Старинные платья, которые изрядно портили жизнь всем вокруг

При чем тут маскарад

Люди всегда любили маскарад: в Средние века существовала целая культура парадов, во время которых переодетые в костюмы нечисти участники высмеивали смерть и болезни. Остатки этого явления сегодня можно видеть в традиции переодевания на Хэллоуин, да и маскарад на Новый год отчасти оттуда же. Рядом стоят и славянские забавы на Рождество и Масленицу, когда по улицам бегали ряженые — «оборотни». 

Сейчас во всем мире набирает популярность культура косплея — перевоплощения в какого-то персонажа с копированием голоса и повадок, мимики и одежды. При этом общая идея маскарада — противостояние мира живых и пугающего мира мертвых — упростилась: сейчас перевоплощаются в конкретных персонажей, некоторые из которые вообще не несут никакой смысловой функции: перевоплощение происходит ради самого процесса перевоплощения. 

Ртуть на голове

И если мышьяк не убивал, а лишь травмировал человека, то ртуть доводила дело до конца. В начале XVIII века для производства шляп использовался бобровый фетр. Шерсть отличалась приятной мягкостью. Однако вскоре бобров почти полностью истребили. На смену плотному меху пришёл жёсткий беличий. Шерсть специально размягчали. Для этого в мех вручную вчёсывали ртуть.

Помните безумного Шляпника, друга Алисы? Скорее всего, Льюис Кэрролл скопировал образ со шляпного мастера XVIII века. Постоянный контакт с парами ртути вызывал тяжёлые последствия. Среди них — перемена настроения, головная боль, тошнота. Точно такие же симптомы испытывал человек, носивший шляпу. В закрытых помещениях дело иногда доходило до обмороков.

Хлопковая ткань на обручах

Другой коварный «убийца» дам — кринолин. Юбки-обручи долго были в моде. Всё из-за стандартов красоты. Мужчинам казалась привлекательной большая разница между талией и бёдрами. Сначала дамы просто надевали множество юбок. Но с количеством слоёв рос и вес платья. Тогда на помощь пришёл английский инженер. Его обручи отлично держали форму и не утяжеляли конструкцию.

Однако передвигаться в кринолине было сложно. Более того, женщины иногда не замечали, как подходили к свечкам. Горючие ткани вспыхивали мгновенно. Другие дамы тихо стояли в стороне, если кто-то воспламенялся. В противном случае загорались все юбки. А ещё кринолиновые юбки затягивало под поезда и в станки на заводах. Вместе с владелицами.

Тифозные юбки — смерть на кончике платья

Длинный шлейф добавился к пышным юбкам в XIX веке. Мало того, что ткань постоянно за что-то цеплялась, она ещё и была рассадником инфекции. На длинном шлейфе женщина заносила в дом всю грязь, которую собрала на улице. А на улицах в то время царила антисанитария. Не удивительно, что после прогулки в юбке с шикарным подолом в доме прекрасной дамы вдруг все заболевали. Брюшным тифом, например.

Еще:

  • Топил ли Стенька Разин персидскую княжну?
  • Что означают разные цвета куполов русской православной церкви?
  • Стильно, модно, молодёжно: известные политики в образе хипстеров
  • Вселенная глазами древних славян
  • В Японии вас не пустят в бассейн с татуировками

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Внимание

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

i09.fotocdn.net

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.

Косплеи произведений знаменитых художников от мам в декрете

Сегодня, кажется, косплеят кого угодно: иногда костюм подбирается с фотографической точностью, некоторые же берут за основу конкретную идею и атмосферу определенной эпохи. Именно это происходит с некоторыми мамами, которым скучно просто так сидеть в декрете — и тогда вместо бесконечно однообразных снимков младенцев в каше в инстаграме появляются настоящие произведения искусства. Рассказываем о тех, кто косплеит в своих фотографиях старинных мастеров. 

Хэмми Вуд-Биннендайк

Мама пятерых детей, живущая и работающая в Голландии, признается, что она просто «хотела немного развлечься и развеяться». Она одевала своих детей в интересные платья и снимала их на простенькую «мыльницу». 

Instagram: @gemmy.woudbinnendijk

Ее невинное увлечение привело к тому, что в прошлом году она выиграла один из престижных фотоконкурсов: сегодня голландка зарабатывает приличные деньги, работая в своей уникальной манере фотографии, являясь одним из амбассадоров компании Nikon. А ведь снимки на конкурс отправил чуть ли не сосед «отчаянной домохозяйки». 

 Instagram: @gemmy.woudbinnendijk

Хэмми говорит, что она не считает себя профессиональным фотографом: она получила образование ювелира, а потом много лет работала самой обычной мамой — такой же, как миллионы других на планете. Отличный пример того, как хобби становится очень любимой и весьма хорошо оплачиваемой работой. А ведь могла бы дальше жаловаться, что ей скучно в декрете. 

Instagram: @gemmy.woudbinnendijk

 Instagram: @gemmy.woudbinnendijk

 Instagram: @gemmy.woudbinnendijk

Полина Душман

Несмотря на то, что камера в руках британского фотографа впервые оказалась чуть больше трех лет назад, она успела победить в нескольких престижных мировых конкурсах. Полина не любит рассказывать о личной жизни, поэтому о ней почти ничего толком неизвестно — например, кем ей приходятся дети на снимках? Но очевидно одно: эти снимки, выполненные в стилистике барокко, сделаны безупречно. 

 Instagram: @paulinaduczman

 Instagram: @paulinaduczman

 Instagram: @paulinaduczman

Ева Чвикла 

Полька по происхождению, живущая в Голландии. Она влюблена в старую школу живописи — и это видно по её снимкам. О Еве известно, что она одинаково охотно фотографирует своих детей, именитых моделей и детей неизвестных прохожих, которые кажутся ей подходящими для конкретной композиции.

 Instahgram: @ewa_cwikla_arts

Instahgram: @ewa_cwikla_arts

 Instahgram: @ewa_cwikla_arts

 Instahgram: @ewa_cwikla_arts

Свадебный наряд в Древней Руси

Женский свадебный наряд

fs.nashaucheba.ru

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевром. Это не обязательно белое платье и белая фата как сегодня. Шили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передовался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Делился наряд на довенчальный и послевенчальный.Довенчальный наряд невесты представлял собой длинное до пола платье с рукавами в темных тонах. Это было традицией в Древней Руси,потому что считалось, что девушка хоронит свою молодость и переходит во взрослую жизнь. Послевенчальное платье было красивое, яркое, настоящее произведение исскуства. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата.

Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышывали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм. Часто свадьбы проводили на покров, поэтому у невесты обязательно поверх свадебного платья надевали дорогую шубу с мехом.

На голове обязательно красивый длинный платок, кокошник. На второй день после брачной ночи, невесте надевали на голову кику, которая означала, что теперь она не девушка, а замужняя женщина.
Кика представляла собой открытую корону, украшенную камнями, бисером, жемчугом, тесьмой.

Мужской свадебный наряд

Мужской свадебный наряд состоял из рубахи и штанов. Обычно костюм жениха был белого цвета с красной вышивкой, узором, что символизировало счастье, плодородие в будущем браке. Рубаху жениху шила будуща жена.Штаны жениха были полосатые, широкие, сшитые из сукна, с карманами. Из кармана всегда выглядывал кусочек ситцевого платка, который невеста дарила будущему мужу перед свадьбой. Это тоже было свадебной традицией в Древней Руси. Свадебный наряд дополнял широкий красный пояс из атласа, ситца, а также меховая шуба или кафтан.

Читайте больше о славянских обрядах

Славянский костюм женский

booksite.ru

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.

«Парижский зелёный» — смертельно модный цвет

Способен ли цвет одежды убить? Да, если для его получения смешивают токсичные вещества. Изумрудный в конце XVIII века находился на пике моды. Дамы шили платья из зелёной ткани, заказывали шляпки и сумочки. На самом деле, материал изначально цвета не имел. После изготовления его окрашивали. С помощью мышьяка.

Прямой контакт яда с кожей вызывал сыпь, нарывы и язвы. Женщины охотно надевали зелёные перчатки на голые руки. Иногда носили изумрудные платья без подкладки. Ради кавалеров облачались в милые зелёные пеньюары. В итоге волдыри высыпали по всему телу модниц, вызывая боль и дискомфорт.

Чудесное исцеление

Однако бывали случаи, когда смирное платье следовало не снимать до самой смерти и по радостному поводу. Например, Николай Карамзин, написавший известный труд «История Государства Российского», утверждал, что жители России (исключая представителей знати) долгое время не доверяли лекарствам. Простые люди лечились вином, которое смешивали с порохом, луком или чесноком, и баней. Больные обращались за помощью и в церковь. Карамзин писал: «Кто, быв отчаянно болен и соборован маслом, выздоравливал, тот носил уже до смерти черную рясу, подобную монашеской». О черных одеждах, которые должны были носить исцеленные до гробовой доски, упоминал в своей книге «Быт русского народа» и Александр Терещенко. Причем, если такой человек находился в браке, его жена имела право выйти замуж за другого.

Такие правила были связаны с демонстрацией смирения прежде страдавшего от недуга человека, символом подчинения его Божьей воле. Недаром митрополит Владимир на страницах издания «Слова в дни памяти особо чтимых святых» приводит изречение святого Иннокентия, который говорил: «…кто не хочет носить смиренного платья, тот, значит, горд, а гордым не дается и не дастся благодать». Иннокентий был убежден в том, что воспитанники, собирающиеся стать священниками, и даже те, кто учится в академиях, обязаны соблюдать смирение не только в покрое одежды, но и в ее цвете.

« Какие современные предметы на самом деле изобрели древние чукчи

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе

Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

США, Япония и наши земли. Косплей как культурное явление

Сам термин «косплей» — это калька с английского costume play. Культурное явление зародилось в Японии в первой половине прошлого века. К слову, ничего удивительного в этом нет: именно в Стране восходящего солнца издревле были очень сильны традиции театра «кабуки»

В нем было позволено играть только мужчинам-актерам, и особое внимание уделялось передаче характера каждого персонажа, часто в гротескной или утрированно драматической манере. Кстати сказать, по-японски он звучит так: косутюму пурэ (попробуйте рассказать эту историю своим детям, фанатам аниме, наверняка они будут удивлены). 

В постсоветском пространстве к первым опытам такого рода можно отнести «толкиенутых ролевиков»: кто из нас не встречал в метро странных молодых людей в явно самодельных костюмах и с мечами? Подобное зрелище было вполне обычным делом в конце прошлого века в крупных городах. 

Яркие и темные одежды

Если верить Н.И. Костомарову, автору труда «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», по крайней мере, в упомянутую эпоху были в моде яркие одежды. Согласно понятиям того времени, цветастые предметы гардероба внушали уважение. Особой популярностью пользовались материи красного цвета. Красные одежды были так распространены, что иностранцы, посещавшие Россию, писали о том, что городские жители носят исключительно платья этого цвета. Впрочем, встречались и зеленые, и лазоревые, и желтые, и лимонные наряды.

Носить же темные цвета в повседневной жизни было не принято. Одежды, пошитые из тканей темных оттенков, назывались смирными или смиренными. Владимир Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», утверждал, что смирное платье являлось синонимом платья траурного. Однако это абсолютно не означает, что смирное платье было исключительно черного цвета. Одежда, предназначенная для печальных случаев, могла быть и черного, и темно-серого, и темно-коричневого, и темно-синего и даже вишневого, гвоздичного и багрового цветов.

Смерть члена семьи

Если верить Марине Логуновой, автору издания «Печальные ритуалы императорской России», аккуратность смирного платья считалась неуважением к усопшему. Тот, кто оплакивал близкого человека, не должен был проявлять заботу о своем внешнем виде. Именно поэтому смирное платье черного, синего или другого темного цвета было «худое и изодранное». Мало того, траурные одежды чаще всего в скорбный период вообще не стирали. И это несмотря на то, что, как пишет А.М. Дубровский в учебном пособии «Российская средневековая цивилизация», траур по покойному члену семьи традиционно носили в течение 40 дней.

Впрочем, период траура был обусловлен степенью родства или близости с умершим. Так, Раиса Кирсанова в своей книге «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века» пишет о том, что по родителям траур не снимали в течение 2 лет. Вдовы обязаны были носить смирное платье 3 года. В первый год носили исключительно черные шерсть и креп. На второй год разрешался шелк и черные кружева. В последний год не запрещалось на праздник надеть серебряную сетку. Между тем никто не похвалил бы молодую вдову, которая поспешила бы снять траур даже по истечении 3 лет. А пожилые женщины, потерявшие мужей и строго соблюдавшие правила приличия, вообще носили темное до конца своих дней.

Корсеты — смертельная одежда красавиц

Современные корсеты — безобидная игрушка по сравнению с «монстрами» XVII-XIX веков. Дамы стремились затянуть корсеты как можно туже. Внимания на острую боль они не обращали. В результате внутренние органы плотно сжимались. Нередко ломались рёбра.

Зарегистрирован случай, когда во время танцев замертво упала девушка с талией в 33 сантиметра. После вскрытия врачи обнаружили массивное кровотечение: сломанное ребро прокололо печень. Иногда надломленные рёбра впивались в сердце. Модницы, носившие корсеты, неизменно чувствовали недомогание из-за плохого кровообращения. У них часто кружилась голова, они падали в обмороки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий