Что означает батик: инструкции для красивой росписи по тканям

Техника росписи по шелку

Почему именно шелк? Это идеальная ткань, прекрасно принимающая краски, придающая им блеск, создающая удивительные цветовые переливы. Ручной труд, хороший материал, яркие композиции, и перед вами живая, будто бы дышащая роспись. Даже роспись по шелку для начинающих – сложный урок, требующий теоретического понимания техники, выдержанности всех правил и принципов.


Розпись цветами на шелке

Специальные краски для шелка закреплять можно разными способами – часто это длительная просушка, но применяются и утюжка полотна, и выдержка над паром. Новички обычно просто проглаживают работу утюгом, что дает надежную фиксацию краски. К слову, есть в продаже интересные наборы для творчества, где контур-резерв уже нанесен, рисунок размечен, и художнику остается только расписать работу.

Свободная роспись шелка

Предполагает работу жидкими красками по загрунтованной или чистой ткани. Но может эта ветка батика включать и роспись загущенными красками

Это направление понравится тем, кто не хочет делать штамповки, шаблонные работы, кому важно проявить индивидуальный почерк художника. Ограничителей в свободной росписи нет, что роднит ее с акварельным творчеством

  • краски по ткани, которые сначала проверяются на образце;
  • кисти (и специальные тоже, с резервуаром для воды);
  • ватные либо поролоновые тампоны;
  • палитра, салфетка для протирания кисточек;
  • емкость для воды;
  • соль, спирт, цветные контуры;
  • фен для просушки.

Начинать писать картины в этой технике стоит тем, у кого уверенный рисунок на обычной бумаге, неплохая школа за плечами (хорошая художественная подготовка).

Холодный и горячий батик

Холодный батик – это безвосковое рисование на ткани. На будущее изделие мастер наносит изображение, на контуры – резерв-состав, который не дает краске выходит за нужные пределы. Резерв наносят специальной трубочкой. После высыхания резерва, ткань расписывают жидкими красками. Так вы можете вручную расписать шелк и получить эксклюзивный палантин или платок.

В следующем видео можно посмотреть процес приготовления к росписи и саму роспись по шелку-батик.

Горячий батик отличается нанесением горячего воска, который и разграничивает зоны для росписи. Только когда он высыхает, изделие красят. Если ткань закрепить на подрамнике, можете сделать шикарный пейзаж на шелке. Роспись по шелку – картины, предметы гардероба, все в равной степени популярно и многие художники делают подобные изделия на заказ.

Узелковый батик

На ткани мастер завязывает узлы, перекручивает материл, что создает впоследствии интересные узоры и разводы. Именно узлы помогают резервировать определенные фрагменты ткани. Сначала новичок скручивает их по шаблону, затем экспериментирует.

Какие краски используются в батике

Для рисования на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. На заключительном этапе акриловые конструкции фиксируются горячим утюгом, а анилиновые обрабатываются паром в специальном автоклаве для фиксации. Однако экономные мастера уже приспособились к пропариванию продуктов в ведрах и пароварках. При обработке паром краситель глубоко проникает в волокна, придавая однородный цвет и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками требует больше времени, подготовки и определенных навыков. Это профессиональный уровень.

Чтобы краски не растекались по ткани бесконтрольно, необходимо «перекрывать» ее замкнутыми линиями. Для этого воспользуйтесь контуром (стоковым составом) — специальной густой краской в ​​тюбике с тонким носиком. После нанесения он проникает в волокна ткани и предотвращает вытекание краски с лески. Очертания обычные, с 3D эффектом, перламутровые, блестящие и другие. Для шелка используется отдельный вид контура.

Выберите контур ткани

Мастера советуют не смешивать в одной работе краски разных производителей и разных серий — химический состав красителей может противоречить друг другу

Чтобы не заблудиться в лабиринтах банок, обратите внимание на некоторые моменты:

  • тип ткани;
  • насыщенность цвета;
  • разнообразие цветовой палитры красок и контуров;
  • необходимость спецэффектов;
  • дополнительные составы: например, французская компания Pebeo предлагает растворы для затемнения, для загущения красок и специальный резерв для защиты большой площади поверхности от краски.

Разновидности батика

Батик бывает нескольких видов. Одни типы росписи подходит для шелка, другие – для синтетической или хлопковой ткани.

Различается и результат, ведь у каждой техники есть свои особенности.

  • Горячий батик предполагает использование воска, который наносится при помощи чантинга. Сначала на ткань расплавленным восковым резервным составом наносится узор, а затем покрывается краской. Далее процесс повторяется несколько раз. Для яркости цветов краски накладывают в несколько слоев. После высыхания рисунка воск убирают бензином. Этот вид батика применяется для хлопковой ткани.
  • Холодным батиком разрисовывают шелковые изделия. При этом используются анилиновые краски. Резервный состав можно применять не только бесцветный, но и цветной.
  • Свободная роспись подходит для шелковых и синтетических тканей. Окрашивают полотно анилиновыми или масляными красками.
  • Узелковый способ – один из самых простых, интересных и популярных вариантов батика. Отрез ткани перевязывается нитками в нескольких местах, затем полотно окрашивается. После того как материя высохнет, узлы развязываются.
  • Техника шибори батик также не требует прирожденных художественных способностей мастера. Ткань сначала нужно смять, потом скрутить, перетянуть нитками и опустить в подготовленную краску. Когда полотно окрасится, его надо высушить, не раскручивая, а только затем снять нитки. В результате получается необычный стильный принт. Эту технику часто используют для окрашивания предметов гардероба и аксессуаров.

Узелковый батик

Узелковый батик правильней будет назвать техникой не росписи, а окрашивания ткани. Это – интересная техника, которая не требует умения рисовать. Узелковый батик отлично подходит для окрашивания платков, парео, бандан, футболок. Суть техники такова: сначала ткань скручивают по определенной схеме в жгут или завязывают в узелки, после чего перевязывают нитками или тонким шнуром. Далее ткань красят текстильными красками одного или нескольких цветов. Для покраски проще всего использовать акриловые текстильные краски с закреплением утюгом. После покраски нитки разрезают и ткань разворачивает. В результате получаются интересные эффекты: цвета плавно переходят один в другой, ткань местами может быть окрашена неравномерно – темнее или светлее, а под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть. Каждое изделие узелкового батика действительно получается неповторимым, ведь в точности добиться такого же узора просто невозможно. Профессионалы в этом деле умеют создавать различные узоры, как на фото ниже, новичкам же лучше начать с простого радиального узора.

Особенности работы

Мелкие узоры на ткани были изначально созданы для королевской семьи и легко узнаваемы по эффекту растрескивания.

Воск

Восковая живопись – это тончайшая работа, от начинающих требует внимания и терпения. Материал растягивается на раме для равномерного проникновения горячего резерватора – пчелиного воска, смолы или парафина. Изображение затем впитывается с углем. Воск наносится на участки ткани, которые не будут краситься. Ткани дают высохнуть в течение двадцати четырех часов, затем гладят между листами бумаги, чтобы удалить воск и закрепить краситель. Сушку проводят медленно, вдали от источников тепла и солнечного света, чтобы сохранить цвета. Весь процесс повторяется каждый раз при добавлении цвета. В некоторых принтах используют до тридцати цветов.

Выбор и подготовка ткани

Хотя художественная форма батика очень сложная, используемые инструменты простые – это небольшой тонкостенный медный контейнер с короткой бамбуковой ручкой около 11 см длиной. Контейнер из меди заполняют расплавленным воском и рисуют на ткани. Разные размеры желобов с номерами для определенных размеров позволяют создавать разнообразные эффекты дизайна. Размер носика варьируется от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы до более широких носиков для заполнения больших участков. Точки и параллельные линии могут быть нарисованы инструментами, которые имеют до 9 носиками.

Количество цветов в батике демонстрирует, сколько раз он был погружен в ванну с красителем и сколько раз слои воска должны были быть нанесены и удалены. Многоцветный батик требует больше манипуляций, чем работа с 1-2 цветами. Многочисленные процессы окрашивания обычно отражаются в цене ткани. В настоящее время, химические красители в значительной степени заменить традиционные, поэтому оттенков стало намного больше.

Для особых случаев расписывали золотую материю. Батик ранее украшали золотом при помощи специальной пудры или фольги наносили узор с использованием клея из яичного белка или льняного масла и желтой глины. Существуют тысячи различных узоров, но старинные дизайны были связаны с традиционными орнаментами и религиозными верованиями.

Разметка рисунка

Контур узора блокируется на ткани углем или графитом. Часто узор делают трафаретами или шаблонами.
Другой метод трассировки рисунка на ткани – это размещение на стеклянном столе, освещенном снизу. Тень создает рисунок на ткани, который обводят карандашом. Воск повторяет контур карандаша на ткани.

Применение воска с медной крышкой состоит в том, что колпачок погружают в расплавленный воск. Когда материя пропитана воском, он действует как штамп. Крышка вдавливается в поверхность, и колпачок переносит свою форму. Вощеную материю погружают в ванну с красителем первого цвета, и она остается в ванне до нужного оттенка. Темные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Затем помещают в ванну с холодной водой, чтобы затвердел воск.

Иногда воск соскребали маленьким ножом перед новым погружением в ванну. Для получения мраморного эффекта на воске намеренно делали трещины перед окрашиванием. Краситель проникает в крошечные трещины и создает тонкие линии.

Природная красота и высокая художественная ценность всегда очаровывали и вдохновляли живописцев на создание собственных узоров в батике.

Виды батика

  • Одним из самых трудных видов расписывания ткани является горячий батик. Несмотря на сложность техники, результат поражает своей красотой. Такой вид батика требует работы с расплавленным воском или парафином. Нужно успеть нанести на ткань воск до того, как он затвердеет. Необходимо использовать специальную кисть для нанесения контура при работе с расплавленным воском. Кисть имеет специальное название – «чантинг». Краска не должна попасть на восковые места. По окончании работ воск с ткани удаляют горячим утюгом.
  • Благодаря развитию химической отрасли позднее появился другой вид батика – холодный батик.  При такой технике воск заменяется специальными контурами и резервами для батика, которые продаются в любом специализированном магазине. Причем можно найти контуры и резервы разных оттенков, существует даже смывающийся резерв. Для холодного батика используют стеклянные трубочки. 
  • Начинающим художникам можно посоветовать начать работать с техники под названием «узелковый батик». Нитью, хаотично или с соблюдением контура рисунка, завязываются узлы. Если вы планируете использовать дополнительный материал — пуговицы, шарики и др, то необходимо учитывать одно условие: этот предмет должен выдержать воздействие высокой температуры. Ткань с красящим раствором помещают в воду кипятиться.
  • Техника свободной росписи предполагает использование специальных масляных красок или анилиновых красителей. Такая техника привлекает художников свободой действий, так как заранее не создается контур рисунка, нет готового шаблона. При этом можно экспериментировать, добавляя дополнительный резерв или вещества, содержащие спирт, для того чтобы увлажнить ткань.
  • Подвид свободной росписи — роспись по-сырому. Сухим, порошковым красителем посыпают влажную ткань. Чем меньше и тоньше слой красителя, тем более плавными и изящными будут цветовые переходы. На увлажненной ткани с помощью кисти можно самостоятельно сформировать рисунок. Его необходимо выполнить до того момента, пока ткань не начнет подсыхать. А это происходит довольно быстро. 
  • Заключительная техника батика – «шибори». Некоторые считают, что это разновидность узелкового батика. Отличия заключаются в том, что ткань необычно складывают по японской методике, перекликающейся с техникой оригами.

Порядок выполнения холодного батика:

Чтобы узор не сместился, закрепите ткань на шаблоне с помощью булавок.

Карандашом нанесите на ткань контур рисунка с заранее приготовленного шаблона.

Закрепляем ткань с помощью ниток или булавок на раме или вставляется в пяльцы. Ткань должна быть натянута на раму, как барабан. В этом случае больше гарантий нанести ровную резервную линию. Перед нанесением резерва на ткань, следует потренироваться на ненужном куске ткани. Сделайте несколько пробных линий на кусочке ткани, по качеству такому же, на котором вы собираетесь работать. Подождать высыхания и проверить на пробивание. Необходимое количество резервирующего состава грушей засасывают в трубочку (баночку после этого следует плотно закрыть). Наносим резерв, на ткань, касаясь концом трубочки поверхности. Наносить резерв следует равномерно, контур должен быть замкнутый, иначе краска будет растекаться по ткани бесформенными пятнами. Ведите линии по контуру карандаша плавно без остановок, чтобы резервирующий состав смог пропитать ткань насквозь.

После полного нанесения резервирующего состава, ткань следует просушить на воздухе до полного его высыхания (не менее 40-50 минут). После того как состав подсох следует убедиться в целостности и надежность контура. В небольшом количестве воды разведите 1-2 капли шампуня или жидкого мыла. Обмакните кисть в раствор и нанесите на отдельные замкнутые контуром участки ткани. Если вода через пару минут просочилась за границы контура, то резервирующий состав нанесен небрежно. В этом случае нужно карандашом отметить места нарушений, высушить ткань (можно использовать фен) и нанести еще раз состав резервирующий, но лучше с изнанки ткани. Остатки резерва необходимо удалить из стеклянной трубочки, а трубочку тщательно промыть уайт-спиритом или бензином.

Еще раз, убедившись в надежности резервирующего состава, можно приступать к окрашиванию. Краски для росписи ткани можно использовать как концентрированными, так и разбавлен¬ными водой (смотрите инструкцию производителя). Если краска необходимого цвета отсутствует, ее можно получить путем смешивания красок друг с другом в определенных пропорциях, подбираемых экспе¬риментальным путем. Перед употреблением краску следует перемешать.

Разбавленные красящие растворы наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку. Сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.

Красящие растворы легко растекаются по ткани.

При закрашивании больших поверхностей, рекомендуется равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После того как узор нанесен оставляем работу до полного высыхания в проветриваемом помещении.

После полного высыхания снимаем батик с рамы. Далее вы можете уже использовать своё творение, например, определить в рамку и повесить на стену. Если батик планируете носить, использовать в хозяйстве, то его краску следует закрепить и ткань подвергнуть обработке паром.

Виды и классификация батика

Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:

  • Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
  • Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
  • Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.

Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.

Разные техники батика

Интересные идеи для рисунков

Выбор краски и кистей

Для росписи в стиле хохлома, например, характерны яркие и контрастные цвета. Для контурной росписи подойдут специальные контурные краски, которые позволяют легко и точно наносить контуры на ткань. Если вы планируете создавать флюорисцентные рисунки, то вам понадобятся специальные краски, которые светятся в темноте.

Выбирая кисти, обратите внимание на их размер и форму. Для тонких деталей и контуров подойдут кисти с узким кончиком, а для больших площадей — кисти с широким ворсом

Кисти можно выбирать из натурального или синтетического ворса, в зависимости от предпочтений и требований рисунка.

Важно также учесть поверхность, на которой будет происходить роспись. Если это деревянная заготовка, то можно использовать краски для дерева

Если же вы будете рисовать на ткани, то нужно выбрать специальные краски для текстиля.

Помимо хохломы и контурной росписи, существует множество других техник и стилей росписи по ткани. Каждая из них требует своих специфических красок и кистей. Поэтому перед началом работы рекомендуется изучить технику, которую вы планируете использовать, и подобрать соответствующие материалы.

Техника росписиХарактеристики
ХохломаЯркие и контрастные цвета
Контурная росписьКонтурные краски
Флюорисцентная росписьСветящиеся краски

Помните, что выбор краски и кистей — это индивидуальный процесс, который зависит от ваших предпочтений и планируемого результата. Поэтому экспериментируйте, пробуйте разные виды красок и кистей, и выбирайте то, что вам больше нравится.

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Принцип вязанного батика — это механический запас ткани. На складках и сучках материал либо вообще не окрашивают, либо окрашивают в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Совершенно не обязательно иметь художественные навыки, чтобы практиковать этот увлекательный вид росписи по ткани.

Материалы и аксессуары:

  • легкая хлопковая ткань
  • анилиновые красители для хлопчатобумажных тканей
  • плотная проволока, веревка, связка или веревка
  • палитра
  • емкость для крашения
  • шпатель для перемешивания


Батик узел

Вся работа в узловой технике состоит из трех этапов:

Шаг 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из следующих способов:

  • чинить
  • связать
  • переплетаться
  • складывать
  • складывать

Шаг 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разбавленным красителем. Если вы хотите добиться плавных размытых переходов цветов, сначала смочите ткань. Оставьте ткань сухой, чтобы границы цвета были четкими.

Шаг 3. После того, как ткань будет окрашена, промойте ее под проточной водой. Сначала завяжите узлы, затем развяжите их.


Узел батик: техника выполнения

Техника выполнения

Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.

Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.

При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.

Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.

Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.

На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера

Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки. Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски

Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам

Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.

Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.

Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.

Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.

Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».

Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.

Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Что такое батик – определение, виды

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.

В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.


Батик — ручная роспись ткани

Виды батика:

  • Холодный батик – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
  • Горячий батик – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
  • Узелковый батик – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
  • Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.

Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.

Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

Техника батик — горячий способ

  • парафин;
  • воск;
  • стеарин;
  • либо смесь этих веществ.
  • натуральная ткань (шелк, хлопок, шерсть);
  • трафарет из картона;
  • краски для росписи по ткани;
  • стакан воды;
  • кисточки;
  • воск;
  • целлофан, газеты;
  • резиновые перчатки;
  • фен.

При работе наденьте одежду, которую не жалко испортить, так как краска для ткани не отстирывается. Лучше надеть непромокающий фартук, который защитит вещи.

  1. Застелите рабочую поверхность газетами, целлофаном, чтобы она не испачкалась.
  2. Желтую краску разведите в воде в емкости. Опустите сюда ткань.
  3. Когда она окрасится, отожмите руками в перчатках, просушите феном, чтобы быстрее высохла.
  4. Положите на полотно трафарет. Это могут быть не только осенние листья, но и бабочки, цветы, сердечки и т.д.
  5. Поместите кусочки воска в небольшую кастрюлю или ковш, растопите на водяной бане. Можно использовать свечи.
  6. Приложите трафарет к выбранному участку на ткани, нанесите сюда кистью расплавленный воск.
  7. Если хотите, стряхните воск с кисти, чтобы на платке появились красивые капли и разводы. Для этого можете растереть их кисточкой.
  8. Добавьте в водный раствор желтой краски немного зеленой, покройте ткань этой салатовой краской.
  9. Промокните губкой капли краски с листьев (они не окрасятся салатовым, так как покрыты воском). Просушите полотно феном.
  10. Прогладьте полотно через тряпочку. Чтобы платок стал мягче, прополощите его в воде, в которую добавьте кондиционера.
  11. Осталось высушить палантин и можно примерять обновку, любуясь тем, как краски для батика и ваше трудолюбие помогли создать дизайнерскую вещь.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Первоначально мастеру нужно натянуть ткань на каркас и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые карандаши или карандаши, которые со временем исчезают.

Далее по основным линиям рисунка наносится сплошной контур особой стоковой композицией. Основная задача мастера — следить за тем, чтобы в контурной рамке не было зазоров и щелей, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали небольшую хитрость — правильность нанесения состава резерва можно проверить водой. На тыльной стороне ткани несколько капель воды разбрызгиваются в каждую ячейку, образованную резервуаром. Если в какой-то момент вода просочится через резервуар в следующий элемент рисунка, необходимо просушить это место и добавить каплю вещества, замыкая контур.

Эта процедура немного замедляет рабочий процесс, но позволяет лучше выполнять работу.

Кроме того, техника холодного батика предполагает непосредственное нанесение специального лака. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применить несколько цветов к одной и той же ячейке, создав оригинальные цветовые переходы.

Полностью высохшее изделие нужно пропарить в горячей воде и утюгом закрепить узор на ткани.

Шарфы с принтом

Сделай ставку на шарфы с пестрыми принтами

Обрати внимание на цепочный узор, геометрические орнаменты, цветочные мотивы и расцветку в футуристичном стиле

Hermes сделали ставку на комбинацию цветов, выбрав простой принт. Аксессуар станет акцентным, поэтому низ и верх выбирай в базовых оттенках и избегай обилия сложных рисунков на одежде.

@hermes

@hermes

@loropianaofficial

Цветочную расцветку предлагаем дополнять кэжуал и спортивной одеждой, как в каталогах Isabel Marant.

@isabelmarant

@isabelmarant

Клетка уже не первый год мастхэв для осеннего и зимнего сезона. Теплый клетчатый шарф «штурмует» коллекции масс-маркета и тяжелый люкс.

@marni

@acnestudios

@loropianaofficial

Платки с логотипами замечательно впишутся в классический или в кэжуал аутфит.

@gucci

Профессиональное увлечение

Рано или поздно, рисуя на ткани, можно почувствовать, что техника батика стала намного лучше, и уже можно создавать шедевры своими руками.

Сегодня многих интересует возможность покрасить ткань. Ведь это дает возможность начинающему художнику реализовать свой потенциал. Во время такого творчества появится стиль и новые идеи. Со временем изготовление батика станет намного интереснее, чем просто рисование на бумаге.

Если серьезно отнестись к этому вопросу, можно получить хороший опыт и стать специалистом в этой области. Многие из тех, кто получает основной доход от этой работы, в начале своего пути не думали, что добьются успеха в этой отрасли. В дальнейшем вы можете самостоятельно проводить мастер-классы по технике батик.

очень хорошо оплачивается именно роспись по шелку, и если вы начнете этим заниматься, то сможете получить неплохую долю на такое хобби в будущем.

Методы и приемы

Существует несколько видов приемов изготовления батика.

Горячий

Техника горячего батика заключается в применении растопленного воска с помощью специального инструмента под названием чантинг. Процесс напоминает рисунок карандашом – это трудоемкий многоступенчатый процесс. Горячий восковой резерв наносят только на хлопковые и льняные ткани.

Холодный

Техника холодного батика подразумевает использование специального прозрачного резерва для консервирования участков, состоящего из густой смеси резины с другими компонентами. Холодный резерв наносится стеклянной трубкой с резервуаром на шелк. В европейском художественном батике применяют анилиновые красители.

Солевой раствор

Свободная роспись включает грунтовки ткани физиологическими солевыми растворами, которые ограничивают растекаемость пигментов по ткани.

История техники батик

Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.

В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.

Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.

https://youtube.com/watch?v=_Thuf_Yq11U

Техника росписи

Техники росписи по ткани разнообразны: городецкая роспись, гжель, хохлома, аэрография и многие другие. В каждой из них используются специальные красители, а также различные инструменты и техники работы.

Перед началом росписи необходимо подготовить рабочее место и ткань. Хорошо утюжьте ткань, чтобы избежать складок и морщин. Если вы планируете использовать красители на водной основе, предварительно смочите ткань водой.

Для обучения росписи по ткани можно выбрать различные программы и курсы по данному направлению. Существует возможность дистанционного обучения, а также посещения мастер-классов и семинаров.

Особенностью росписи по ткани является свободная техника рисования. Вы можете нарисовать любой рисунок на своей заготовке, используя различные техники и идеи.

Одной из популярных техник росписи по ткани является батик. Это методика, при которой ткань окрашивается в разных цветах, создавая уникальные и красочные композиции. Особенность батика в том, что для его выполнения используется горячий воск, который наносится на ткань специальным инструментом.

Важно владеть техниками росписи по ткани, чтобы создавать красивые и оригинальные работы. Обучение и мониторинг новых техник и идей в этой области помогут вам расти и развиваться в своей творческой деятельности

Таким образом, роспись по ткани — это увлекательное и творческое занятие, которое может стать хобби или основой профессии. Владение различными техниками росписи и использование различных красителей позволяют создавать уникальные и оригинальные композиции на различных материалах.

Виды росписи акриловыми красками

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий