Происхождение и функции чувашского народного костюма

Разновидности

Чувашский народный костюм

В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы — хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шелкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.

Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.

Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.

Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).

Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии — Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.

В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.

В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.

Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). Ч., 1960; Никитин Г. А., Крюкова Т. А. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 1960; Трофимов А. А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Труды НИИ ЯЛИЭ. Вып. 90. Ч., 1979.

Ефимова, А. А. Методика использования народных традиций в изготовлении девичьего национального головного убора тухья / А. А. Ефимова // Народные сказки и легенды в системе технологического образования и в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства. – Чебоксары, 2011. – С. 62-68.

Максимов, Л. Одежда, обувь, головные уборы и украшения // Максимов, Л. Чуваши Восточной Сибири / Л. Максимов. – Иркутск, 2006. – С. 157-162.

Соколова, Светлана Георгиевна. Особенности эстетики изготовления головных уборов для женщин у древних чувашей / С. Г. Соколова // Чувашское декоративно-прикладное искусство в системе подготовки учителя начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников : Учеб. пособие для психолого-пед. фак. вузов / С.Г. Соколова. — Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2002. — С. 46-57.

Сергеева, Елизавета Ивановна. Девичий головной убор «Тухья для куклы» / Е. И. Сергеева // Сувениры. Как это делается : / Е. И. Сергеева. — Чебоксары : Новое Время, 2008. — С. 46-48.

Андреева, Лариса Николаевна. Техника изготовления головного убора девушек тухьи / Л. Н. Андреева // Женское рукоделие (работа с бисером) : учеб. пособие / Л. Н. Андреева. — Чебоксары : ЧГПУ, 2007. — С. 53-55.

Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения.

Ход работы.

Учитывая, что первое прикосновение к произведению народного искусства должно быть впечатляющим и что работу по формированию опыта художественного восприятия нужно начинать с того, что может непосредственно радовать, доставлять наслаждение, первое занятие в образовательном цикле представляло собой «Узоры земли Чувашской» он включал следующие мероприятия: заочное путешествие (презентация воспитателя, беседы, экскурсия в краеведческий музей. Дети на этом этапе имели возможность убедиться в том, что у каждого народа свои удивительно красивые игры и своеобразный костюм, расшитый особенными узорами.

Продолжая знакомство, дети приходят к пониманию того, что цвета в народном орнаменте раскрывают определенное содержание. С этой целью выделялись отдельные элементы и знакомство со смысловым назначением чувашского узора : ломаная (горизонтальная или вертикальная) вода-шыв, прямая горизонтальная линия-земля-сер и другие. Провели дидактические игры «Подбери узор», «Прочти знак».

Расширяя знания об орнаменте на одежде, рассматривали головные уборы- масмак. сурпан, хушпу, знакомились с «узором письма» на них, пробовали их читать, примеряли головные уборы, изготовляли закладки, выполнялась аппликация головного убора.

После того как ребенок научится «читать» чувашские узоры, он по своему желанию может придумать картину из его элементов. Дети с удовольствием составляли наряд чувашской национальной одежды.

На заключительном этапе выполняется работа по изготовлению чувашского народного костюма для куклы.

Материалы и инструменты:

-белая х\б ткань;

-нити красного и белого цвета;

-разноцветный бисер, монеты.

-ножницы.

Изготовление костюма.

Раскрой платья и фартука.

Обработка рукавов и воротника красными нитями.

Пришивание тесьмы к фартуку.

Прикрепление украшения к ленте – повязке на голову.

Для закрепления изученного материала было проведено открытое мероприятие под названием «Волшебный мир чувашского костюма», где одна из родителей была одета в чувашский национальный костюм. На празднике дети водили хоровод, рассказывали стихи на чувашском языке.

Глядя на народные костюмы, представляю, будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение

праздника в душе!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чувашское узорное ткачество : Книга- альбом/ В. А. Минеева. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.-182 с.

2. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. – М. ; Оренбург, 2002,- 400 с. :ил.

3. Делаем куклы. Пер. с ит. Т. Н. Григорьевой, издательство «Ниола-Пресс», 2006г.

4. Низов,Л. Н. Изучение мифов по чувашским орнаментам/Л. Н. Низов// Начальная школа. – 2008.-№6-с. 65-67; рис. –(Воспитание и обучение).

5. Сергеева,Е. И. Учитесь вышивать по- чувашски. / Сергеева Е. И. – Чебоксары; Новое время, 2007.-

Язык и письменность

Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. Также язык подразделяют на верховой («окающий») и низовой («укающий») говор. На основе последнего сформирован литературная лингвистика.

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Женский костюм

Основной частью костюма была узкая рубаха-платье туникообразного покроя — кепе. Вирьял обильно покрывали ее вышивкой и носили с напуском. У анатри кепе была широкой, расширенной книзу и с оборками, как у татарок. Поверх рубах носили передник: вирьял — с высокой грудкой, анатри — из красной пестряди и без грудки. Анатри надевали один пояс, а вирьял — три. Первый повязывали на кепе, второй и третий — поверх напуска и фартука. Все чувашки носили узорчатые поясные и набедренные украшения с бахромой. Верхней одеждой вирьял был кафтан шубор из белого холста, анатри — сахман из сукна. Зимней одеждой служила овчинная шуба керек.

Головные уборы и украшения. Полотенчатое покрывало чувашек анатри — сурпан из белого полотна длиной 2,5 м, украшенный на концах вышивкой, позументом и кружевом, носили с пустутри — повязкой, закрепляющей сурпан на голове. Сурпаны вирьял — узкие и не такие длинные (1,2 м), с двухсторонней вышивкой, бисером, бахромой, носили с узкой повязкой масмак. Анатенчи поверх сурпана надевали хушпу — шапочку с наспинной лопастью, украшенную монетами, бисером и кораллами. Ее головную часть сплетали из бисерных узоров, а по бокам подвешивали ряды монет, мелодично звенящих при ходьбе. Девушки носили тухью — шлемовидную шапочку с острием. Чувашки носили чересплечные перевязи (тевет) и много нагрудных, наспинных, шейных, поясных украшений.

Где живут

Чуваши проживают в основном на территории России, в республике Чувашия и соседних регионах, в том числе в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане и других. В республике Чувашия, которая является центром чувашской культуры, проживает около 80% населения этнических Чуваши. Кроме того, Чуваши также проживают в других регионах России, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города. Общая численность Чуваши в России составляет около 1,4 миллиона человек.

Кроме России, небольшие группы Чуваши проживают в странах, где ранее была сильная тюркская кочевая культура и миграция народов, в том числе в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Киргизии и других странах Центральной Азии. Также есть сообщества Чуваши в некоторых странах Европы, в том числе в Венгрии, Германии, Литве и Эстонии. Однако, их общая численность за пределами России относительно невелика.

Презентация на тему: » Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.» — Транскрипт:

1

Чувашский костюм.

2

Чувашская народная одежда и украшения — богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, различных географических регионов Азии и Европы. По своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.

3

Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал — холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду — рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду — кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап — из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.

4

Мужской чувашский костюм Мужской чувашский костюм состоял из длинной, почти до пят, белохолщовой рубахи туникообразного покроя, штанов, скреплявшихся на талии шнурками, халата, носившегося поверх рубахи, шляпы. В повседневности чуваши обувались в лапти с онучами, а состоятельные крестьяне и постоянно имели кожаную обувь. В зимнее время гардероб дополнялся теплой одеждой — шубой, тулупом, меховой шапкой, варежками и валенками.

5

В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный чувашский мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно- бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.

6

Женский чувашский костюм Для крашения применяли корни и листья трав марены, деревьев, кору дуба. С конца XIX в. стали использовать химические красители, приобретаемые у коробейников, а белый холст у низовых чувашей был вытеснен пестрядью. Кроме рубахи в комплекс женского чувашского костюма входили полотенцеобразный холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат-енчи надевали хушпу, а вирьялы закрепляли сурпан вышитой повязкой масмак.

7

Размеры и формы сурпана и хушпу различались у низовых и анат-енчи: так у анат-енчи хушпу имел форму усеченного конуса, а у низовых — полусферическую форму с отверстием в центре. Девушки носили шапочку тухья, аналогичную по форме хушпу у низовых, но с закрытым остроконечным верхом или же без острия, расшитую бисером и бусинками, украшенную плотно нашитыми серебряными монетами. Девичья застенчивость, скромность и мягкий характер, вместе с этим богатство души, чистота внутреннего мира отражены в этом уборе.

8

Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и цветастые платки преимущественно светлых расценок. Зимой надевали барашковые шапки с суконным верхом или шерстяные платки с бахромой.

9

Непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти, а также множество украшений: шитые из монет сюха, май сиххи, нагрудные — ама, шюлкеме, перевязь — тевет, наспинное — пусь хысе, подвески к поясам — сара, к сурпанам — сурпан сякки. Все они изготовлялись из монет, бисера, раковин каури с применением тесьмы и кумача.

10

Чувашская вышивка В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат- енчи и анатри — крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками, однако при изготовлении головных уборов хушпу и тухъя и некоторых украшений применялись так же бисер, монеты и раковины каури.

11

Работу выполнил: Смирнов Максим.

Разновидности

Женский

Женские рубахи вышивали по левой и правой стороне прорези на груди, на рукавах, по швам и подолу. Фундаментальным цветом вышивки был красный, а очертания оформлялись черными нитками. В вышивке попадались желтый, зеленый, и, реже – темно-синий цвет. Вышивка на груди выполнялась в форме розеток и ромбов.

Сложный асимметричный мотив вышивки присутствовал на рубахах женщин, состоящих в браке. Подол был вышит скромно и ритмично – на нем перемежались полосы разного размера, геометрические узоры и нашивки.

Набедренники носили в будни и праздники. При их изготовлении использовали нити из шелка и шерсти, вышивали фигуры, напоминающие деревья, листья, цветы, использовали нашивки. Набедренники украшались бахромой коричневого (или синего) цвета, которая придавала живость костюму во время движения.

Костюм девушки смотрелся скромно, в нем было немного вышивки, на рубахе отсутствовали нагрудные узоры (кеске), нарукавные узоры и наплечники. Считалось, что невзрачное, но опрятное одеяние сильнее оттеняет красоту и обаяние молодой женщины.

Головные уборы – сурпан, масмак, хушпу, пус тутри, надевали женщины в браке. Головной убор молодой женщины, назывался тухья.

Детский

В детском костюме отсутствовали статусное убранство и роскошная вышивка. Рубахи были простыми, из хлопковой или льняной ткани, штаны для маленьких детей шили с вырезом, штаны для детей постарше – без выреза. Также шили платья и тулупы.

Нарядная одежда девочек была простой, она декорировалась готовой тесьмой, пришиваемой на подол, либо незатейливым узором. На голову надевали простые украшения из бус и тесьмы. Девочки старшего возраста могли носить расшитое украшение с бисером (сара), крепившееся к поясу сзади.

Ворот рубашки мальчика украшали однотонным орнаментом.

Мужской

Мужской костюм включал в себя рубаху кепе, штаны (йем), сапоги, валенки, шляпу и шапку. Он был гораздо скромнее украшен вышивкой, нежели женский, но декор был тяжеловеснее. Знаки неба на плечах, огня на груди подчеркивали мужественность и значимость.

Халат из домотканой ткани белого цвета назывался шупар. На нем вышивали знаки огня и использовали шелковые нашивки. Вышивка располагалась на груди, плечах, спине, рукавах, подоле, но орнамент практически не копировал орнамент женского костюма. Фигуры вышивки изображали лошадей, растения, человеческие руки

Особое внимание уделялось наспинным колоритным узорам, а на рукаве вышивали знак границы миров

Мужской костюм дополнялся суконными шляпами с полями, меховыми шапками селек. Вышивка на них в основном изображала солнце и звезды.

Молодые парни носили платок на плечах, как символ того, что невеста выбрана и скоро состоится свадьба. Девушка прикладывала все свои умения к изготовлению платка и передавала его парню, принимая предложение о замужестве. Платок жених надевал во время свадьбы.

Чувашский национальный костюм

Женские украшения с бисером

Еда и напитки

Национальная чувашская кухня схожа с татарской. Так что многие гастрономические сувениры здесь похожи на те, что везут из Казани. Мед, чак-чак, эчпочмаки, кумыс и прочие вкусности – все тут найдете. Но и свое, уникальное, в Чувашии тоже имеется.

На гастрономический шоппинг можно отправиться на Центральный колхозный рынок, Северную ярмарку или один из многочисленных мини-рынков. Ну или в обычные сетевые супермаркеты вроде «Окея» или «Магнита».

Конфеты

Если хотите привезти из Чебоксар что-то из вкусного, вам прямая дорога в фирменные магазины кондитерской фабрики «Акконд». Чувашские конфеты понравятся любому сладкоежке.

О конфетах «Птица дивная» так много восторженных отзывов, что уехать из Чебоксар без пары коробок в чемодане просто невозможно. Да и грибочки Boletto в позитивных оценках не отстают – тоже берите в качестве гостинцев для родных. Ну а самым красивым гастрономическим сувениром в этой категории станут конфеты «Вечерние Чебоксары» с символикой города на упаковке.

Не столь популярные, но не менее вкусные конфеты главного бренда Чебоксар:

  1. Малена
  2. Золотой конек
  3. Родные мотивы

Ширтан

Хотите удивить родных и привезти из Чебоксар что-то оригинальное из еды? Тогда купите национальную чувашскую колбасу. Лучший подарок для гурманов! Ширтан – это запеченный бараний желудок, начиненный мясом с чесноком и специями. Звучит и выглядит не слишком аппетитно, но на вкус – просто отлично.

Не переживайте, вы легко довезете этот продукт из Чебоксар до дома (в Москву, например, ширтан точно доедет). Местные давно поняли, что туристы активно разбирают эту колбасу на сувениры, так что о сохранности и красивой сувенирной упаковки они уже позаботились.

Ширтан выпускают сразу несколько известных мясокомбинатов Чувашии:

  • Чебоксарский;
  • Вурнарский;
  • Ядринский.

Купить этот продукт можно практически в каждой мясной лавке города. Ну или загляните в супермаркеты – там ширтан тоже всегда в наличии.

Пиво

Чувашское пиво – продукт, прославивший республику на всю Россию. Сортов здесь много – на любой вкус. Однако ценители пенного напитка советуют первым делом пробовать в Чебоксарах чувашское медовое – о нем исключительно восторженные отзывы. Самый популярный бренд – «Букет Чувашии». Купить это пиво можно почти в каждом продуктовом магазине Чебоксар.

Не любите пиво? Тогда берите квас! Тоже «Букет Чувашии». Очень вкусный, особенно летом в жару. Если не в качестве сувенира, то хотя бы в дорогу купите.

Бальзамы

Говорят, что чувашские бальзамы обладают целебными свойствами. Они лечат от простуды, улучшают аппетит и поднимают настроение. За последнее ручаемся, а насчет остального точно не скажем. Как бы то ни было, чувашские бальзамы и настойки – отличный алкогольный сувенир из Чебоксар. Готовят их на меду, травах, кореньях и всевозможных ягодах.

Самый популярный бальзам из Чебоксар – «Парне». Его можно купить в фирменных магазинах Чебоксарского ЛВЗ или в обычных супермаркетах. Этот же бренд выпускает водку:

  • Vivat Russia;
  • Volga Great River;
  • «100 лет Чебоксарская».

Ее тоже часто везут из Чувашии в качестве подарка мужчинам.

ПОНРАВИЛСЯ ПОСТ? РАССКАЖИ О НЕМ ДРУЗЬЯМ!

Немного истории

Большую роль в формировании костюма играло место проживания чувашей, заимствовавших детали одеяния своих соседей. Костюм верховых чувашей (вирьял) Чебоксарского района был схож с костюмом финно-угорских народов России – марийцев из-за лаконичности конструктивных элементов. В костюме низовых чувашей (анатри), соседствовавших с татарами, в пошиве платьев использовались оборки, основным цветом фартука являлся красный. На полотенцах и передниках присутствовали декоративные кружева, связанные крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.

Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. – салатовых, розовых, и желтых.

Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя.

Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание

Особенности национальных нарядов разных этнических групп

Одежда и аксессуары

Цены на одежду в Чебоксарах примерно такие же, как и в остальной части страны. Так что на активный шоппинг особо не рассчитывайте. Сэкономить можно разве что в сезоны распродаж: зимой – в январе, летом – в июле-августе.

Торговые центры

Современный шоппинг в Чувашии крутится, конечно, в Чебоксарах. В остальных городах республики торговые центры с множеством брендовых магазинов пока не слишком популярны.

Топ-5 крупных моллов Чебоксар:

  1. Мега Молл
  2. Мадагаскар
  3. МТВ-Центр
  4. Каскад
  5. Питер

Трикотаж

Выходцы из СССР точно знают, чем славятся Чебоксары. Уже в 70-х местная чулочно-трикотажная фабрика выпускала продукцию, которая быстро разлеталась по всему Союзу. Сегодня предприятие не только работает, но и расширяется. Бренд «чебоксарский трикотаж» представляют два производителя:

  • «Чулочно-трикотажная фабрика»;
  • «Пике»

Загляните в фирменные магазины фабрик в Чебоксарах, что привезти домой качественные вещи для себя и близких. В них большой выбор детской, домашней, спортивной и другой одежды. А цены совсем не кусаются.

Вышивка

На память о поездке в Чувашию обязательно привезите одежду с национальным орнаментом. Знаменитая вышивка украшает женские блузки, юбки и платья – это очень красиво. Мужская одежда в чувашском стиле выглядит колоритно, но в современном мире она не вполне уместна.

Присмотритесь и к аксессуарам. Из Чебоксар в подарок девушкам можно привезти красивые сумки, чехлы и прочие вещицы с чувашскими орнаментами. Симпатично выглядят местные валенки-самовалки. Сегодня они снова в моде. Ну и про текстиль не забудьте: салфетки, скатерти, покрывала – выбор здесь всегда большой.

Современную одежду в национальном чувашском стиле можно подобрать в магазинах «Паха тере». На шоппинг загляните в выставочные залы в Чебоксарах (ул. Якимовская, 2) или в Новочебоксарске (ул. Винокурова, 101).

Аксессуары, обувь

Женский костюм включал в себя шейные, наплечные, нагрудные и поясные украшения. Когда-то они имели функции оберегов и талисманов, но со временем стали просто обозначать возраст и социальный статус обладательницы. Например, чем тяжелее и разнообразнее была расшивка хушпу, тем зажиточнее считалась владелица.

Представительницы прекрасного пола носили серебряное украшение с бисером (шулкеме). Женщины украшали себя нагрудником ама, разновидностью которого был нагрудник пус хысе (с частью, располагающейся на спине).

Также носили декорированное серебром и бисером украшение через плечо тевет. Женщины дополняли им свадебные одеяния, а девушки – праздничный образ. Украшением девушек было ожерелье ука с основой из холста или кожи, расшитой бисером, бусами и монетами.

Убранство замужней женщины – ожерелье суха – состояло из густой сетки бус различной величины, и нашитых монеток.

В обычной жизни вирьялы носили лапти, плетенные из липового лыка (сапата) с черными онучами, а анатри – с белыми чулками (тала чалха). В праздники надевали сапоги из кожи или башмаки, а в вирьялы – высокие сапоги, собирающиеся в гармошку. В 1900 г. для женщин начали производить высокие ботинки из кожи на шнуровке. В качестве зимней обуви использовались валенки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий