Кто запретил мужчинам носить сарафаны

Иван Франко как трендсеттер

На Украине история костюма как символа национальности началась в конце XIX века. Начал ее Иван Франко, он был крупным лингвистом, писателем, ученым, общественным и политические деятелем. Он стал носить вышитую сорочку в повседневной жизни. И тогда и впоследствии сорочка была символом принадлежности к селу. Интеллигенция того времени стала использовать символ как проявление своей украинскости.

После революции Западная Украина была в составе Польши до 1939. С 1925 по 1938 годы там выходил женский журнал «Нова Хата». Он был создан для интеллигентных женщин. Там были выкройки модных нарядов со старинной вышивкой. И одна из издательниц говорила, что западные украинки не хотят носить вышиванку, потому что это признак того, что ты из села.

Дальше был Советский Союз. В СССР возник вот такой национальный костюм, все такое, усредненное. В случае Украины, к примеру, девушка в костюме Полтавской области, а парень — в гуцульском костюме.

Недавно в Украине прошел День вышиванки. Президент Зеленский опубликовал фото, о котором украинская коллекционерка народного костюма и просветительница Ульяна Явна написала в «Инстаграме»: почему в офисе президента нет консультанта по культуре, который проконсультировал его по поводу рубахи? Потому что та рубашка, которую он носит, похожа на русскую косоворотку. Немножко президент ошибся. Если знать историю вышитой сорочки как украинского символа, то становится понятно, почему это людей задевает — они хотят видеть на президенте именно украинскую вышиванку.

Живут в блуде

Поскольку венчание по православным канонам для староверов стало недопустим, одни общины стали жить безбрачно, как монахи, готовясь к Пришествию. Так поступили поморцы, у которых даже венчанные супруги становились монахами, или федосеевцы.

Собор старообрядцев в Новгороде в 1694 году вообще отверг все браки, не получившие освящения в храмах. Подтверждение этому произошло и на соборе в Москве в 1883 году.

После чего в среде старообрядцев получило распространение блудное сожительство, которое приводило к разврату и никак не защищало женщину.

В XVIII веке старообрядцы пошли на компромисс: заново создали «чины для благословение новобрачных». Практиковалось и венчание в православной церкви.

Женщина – духовный лидер

Однако при этом именно женщины у староверов часто бывают духовными лидерами, что само по себе странно. В конце XIX века российские власти даже были вынуждены принять закон, которым деятельность женщин-староверок ограничивалась.

Произошел этот переворот в религиозной жизни постепенно: сначала у старообрядцев во главе общин стояли пастыри-мужчины, которые следили за соблюдением обрядности.

Но постепенно место стали занимать женщины, которые хранили традиции, воспитывали детей в нетерпимости православия.

Например, в Астраханской области примером женского лидерства может стать начетчица беспоповской общины (село Раздор) Евгения (Явления), жившая в конце XIX века. По свидетельствам очевидцев, это была тридцатилетняя, высокая, крепкая «дева» с зычным голосом. Сначала она была помощником пастыря Максима Григорьева, но постепенно сумела добиться выполнения большинства из его обязанностей.

Это раздражало Григорьева и его родню, так как читала Евгения лучше, платили ей больше. Дело закончилось конфликтом накануне Пасхи, Евгения уехала в Астрахань, бросив односельчан, и те в наказание остались без праздничной службы, так как Григорьев ее вести не мог.

Кроме семейных старообрядок в некоторых общинах и сейчас можно встретить монашеские женские поселения, скиты, в которых живут не только взрослые женщины, но и девочки, девушки.

Одеваются в старинные одежды

Одежда женщин- старообрядок не претерпела изменений – они по-прежнему носят сорочки, сарафаны, платки и повойники, чулки, сапоги без каблуков.

Замужние староверки носят многослойный головной убор — шашмуру и надевают платье особого покроя — «талечку». Запрещается использование духов или косметики. Стричь волосы или носить гребни тоже запрещено.

В молельный дом женщины надевают сарафаны с ткаными или плетеными поясами, которые повязывают высоко под грудью.

Женщины-беспоповки на молитву надевают нижнюю рубаху, сарафан темного цвета в складку и два платка – нижний – тонкий, и верхний – толстый. Количество пуговиц на сарафане строго регламентировано – их может быть 30, 33, 38 или 40. Длина сарафана должны быть до земли, а спереди – скрывать носки обуви. Сарафаны федосеевцев черного цвета. Их хранят в храмах и надевают поверх обычной одежды на молитву.

В праздники женщины надевали белые платки, а под сарафаны – белые рубахи.

Но в некоторых селах Курской области в сундуках все же хранятся такие старорусские одежды, как как бархатные и парчовые кокошники, шелковые летники с золотой бахромой, шелковые холодайки, обтегайки, душегрейки, серьги из янтаря – «желудки», меховые накидки «жарелки», – об этом пишет в статье «Место женщины в старообрядческой традиции» этнограф Валентина Лаврентьевна Колесникова.

Однако нет никаких данных о том, чтобы все это носилось женщинами-старообрядческих общин.

Опасно ли путешествовать одной

Один из стереотипов о республике – это опасность пребывания женщины в одиночку в общественном месте, особенно, если речь идет о приезжих девушках.

Местные мужчины могут проявлять интерес к девушкам, но это не означает, что все они имеют плохие намерения. Большинство относятся к девушкам и женщинам уважительно, помогают разобраться с незнакомым местом, подсказывают, как найти дорогу. 

Если девушка находится в сопровождении мужчины, ни один дагестанец не подойдет к ней знакомиться. Если она путешествует с подругой или одна, некоторые молодые люди могут проявлять настойчивость и даже могут быть назойливыми, в таком случае следует объяснить спокойным тоном, что вы не нуждаетесь в их компании. В большинстве случаев этого окажется достаточно. 

Многое зависит от поведения туристов. Проявляя неуважение, высмеивая местные особенности, демонстрируя свое превосходство и неподобающее поведение в общественных местах, можно пострадать от грубого и даже агрессивного отношения со стороны местных жителей.

В Дагестане не принято, чтобы дама пребывала в общественном месте с сигаретой или бутылкой пива в руке. Вы можете позволить себя такое поведение только в присутствии мужа, да и то не в самых людных местах. 

Если вы планируете посещение сельской местности, лучше не ехать туда в одиночку. Ваше появление без сопровождения мужчины может быть неправильно истолковано. В этом случае лучший выход – это поездка в составе экскурсии. 

туроператором “Время Открытий”.

А что с русским костюмом?

У потрясающего специалиста по русскому костюму искусствоведа Андрея Боровского есть лекция «Альтернативная история русского костюма». Он разбирает, как русский костюм стал таким, какой он есть сейчас.

Выкристаллизовывать этот образ начала Екатерина Вторая. Она была немкой, но — русской царицей. Она стала ходить в роскошных русских костюмах. Ввела этикет, при котором придворные также должны ходить в русском платье. На картине мы видим, что фрейлины одеты в модные платья, но с неорусским силуэтом, и украшены они кокошниками.

А это фото русского бала 1903 года, когда костюмы были специально созданы для этого праздника. Они ушли в народ в сотнях фотографий, а также в виде игральных карт.

Крестьянский костюм, который в повседневной или праздничной жизни надевали женщины, не уступал аристократическому. Он украшался жемчугами, шился из дорогих тканей. Но костюмом этим стали интересоваться только в конце XIX века, появились коллекционеры традиционного русского костюма — благодаря им у нас в музеях, собраниях они есть.

И наверное, нужно констатировать, что от русского костюма нам в повседневной жизни остался только лишь цветной павловопосадский платок.

Сейчас существуют две версии русского костюма. Эстрадный, обычно это псевдосарафан. Иногда с хохломским узором, чтобы точно не ошибиться в русскости. И этнографический костюм, который можно встретить на праздниках крестьянского цикла, они вновь стали входить в наш обиход — Масленица, Пасха, Петровские смотрины. Но люди, которые обладают ими, не носят такие костюмы в повседневной жизни.

Что будет дальше — непонятно. Интерес к народной культуре огромен. Особенно у молодежи. Можно объяснить это тем, что всем надоел телевизионный патриотизм. Петь русские народные песни гораздо веселее, чем петь что-то про 9 мая.

Что будет дальше? Пока никто не пытался сконструировать новый русский костюм. Даже историк моды Александр Васильев спрашивает: почему никто не носит сарафан. Почему весь мир в своих костюмах, а русские в майках? Вопрос остается открытым.

(Вопрос из зала: «А что с обувью?»).

Я хожу в кроссовках, но хотелось бы татарские сапожки. А так — да, такие костюмы — это дорого. Философия костюма раньше была такова — каждая девушка сама себе и близким создавала гардероб. И ситуация не изменилась — это долго, это дорого, это историческая реконструкция. У меня есть столетний сарафан, но он уже поплыл, (поэтому я его берегу). Да, для этого нужно потратить много сил. Но это не дороже, чем Луи Виттон.

Подготовил Радиф Кашапов

ОбществоИсторияКультура Татарстан

Мифы и стереотипы

Они существуют в представлениях обо всех народах, Дагестан не является исключением. Начитавшись суждений и рассказов в сети, многие представляют дагестанских женщин абсолютными рабынями своих мужчин, которые не имеют права голоса.

В современном Дагестане отношения между мужчинами и женщинами обстоят иначе. Действительно, девочек воспитывают как будущих жен и матерей, учат их готовить и следить за чистотой в доме. Но и в остальных регионах России представления о традиционной роли женщины как жены и матери отличаются незначительно. Забота женщины о муже и детях – это почетная миссия дагестанской женщины, что дает ей уважение в обществе.

Еще один миф – все девушки и женщины обязаны ходить в закрытой одежде, не могут носить красивые платья, обязаны скрывать фигуру под бесформенными балахонами. 

В этом представлении есть только доля правды. Излишне откровенные наряды не приветствуются в Дагестане. Юбки выше колена и открытые топики носят только маленькие девочки. 

В городах большинство женщин носят стильную одежду европейского стиля, с длиной платья ниже колена, закрывающую плечи и верхнюю часть рук. Носить хиджаб или нет – это добровольное решение женщины, которое она принимает, если стремится соблюдать традиции своего народа. 

Большой популярностью пользуются головные уборы. Это могут быть платки, косынки, шали, палантины, которые можно красиво и даже кокетливо завязать, чтобы подчеркнуть свою красоту.

В деревнях женщины старшего поколения носят длинные платья или туникообразные рубахи, а также покрывают голову платком. Молодые девушки одеваются хотя и скромно, но более современно. 

Дагестанки любят и ценят различные драгоценности, особенности золотые украшения как символ достатка и благополучия. 

Женщина – нечиста от рождения

Женщина у старообрядцев считается с рождения «нечистой», оскверненной собственной телесной природой. С этим даже связаны суеверия староверов. Например, закапризничавшего за столом младенца-мальчика могут передать матери через стол. Девочку же положено передавать по кругу.

Если в колодец упало животное – мышь или кошка, и колодец осквернился, то его можно очистить, слив сорок ведер на землю и прочитав молитву. Если же в колодец упала девочка, то старообрядцы Дальнего Востока колодец засыпают или заколачивают на нём крышку и больше им никто не пользуется, копают новый, – об этом пишет в своей статье «Духовные обряды староверов» сотрудник музея Комсомольска-на-Амуре Любовь Васильевна Ковалева.

Татарский костюм — эстрадный, делегатский, реконструированный

Дальше хотелось бы рассказать о том, в каких ситуациях можно встретить традиционный костюм в повседневной жизни и я хотела бы сделать обзор того, что происходит сейчас в Татарстане, Украине и России.

Я собрала картинки и о том, что происходит сейчас с татарским костюмом. Первая ситуация — это сабантуй. Это эстрадный вариант костюма, хорошо знакомый всем.

Вторая фотография — съезд татарских женщин 2017 года. Мне нравится, что они все в калфаках, нравится сам предмет — очень элегантный. Показательно, что на официальном мероприятии появляется символический предмет из народного костюма.

realnoevremya.ru

Далее — реконструкция татарского костюма. Это фотография с «Печән базары» — фестиваля татарской культуры, где молодежь своими силами пытается создать татарский Look. На фотографии — наша художница Гузель Гарипова, которая работала с нами в Альметьевске.

А это съемки проекта Millihasite. Они делают потрясающие реконструкции украшений и костюмов, просто феноменальные вещи.

Также я хочу рассказать о ситуации с украинским и русским костюмом. Их стоит сравнить. Потому что мы все — постсоветские страны, республики, народы — находимся в одной отправной точке.

На Украине сейчас национальный костюм стал частью повседневной жизни, неотъемлемой частью праздника. Национальный костюм на Украине носят все поголовно. Журналы Harpers Bazaar, Vogue дают рекомендации, что надеть на День независимости, печатают обзоры костюмов разных регионов.

Как одеваться туристу

Планируя поездку в республику, многие задаются вопросом, как одеваться туристу в Дагестане, чтобы не вызвать неудовольствия местных жителей. Некоторые девушки заранее могут впадать в уныние при мысли, что они должны надевать только строгую, закрывающую тело одежду.

В туристических центрах, общественных местах больших городов можно встретить немало девушек из других мест России в откровенных нарядах: коротких юбках, шортах, топах. Замечаний никто делать не будет. 

Если вы собираетесь приехать в горный аул, где действуют более строгие правила, следует проявить уважение к традициям и обычаям местного населения и одеться более скромно. Лучше оставить в отеле мини-юбку или кофточку с огромным декольте, иначе можно встретиться с осуждением и непониманием старшего поколения. 

Каких предметов одежды лучше избегать:

  • юбки и платья значительно выше колена;
  • обтягивающие джинсы;
  • глубокое декольте;
  • вещи из просвечивающихся материалов;
  • кофточки, топы и сарафаны, открывающие плечи;
  • короткие майки, обнажающие живот.

Если вы решили надеть брюки, лучше выбирать классический вариант, который не сильно обтягивает фигуру и сочетать их вместе с туникой или рубашкой до колен. 

Некоторые ограничения касаются и мужчин. Если вы направляетесь в сельскую местность, под запретом должны быть короткие шорты и открытые майки. Можно надеть бриджи до колена. Нельзя появляться в общественных местах с обнаженным торсом.

Сарафан как объект и наряд

Я иммерсивный ученый. Занимаюсь исследованиями на практике. Последняя моя практика — хождение в повседневной жизни в русском костюме. И я расскажу вам, как это со мной произошло. Я и объект, и субъект этого доклада.

Определение из Википедии о том, что такое традиционный национальный костюм таково: «сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности, в зависимости от конкретного региона, пола человека, назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, пожилых женщин или мужчин)».

Это можно проиллюстрировать картинками японского кимоно или индийского сари. Это такие предметы одежды, по которым вы можете мгновенно идентифицировать представителя той или иной национальности.

Нижегородской сайт сделал материал о моем гардеробе, который вызывал просто невероятный отклик у людей. Я стала специалистом в области костюма, хотя на самом деле я часть команды института исследования стрит-арта и вместе со всеми принимаю участие в альметьевском проекте «Сказки о золотых яблоках». Я консультант по художникам и работаю с эскизной частью при создании муралов и объектов.

Этот материал мне важно было сделать и я благодарю команду The Village за то, что мы это провернули. Традиционный костюм — это не что-то, чем обладаю только я

Это вещи, которые есть у многих женщин и у некоторых мужчин, которые занимаются фольклором или этнографией. Но они их не надевают их в повседневной жизни. Русский костюм в повседневной жизни встретить довольно сложно.

Как Альметьевск заставляет искать себя

Я расскажу, как это со мной произошло, потому что я, конечно, никогда не рассчитывала, что я буду ходить в сарафанах по улицам. Я родилась и выросла в Москве. Мой папа родом из маленькой деревни в Нижегородской области, мама — из Белгородской области. Все мои предки были крестьянами. Они мигрировали в Москву, как многие тогда — в конце 60-х годов, там повстречались, там родились мы с сестрой. Мои бабушки и дедушки умерли задолго до моего рождения. Никакой памяти семейной у меня не существовало.

Когда я начала заниматься исследованиями уличного искусства и попала в Нижний Новгород, то меня там все так поразило… Трудно описать этот эффект. Когда я начала заниматься местными уличными художниками, стала ходить по музеям, то столкнулась с феноменом нижегородской крестьянской культуры. Я попала в музей истории художественных промыслов в Нижнем Новгороде и испытала глубочайшее потрясение от количества и качества эстетики работ. Я быстро поняла, что миф, который был создан советской идеологией о забитом крестьянстве, о бедном, несчастном, жутко страдающем крестьянстве, которое освободила революция от ненавистного царя, — это полная ложь.

У меня были ощущение, что меня обокрали. Я ничего не знала из этой культуры. Когда я начала заниматься визуальными исследованиями, у меня возникла теория, что нижегородские уличные художники, которые тогда активно работали на улицах — они все были юными людьми, до 23—25 лет, но успели уже к тому моменту многое создать. У меня возникла теория, что они являются бессознательными наследниками дореволюционной культуры этого региона.

Я пришла с этой идеей к Анне Марковне Гор, директору «Арсенала», и она сказала, делай исследование. Это заняло 3 года, мы сделали об этом выставку «Свежий слой» в «Арсенале» в 2017 году.

Вот один из примеров выставки. Андрей Оленев «Ноша» и «Бурлаки на Волге» Репина. Сходство, по-моему, очевидно.

Таким образом для меня открылась эта часть жизни, чего я не ожидала. В то же время моя родная сестра, Светлана Власова, пошла в студию реконструкции русского традиционного костюма «Русские начала». Студия существует уже 25 лет. Такие центры существуют не только в Москве. Подобные этнографические костюмы шьют многие люди. Наш интерес параллельно развивался и опыт сестры сильно обогатила мое исследование. Когда вы видите как создается русский костюм, это очень впечатляет.

Когда мы начали работать в Татарстане, который находится в страстном поиске собственной идентичности, желание найти свою идентичность развивалось и у меня. Моя сестра нашила много платьев, они красивые висели в шкафу, я подумала — почему бы не носить их в повседневной жизни. Начался мой эксперимент, который идет уже 2-3 года.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий