого или черно-белого полосатого бретонского свитера (который у нас называется тельняшкой), да еще с шерстяными брюками и крупными ботинками — это классика, что называется, основа основ.
Как видишь, бушлат гораздо практичнее пальто или плаща. Он в одиночку способен заменить всю верхнюю одежду для холодного периода. Проблема бушлатов в том, что они очень дорого стоят. Но поверь, он того стоит. Не обязательно ведь покупать «Saint-James» из одноименной деревни, основанной самим Вильгельмом Завоевателем, сшитый из шерсти местных овечек, разведенных близ местного соляного болота. Бушлат будто бы вселяет в тебя ярость Посейдона и отвагу храбрых моряков. Между прочим, все любят военных моряков — и мальчики, и девочки, — потому в глазах других ты смотришься гораздо солиднее. И сам начинаешь чувствовать себя увереннее, словно сходил на лекции Радислава Гандапаса. А самое главное — тепло и удобно.
Греция
Вот, например, почетный караул (эвзоны) на могиле неизвестного солдата в Афинах. К охранникам памятника предъявляются особые требования по поводу внешности и роста: они обязательно должны обладать приятной наружностью и быть не ниже 187 сантиметров. Но еще более удивительна их форма. Состоит она из короткой плиссированной юбки, называемой фустанеллой, белой рубашки, красной шапочки с кистью (она называется фареон). На ногах у марширующих солдат гетры белого цвета и специальная обувь — царухи. Каждый царух может весить до 3 килограммов, и подбиты они стальными гвоздями, чтобы подошва не скользила. Благодаря этому каждый шаг солдата сопровождается эффектным цоканьем, а несколько столетий назад, надев царухи, можно было покорить любую гору. Огромные помпоны на обуви тоже неслучайны — прежде в них можно было спрятать холодное оружие.
Такую униформу изготовляют в пошивочной мастерской Президентской гвардии. Караул на могиле неизвестного солдата меняется каждый час, и всякий раз на это зрелище приходят посмотреть туристы и местные жители. Смотрится смена очень эффектно, особенно благодаря особому шагу, который разучивают эвзоны. Эти солдаты относятся к элитному подразделению пехоты греческой армии.
Гендерные разновидности
Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.
Женский
Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.
Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.
Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.
В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.
Детский
Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:
Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами
Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги
В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава
Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.
Мужской
Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.
- Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
- Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей. |
Татарский национальный костюм
Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.
История татарского костюма
За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа.
Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту.
Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.
Основу этой частицы составляют ыштан — шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей.
Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.
Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.
Женский костюм
Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.
Самым популярным женским убором татарок считается калфак. Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки – ука-чачак, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.
Так, например, калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки.
Мужской костюм
Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (т?б?т?й) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.
Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.
Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.
Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.
Традиционная обувь башкир
У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.
Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.
Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.