Как Поль Пуаре влюбился в Россию
«Я до сих пор помню Москву с её иконами, Кремлём, колокольнями, храмом Василия Блаженного, извозчиками, грандиозными осетрами, замороженной икрой, с изумительной коллекцией новой живописи г-на Щукина и вечерами у ‘Яра’». Так в своих мемуарах «Одевая эпоху» Москву описывал Поль Пуаре. Кутюрье, считающийся тем самым «освободителем женщин от корсетов» и сыгравший немаловажную роль в моде начала XX века, посетил Петербург и Москву в 1911 году во время своего европейского турне.
Там его с распростёртыми объятиями приняла российский дизайнер Надежда Ламанова, которая имела звание «Поставщика Двора Ея Императорского Величества» и которую нередко сравнивали с Коко Шанель. Ламанова не только предложила Пуаре провести показ мод для московской публики в своём доме и показала другу главные достопримечательности города, но также открыла для него мир народных русских костюмов.
Платья из коллекции Поля Пуаре «Казань»
В Париж Пуаре вернулся с чемоданами сарафанов, косовороток, рубах, кокошников, платков и вышитых рушников. И тогда же решил создать коллекцию под названием «Казань», ведущими мотивами в которой стали русские орнаменты и силуэты. В неё вошли свободные платья белых и бежевых цветов, украшенные вышивкой красными нитями.
К слову, увлечение Пуаре русской культурой началось за несколько лет до его визита в Москву. Чтобы оценить уникальную эстетику и творчество славянских народов, французскому кутюрье даже не пришлось покидать родной Париж. Ведь именно там, в начале 1900-х, гремели «Русские сезоны» Сергея Дягилева.
Жан Кокто, Плакат с изображением Тамары Карсавиной (1911) / Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Влияние «Русских сезонов»
Один из основателей объединения и журнала «Мир искусства», организатор многочисленных выставок российских и зарубежных художников Сергей Дягилев сыграл весомую роль в популяризации русской культуры на Западе. В 1906 году он впервые представил в Париже русскую оперу, а тремя годами позднее — балет.
Успех был ошеломительным. В танцевальную труппу вошли ведущие звёзды Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве, за хореографию отвечали Михаил Фокин, Вячеслав Нижинский и Леонид Мясин, а художественным оформлением постановок занимались Александр Бенуа, Николай Рерих и Леон Бакст. Последний из художников внёс значительный вклад и в костюмы — он одевал героев постановок в роскошные кимоно, шаровары, тюрбаны и «восточные» платья.
Эскизы Леона Бакста для «Русских сезонов» (1910-1911)
Стилистические идеи Бакста производили на публику столь же огромное впечатление, что и сам балет, а затем стремительно перемещались со сцены в реальную жизнь. Парижане, а вскоре и остальные европейцы стали носить отделанные мехом кафтаны, украшенные золотом сарафаны и высокие сапоги с вышивкой. С лёгкой руки Дягилева стиль à la russe в Европе стал синонимом Востока. Причиной тому — театральные сюжеты «Русских сезонов», которые из раза в раз переносили зрителей в Персию, Центральную Азию, Турцию или на Кавказ. Так русские словно старались отыскать ответ на вопрос — Запад мы или всё же Восток?
Взрыв красок и ориентализм на сцене дягилевского театра оказывали серьёзное влияние и на дизайнеров. Всё тот же Поль Пуаре начал создавать вещи, повторяющие костюмы танцовщиков, пригласил к сотрудничеству Леона Бакста, а после просмотра «Шехерезады» закатил бал-маскарад под названием «Тысяча и две ночи».
Пройти мимо торжества «Русских сезонов» не смогла и Коко Шанель. В главе «Русские» своей автобиографической книги «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой» она напишет: «Дяг заставил Париж, а за Парижем и весь мир понять, что в России не одни грязные мужики в лаптях, там кладезь гениев». Она восхищалась трудолюбием русских, спонсировала балеты Дягилева и принимала активное участие в создании «Голубого экспресса» на либретто Жана Кокто. Шанель разрабатывала костюмы, в то время как Пабло Пикассо и Анри Лоран трудились над декорациями.
Наталья Гончарова, Вечерний костюм с меховой отделкой (1925)
Культовые коллекции с «русским следом»
Но вернёмся обратно в прошлое. Триумф «Сезонов» Дягилева, повсеместное очарование русской культурой и первые её интерпретации на подиуме пробудили в дизайнерах желание ближе узнать таинственную Россию. Любопытство Ива Сен-Лорана воплотилось в коллекции «Opéras — Ballets russes», которую кутюрье представил в 1976 году в парижском «Интерконтинентале».
Вдохновением для юбок-колоколов, плащей с казацкими башлыками и круглых шапок с меховой опушкой послужили героини русской литературы: Наташа Ростова и Анна Каренина. New York Times назвал шоу «революционным» и способным «изменить ход моды в мире».
Жан-Поль Готье, коллекция «Русский конструктивизм» FW 1986
В рассказе о «русском следе» в мировой моде невозможно не упомянуть о Жан-Поле Готье. В 1986 году французский дизайнер произвёл фурор с коллекцией «Конструктивизм», на создание которой его вдохновила книга о советском авангардном искусстве. В частности, рисунки Варвары Степановой и Любови Поповой.
Всю одежду Жан-Поль украсил кириллицей: на платьях, жакетах, свитерах и юбках русскими буквами было выведено имя и фамилия дизайнера. «Я был первым, кто придумал использовать своё имя в виде принта, да ещё и писал его кириллицей. Она потрясающе смотрится!», — радовался дизайнер. Задумка Готье позволила кириллице осесть в списке трендов на долгие годы — и в очередной раз заинтересовать мир моды русской культурой.
Коллекция Chanel Pre-Fall 2009
Устоять перед элементами национального русского стиля не смог и Карл Лагерфельд. В декабре 2008 года кайзер моды переодел моделей Chanel в кокошники, сапоги с мехом и строгие «мундирные» костюмы. Показ, получивший название «Париж — Москва» стал экскурсом в историю взаимоотношений Коко Шанель с русскими. А особенно, с великим князем Дмитрием Павловичем. К нему дизайнер питала романтические чувства — и он же сыграл важную роль в создании Chanel No.5, когда познакомил возлюбленную с парфюмером Эрнестом Бо.
Photo: Sasha Pivovarova by Karl Lagerfeld for Chanel Paris-Moscow Pre-Fall 2009
Кухня с самоваром в дачном доме в Тарусе
Декоратор Женя Жданова создала чудесную дачу для любимой мамы, где старые вещи получили вторую жизнь. Например, старый самовар, который собирает всю семью за столом и используется каждый день. «Чай из самовара обладает совершенно особенным вкусом», — признается Женя.
Антикварный абажур, который Женя помнит еще с детства, сохранил в новом доме свое назначение. Вся старинная фурнитура осталась прежней, а вот ткань на нем перетянули.
В этом доме многое сделано своими руками. Например, на старых стульях заменили обивку и покрасили их в более современные цвета. А на кухонной мебели ИКЕА появились ручки из состаренного олова, привезенные из Америки.
Особого внимания достоин и декор кухонных окон: льняная ткань с ручной вышивкой ришелье обрела вторую жизнь в качестве штор: «Этим шторам уже более ста лет и их реставрация была серьезной работой для мастериц».
Резная полочка на стене стала отличным местом для «парадного» размещения императорского фарфора, подаренного маме лучшими подругами на 10-летний юбилей ее свадьбы с папой.
Минималистичная кухня в стиле советского ретро
Эта квартира вызывает два одинаково сильных чувства. Первое – уважение к людям, которые сумели увидеть прекрасное там, где его не всякий сможет увидеть, и второе – удивление, каким образом семья с маленьким ребенком умудряется жить практически в музейном пространстве. Причем не в музее изящных искусств, а скорее в музее советского быта.
Зона кухни. Газовая плита, “Газоаппарат”, СССР, Москва, 1953. Алюминиевые табуреты, “Медоборудование”, СССР, Одесса, 1960-е. Белая эмалированная посуда из Германии и Белоруссии, 1960–1970-е. Картина “Кухонные принадлежности” работы Анны Желудь, 2012. Фото Сергея Ананьева
Зона кухни. Советская эмалированная раковина 1970-х годов найдена на помойке за ГМИИ им. Пушкина. Сантехника “родная”, того же времени. Фото Сергея Ананьева
Виной всему – квартира площадью 45 м² в старом кирпичном доме. Став ее обладателями, Дмитрий и Наталья стали собирать раритеты советского времени. Оказалось, ни на что не похожий, богатый неожиданными решениями интерьер может быть собран из самых обычных, казалось бы, бросовых вещей, мимо которых мы ежедневно проходим, не подозревая в них какой-либо эстетической ценности.
Одна из самых ценных находок хозяев – два медицинских шкафа, выкупленные за смешные деньги в одной из московских больниц, заново покрашенные и выполняющие роль витрин для коллекции фарфора и стекла.
Русское искусство на подиуме
Леон Бакст был не единственным художником, оказавшим существенное влияние на мировую моду. Сергей Дягилев, который несомненно обладал умением видеть талант, пригласил к работе над «Русскими сезонами» и Наталью Гончарову. Ещё до переезда в Париж «амазонка русского авангарда» работала с дизайнером Надеждой Ламановой. Перебравшись во французскую столицу, она стала не только придумывать костюмы для балета, но также сотрудничать с модными журналами и домом «Мирбор».
Супрематические коллекции Kenzo Spring 2016 и Prada Spring 2014
По сей день в своих коллекциях мировые дизайнеры переосмысливают и цитируют произведения искусства русских талантов. Так, Миучча Прада неоднократно обращалась в своих коллекциях к палитре, созданной супрематистами, а Kenzo превращали геометрические формы с их полотен в аксессуары.
Вдохновением для коллекции Alexander McQueen весна-2014 послужило творчество одной из выдающихся представительниц авангарда, Варвары Степановой. Сара Бертон превратила её характерную геометрическую технику в принты на платьях, костюмах и плащах. Valentino же и вовсе выстроили целый кутюрный показ вокруг русских орнаментов и творчества Марка Шагала.
«Русская коллекция» Ива Сен-Лорана (1976) / Photo: Guy Bourdin
Дачная кухня дизайнера Ирины Лаврентьевой
Еще одна дачная кухня в стиле a la Russe. “Эта была типовая маленькая дача из бруса, отделанная сайдингом снаружи и желтой вагонкой внутри, – рассказывает дизайнер Ирина Лаврентьева. – Но мы влюбились в это место с яблоневым садом и сразу же затеяли переделку”. В первую очередь сайдинг был заменен на деревянную обшивку, а внутри вагонку частично заменили на новую, частично отциклевали старую, перестелили полы натуральными досками из лиственницы. Обустраивая свой небольшой дачный домик, Ирина удачно использовала бабушкино наследство. Деревянная резная скамья и старинные стулья заняли почетное место на кухне, составив идеальную пару английскому антикварному буфету. А массивный обеденный стол был отреставрирован и выкрашен в черный цвет, превратившись в удобный письменный стол.
Бюджетная переделка кухни в стиле а-ля рус
А вот и пример бюджетного интерьера кухни с русскими мотивами, переделка которой обошлась хозяйке всего в 2050 рублей.
«Спасибо пандемии за старую новую дачу. В мае мы обновили летний домик, в котором муж проводил детство. 20 лет он стоял закрытый. Что сделано: водопровод с горячей водой, обновили электрику, а также освежили кухню и гостиную. Цель была сделать все своими руками из остатков от ремонта квартиры и того, что найдется на даче. Короче, вот реально – « я его слепила из того, что было. Плетеные корзины, жостовские подносы, эмалированный бидон, плетеный коврик, посуда – чердачные сокровища».
Так выглядела кухня до переделки
Какой интерьер с русскими нотками вам понравился больше?