Средневековые балахоны и платья Шанель: как менялось отношение людей к чёрному цвету

Бензин — наш, идеи — ваши

Начиналось всё, конечно же, с увлечения. Впрочем, связь Коко с великим князем Дмитрием Павловичем, оказавшимся во Франции в январе 1917 года, просто увлечением не назовёшь. Роман был коротким, но бурным. Дмитрий, как и большинство мужчин, с первого взгляда влюбился в Шанель.

Однажды Коко, решив съездить в Монте-Карло на только что приобретённом автомобиле, пригласила с собой Дмитрия. «Но на это у меня нет денег», — смутился он. «Бензин я беру на себя», — успокоила Коко.


Chanel No. 5. (Wikimedia Commons)

В ту поездку на юг они посетили Грас, парфюмерную столицу Франции, где познакомились с неким Эрнестом Бо, химиком-парфюмером. Молодость свою он провёл в Санкт-Петербурге. Встреча с великим князем и его спутницей навеяла на него приятные воспоминания и… развязала язык. Бо назвал своим новым знакомым 24 ингредиента, которые должны составить новый придуманный им сорт духов. Этим секретом грасского парфюмера и воспользовалась Коко. Добавив кое-что от себя, она в 1921 году выпустила знаменитый «№ 5». «Духи для женщины, которые пахнут, как женщина»,—сказала Шанель о своём творении.

Эти духи принесли Коко огромное состояние, которым надо было умело распоряжаться. Три года спустя, в 1924 году, она основала отдельную парфюмерную фирму, пригласив в компаньоны братьев Вертхаймер. Запомните эту фамилию, она ещё возникнет по ходу нашего рассказа.

Не время для платьев…

С началом Второй мировой войны Габриэль Шанель закрывает швейные ателье, открыт только бутик с аксессуарами и парфюмерией. Такое решение она объяснит следующим образом: «Это было время не для платьев. У меня сложилось впечатление, что эпоха уходит, и что никогда больше не будут шить платьев…». Злые языки говорили, что она делает это с тем, чтобы отомстить своим работницам за ту самую забастовку, которую они устроили три года назад. На самом деле, ей просто так подсказывало чутье. Да, двадцать пять лет назад она повела себя иначе, но тогда Мадемуазель была молода, полна сил и надежд, а рядом был поддерживающий её во всём Артур Кэпел, и главное – у Коко была цель, к которой она стремилась. Теперь же ей было пятьдесят шесть, она стала известной законодательницей мод, у неё был собственный модный дом, она перевернула представления мира о стиле и не хотела становиться посмешищем. Габриэль не капитулировала перед врагом, она просто решила взять паузу, которой неизвестно сколько суждено было продлиться. «Мы тоже воюем за родину!» – говорили другие кутюрье, на что Шанель саркастически замечала: «Они не заставят содрогнуться Адольфа Гитлера!».

Когда в мае 1940 года над Парижем начали завывать сирены, а небо затянуло облако черного дыма, большая часть населения решила покинуть столицу. Коко не стала исключением. Её механика мобилизовали, и Шанель была вынуждена нанять другого шофера, который согласился отвезти Габриэль только на своём автомобиле: ехать на «роллс-ройсе» значило выделиться из толпы и привлечь к себе вни­мание. Шанель отправилась в Кобер, в замок любимого племянника Андре Паласе, сына рано умершей сестры Джулии. Сам Андре незадолго до этого был взят в плен. Интересно, что в окрестностях замка Габриэль встретит уже состарившегося Этьена Бальсана, который заметно полысел.

22 июня 1940 года было подписано перемирие, и Габриэль вернулась в Париж. Однако это был уже не тот город, из которого она уезжала. Подъезжая к отелю «Ритц», где она занимала несколько комнат, Габриэль с изумлением увидела, что помещение реквизировано немецкими войсками. Перед входом в отель установили металлический шлагбаум, возле него – часовых, на крыше «Ритца» развивался флаг оккупантов: черная свастика в белом круге на красном фоне. Шанель подала знак одному из управляющих, который, конечно же, сразу узнал знаменитую кутюрье. Он рассказал Коко, что мебель и личные вещи были вынесены из её комнат, но немецкий генерал, увидев выставленные в коридор чемоданы с её именем, уточнил, не та ли это Шанель, что шьет платья и делает знаменитые духи. Полу­чив положительный ответ, он разрешил Габриэль остаться в отеле, но ей выделили только две небольшие комнаты с ванной, окна которых выходили на Рю Камбон, а не на Вандомскую площадь, как шикарные апартаменты, занимаемые ею ранее. Однако в этом было даже определенное удобство: из окна можно было следить, как идут дела в магазине духов. Кроме того, пусть площадь, занимаемая ею, значительно уменьшилась, но для приёма друзей у нее ещё осталась собственная квартира – на Рю Камбон, 31. После закрытия модного дома Габриэль вела замкнутый образ жизни, не обе­дала в роскошных ресторанах и практически не выходила в свет.

Накануне Второй мировой войны Шанель была уже известным во всём мире модельером

Пауза, взятая Шанель на время войны, затянется: после возвращения в Париж у Коко случился долгий роман с немецким дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге, за который ей придется дорого заплатить. Затем последуют несколько лет жизни в Швейцарии и, наконец, триумфальное возвращение на подмостки мировой моды в 1954 году.

Интересно знать: Заботливая хозяйка.

Коко была весьма требовательной хозяйкой, но при этом старалась дать работницам возможность отдохнуть так, как они никогда не смогли бы себе позволить: некоторые дамы ежегодно отправлялись на 15 дней отдыхать в Мимизан, где Шанель снимала для них несколько домиков в сосновом лесу. Помимо того что там их обеспечивали бесплатным питанием и проживанием, жалование швеям за этот период выплачивалось в полном объеме. Правда, это развлечение в скором будущем придется прекратить по настоянию местного мэра: местные жительницы стали жаловаться, что швеи соблазняют их мужей.

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Неожиданный триумф

Летом 1914 года война застала Коко в Довиле. Никто до последнего не верил, что в разгар такого замечательного лета начнется кровавая резня. 28 июля была объявлена всеобщая мобилизация, а 3 августа – война. Улицы города стремительно опустели, многие заведения закрылись. Перед мобилизацией Артур Кэпел дал Коко дельный совет: не закрывать свой бутик, выждать время и присмотреться.

Портрет Коко Шанель на скачках в Довиле, 1920-1925 годы. Художник – Кес ван Донген.

Никто не ждал, что война продлится дольше шести недель, власти даже не стали запасать зимнюю форму. Но события развивались по своему сценарию. Разбитые противником французские войска отступали. После поражения в битве при Шарлеруа 23 августа была оккупирована большая часть Франции, что, в свою очередь, стало следствием огромного потока беженцев в Довиле. Кроме того, здесь остановились многие парижане, считавшие город более надежным, нежели столицу. Это были представители буржуазии и аристократии, владевшие на побережье многочисленными вилами.

Модели из меха выдры и крота, а также валансьенских кружев, разработанные Коко Шанель совместно с Дж. Л. Си и М. Перрье, 1923 год.

При таком скоплении обеспеченных дам дела у Шанель пошли в гору. Позже она расскажет: «Им требовались не только шляпы, но вско­ре – за отсутствием других кутюрье – и одежда.

В моём ателье были только модистки. Я сделала из них кутюрье». У заказчиков не было выбора, так как в Довиле работал только бутик Шанель, все остальные ателье закрылись.

Габриэль всегда умела приспосабливаться к обстоятельствам. Она выставила в витринах вещи, которые шила на себя. Кроме того, с учётом военного времени, не терпящего вычурности и жеманства и ставящего на первое место удобство, она упростила старые свои модели; отныне её шляпы совершенно ничем не украшались.

Многие дамы пошли работать сестрами милосердия в госпиталь; им также нужна была практичная форма. Перед Коко встала задача быстро сшить десятки блуз и головных уборов.

При таком количестве заказов Шанель требовалась помощь, кроме того, она выписала к себе сестру Антуанетту и тетушку Адриенн, с которой некогда была неразлучна.

Габриэль пользовалась несомненным успехом. Перед открытием у дверей магазина выстраивались очереди, для удобства клиентов перед входом были поставлены маленькие столики и скамеечки. Когда опускали шторы от палящего солнца, создавалось впечатление, что это терраса изысканного кафе. Тут не было блюд и напитков, а гости обсуждали последние события, вести с полей и газетные заметки.

Ситуация переменилась после победы в Марнском сражении, когда натиск немцев слегка ослабел. В конце осени 1914 года улицы Довиля опустели, Антуанетта и Адриенн уехали. Сама Габриэль, видя, что прежнего наплыва клиентов уже не будет, оставила бутик на попечение проверенной продавщицы, а сама посвятила себя парижскому ателье на Рю Камбон, куда потянулись её летние клиентки, вернувшиеся в столицу. Шанель, как всегда, правильно рассчитала действия и повернула ситуацию в свою пользу. Её ждал успех.

Одежда и шляпки от Коко Шанель, 1935 год.

Интересно знать: Следы прошлого.

Сама Габриэль не решилась стать сестрой милосердия, но это совершенно не говорит о её бессердечности. На то могло быть сразу две причины. Первая – элементарное отсутствие времени: весь день Шанель проводила за работой в своём ателье. Была и вторая возможная причина – среди раненых молодых людей, корчащихся от болей на койках, она могла встретить одного из тех офицеров Мулена, что часто посещали выступления юной статистки. Коко помнила их блестящими красавцами; ныне они были изувечены войной. Кроме того, Шанель хотелось навсегда забыть то время, когда ей приходилось подрабатывать в кафе. Слишком глубоки были раны юности.

Дом моды “Chanel”, 1930 год.

Мужская одежда

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Как появилось маленькое чёрное платье

В октябре 1926 года в журнале Vogue опубликовали эскиз платья Коко Шанель. Модель была необычной для того времени: платье длиной до середины колен повторяло узкий рубашечный крой, а главное ― несмотря на цвет, предназначалось для повседневной жизни. До этого чёрные платья носили преимущественно в трауре либо в качестве немаркой формы для прислуги.

Однако Шанель наделила чёрное платье новыми смыслами ― и для многих женщин того времени оно стало символом не просто элегантности, а уверенности, независимости и готовности заявить о себе.

Инновационное платье было также практичным, удобным для активной, динамичной жизни женщины. В нём она могла ходить на работу, свидания, посетить светский вечер. После Первой мировой, когда многие женщины начали сами зарабатывать и им было некогда менять одежду несколько раз в день, это оказалось хорошим решением.


Эскиз Коко Шанель для VogueИзображение: Bibliothèque nationale de France

Знаменитые чёрные платья

Многие при словах «маленькое чёрное платье» представляют короткое узкое платье-футляр, но модельеры видели его по-разному. «Маленькость» здесь скорее означает не размер, а лаконичность исполнения. Расскажем о самых известных маленьких чёрных платьях.

Собственно, платье от Коко Шанель

Модель с длинными рукавами и заниженной линией талии шили из крепа (смеси хлопка и шёлка). У неё был минимум деталей ― никаких пуговиц, лент или оборок. Однако довершать образ могли украшения, классический вариант — нить жемчуга.

Коко Шанель в маленьком чёрном платьеФото: Chanel

Платье Риты Хейворт в фильме «Гильда»

В 1946 году художник по костюмам Жан Луи создал роскошное платье с высоким разрезом для настоящей femme fatale ― сегодня в подобных моделях знаменитости позируют на красных ковровых дорожках. Блестящее чёрное атласное платье с открытыми плечами облегало тело актрисы, талию подчёркивал пояс с крупным бантом. И вновь без лишних украшений ― только длинные перчатки, ожерелье и яркая помада.

Кадр: фильм «Гильда» / Columbia Pictures

Платье для Одри Хепбёрн от Givenchy

В 1961 году Юбер де Живанши сшил платье специально для роли Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани» ― как раз платье-футляр. Эта модель более открытая: без рукавов, на спине — широкие проймы. Верхняя часть плотно прилегала к телу, переходя в расширяющуюся на бёдрах длинную юбку.

Платье от Живанши также минималистичное, в фильме его использовали несколько раз, меняя образ с помощью разных украшений. А ещё эффектным аксессуаром Хепбёрн были длинные чёрные перчатки.

Кадр: фильм «Завтрак у Тиффани» / Paramount Pictures

«Платье мести» принцессы Дианы

В 1994 году британская принцесса появилась на светском мероприятии в наряде, далёком от официального дресс-кода. На ней было короткое чёрное платье с открытыми плечами, асимметричным низом и коротким шифоновым шлейфом. Дизайнер платья — Кристина Стамболян.

Вызывающее платье оказалось бессловесным, но красноречивым ответом принцессы Дианы её мужу и всей королевской семье ― в этот день принц Чарльз дал по телевидению официальный комментарий о своей измене.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Какой был идеал красоты

Что оставила в наследство Габриэль?

Платье

Маленькое черное платье стало большим подарком всем женщинам. Целью было создание   универсального и сексуального платья одновременно. До этого момента черный цвет считался символом скорби. Но представленное в новом свете, элегантное изделие стремительно завоевало популярность среди модниц.

Брюки

Знаменитые вечерние широкие брюки, позднее прославленные Марлен Дитрих. Благодаря брюкам, девушки смогли удобно сидеть и быстро передвигаться. Сама Шанель предпочитала дневные укороченные брюки, которые прекрасно сочетались с классическими дорогостоящими свитерами

Юбка

Мадемуазель Коко была уверена, что женские коленки — не самая соблазнительная часть тела, поэтому они должны быть скрыты юбкой. Ею были разработаны модели юбок, подходящие для деловых леди. Это прямые и узкие образцы со шлицами или оборками-годе

Аксессуары

Шанель приветствовала смешение драгоценных камней и бижутерии из стекла и пластика. Она буквально обвешивалась рубиновыми, изумрудными бусами, жемчужными нитями. Благодаря ей стало модным сочетание ежедневной одежды и обилия бижутерии. В идеальном костюме, считала дизайнер, должен сочетаться мужской и женский стиль одежды. Например, твидовое пальто, жакет, свитер рыбака, выполненный крупной вязкой и тельняшка матроса, украшенная многочисленными бусами

Блузы и легендарные украшения

Туфли

Отдавая предпочтение черным и белым цветам, Шанель смогла явить миру известную модель туфель — белые лаковые босоножки с темным носком. Она правильно просчитала, что они придадут максимум сексуальности и зрительно уменьшат размер ноги.

Обувь от CHANEL

Сумка

Сумка просто обязана иметь ремешок, чтобы руки обрели свободу. Вскоре был создан именно тот простеганый ридикюль на цепочке, который и сейчас представляет собой классический стиль дамской сумки.

Культовая модель сумочки 2.55 от Шанель

Цветные вариации Flat Bag 2.55

Такое платье и жакет Коко Шанель, как на фото, и сегодня представляют собой хороший стиль. Прекрасным украшением на женщинах будет смотреться нитка жемчуга, изящная обувь и миниатюрная сумка. Дополнит образ спокойный макияж пастельных оттенков и безупречная укладка.

https://youtube.com/watch?v=ZkMQohPUGSU

Жакет

Важным элементом гардероба признан жакет Коко Шанель из твида. Это жакет без воротника с ленточной отделкой. Подклад жакета от Коко выполнен из нежного шелка. Жакет придал изящности фигуре и обеспечил легкость жестов. Главным желанием модельера было одеть женщину в жакет, не сковывающий ее движений и дающий ощущение комфортности и удобства. «Роскошь должна быть удобна, иначе это не роскошь» — справедливость цитаты подтверждено творчеством модельера.

Жакеты и их элементы

Парфюм

«У женщины, которая не пользуется духами, нет будущего», — считала законодательница моды. С этой цитаты началось создание парфюмерного шедевра под названием «Coco Chanel». И здесь Коко не отступила от своих принципов. Она поместила духи с женским ароматом в «мужскую» бутылочку в виде квадрата.

Не только созданный стиль одежды прославил великую Шанель. Например, она моделировала обворожительные шляпки, дополняющие костюмы.

Однажды Габриэль обгорела на солнце во время морской прогулки, и тут же ее загар стал объектом подражания поклонниц после появления загоревшей Коко в Каннах.

Короткие стрижки также были придуманы Коко. Собираясь в театр, она случайно подпалила свои волосы. Пришлось срочно подстричься и явить миру короткую стрижку. Дамы быстро подхватили это новшество.

Женский готический костюм

Самым трендовым считался костюм S-образной формы. Такой силуэт удавалось достичь благодаря сильно завышенной талии и низкого декольте.

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

Корсеты состояли из металлических конструкций и предназначались для того, чтобы придать животу женщины беременный вид. Беременность была в моде, и некоторые женщины даже подкладывали под платья подушки, имитирующие живот.

Цитаты КОко Шанель

Вот меткие цитаты Коко Шанель о женщинах, которые поднимают настроение и учат женственности:

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление».

«Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать».

«Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально».

«Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм».

«В платье ищите женщину. Если женщины нет, то нет и платья».

«Посмотрите, как входит в комнату женщина, притягивающая все взгляды. Как она идет, как она садится, какие жесты она делает в разговоре

По классическим меркам она может считаться вполне уродливой, но, несмотря на это, в ее фигуре, ее поведении, ее жестах есть что-то, что составляет стиль и что очень важно именно потому, что всё это не какие-то внешние украшения, а принадлежит самому ее существу»

«Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду».

«Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки».

Прошли десятилетия. Но трудно представить современную моду без всего того, что было в нее вложено этой великолепной женщиной, предложившей свой собственный стиль, являющейся примером тонкого вкуса и величайшей заботы о женщинах.

Изменения в романский период

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.

Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.
Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.

Как Коко Шанель изменила женскую моду

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий