Дагестанские умелицы: как производятся табасаранские ковры?

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Дагестан является центром ковроткачества на территории России. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с четкими композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречны и четко сплетены, основные орнаменты большие по размеру. В тканых изделиях характерно сочетание теплых и холодных цветов. Об этом типе ковров мы и поговорим сегодня

Публикация «Занятие: „Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра“,» размещена в разделах

  • Дагестан
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Орнамент и узоры
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016

Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическому восприятию окружающего. Познакомить с новыми приемами нетрадиционного рисования (пластилинография, ниткография, аппликация ткани на ткань). Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.

Воспитательные :

Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.

Предварительная работа :

Рассматривание образцов узоров, беседы о труде мастеров ДПИ, дидактические игры “Укрась ковер, “Дорисуй элемент узора”, “Составь орнамент”, экскурсия в музей Изобразительных искусств.

Материал:

Нарезанные нитки разного цвета, полоски цветного картона, клей, ножницы, салфетки, бумага разных размеров с дырочками для бахрома -основа для эскизов ковров.

Оформление зала :

Выставка из изделий ДПИ Дагестана, небольшой ковроткацский станок, необходимые инструменты для ковровшицы -колотушка, ножницы, специальный нож крючок, небольшие коврики.

Ковроткачество в Дагестане

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

Безворсовые ковры

К данной группе относятся невероятно красивые лезгинские и азербайджанские сумахи. Их главная особенность – большое бытовое применение. В основном они используются для покрытия пола (ворсовые ковры, к примеру, используются исключительно для стен). Они бывают намного больше простых ковров. Помимо этого, они намного мягче, поскольку при их производстве используют специальную технику плетения, позволяющую под ковром оставлять шерстяные нитки длиной до 15 см (это их такими мягкими и делает).

Безворсовые табасаранские ковры (фото смотрите в статье) – это также «давагины». Их определяющими чертами является то, что они 2-сторонние, а также имеют темно-голубой или синий фон, на котором находится орнамент («рукзал»). Эти ковры можно часто встретить у аварцев. Главный рисунок состоит из различных «медальонов» и отростков, от этих «медальонов» ответвляющихся.

Также стоит рассказать о таком виде безворсовых дагестанских ковров, как паласы. Их изготовляли из хлопка, шерсти и конопли. Паласы такие красивые и сложные орнаменты, как рисунки табасаранских ковров не имеют, но они невероятно практичны и зачастую именно они используются в обычной жизни. Каждый народ паласы называет на собственный лад: у азербайджанцев это «палаз», «бархал» у табасаранцев, «рух» у лезгинов, «турут» у аварцев и пр.

Изготовление табасаранских ковров

Принято считать, что дагестанские и табасаранские ковры – одно и то же. Но только на юге Дагестана сохранилось ремесло создания ковров. Такой нелегкой работой занимались исключительно женщины. Ковер ткался мастерицей вместе с подругами, соседками, родственницами. Бывает, что за одним станком трудятся до шести женщин. Они разговаривают, поют песни, рассказывают смешные истории, общаются. Иногда одно ковровое изделие создавалось больше пяти месяцев. Ковер плетут завязыванием узелков. На один узелок у профессиональной рукодельницы уходит до двух секунд, а за день их связывают около восьми тысяч. Примечательно, что в небольшом ковре можно насчитать больше трех миллионов таких узелочков.

На ткацком станке, который находится в середине дома, натягивают белые нитки. Они служат своеобразной канвой, с помощью которой будет выткан рисунок. На этой основе разноцветными нитками начинают завязывать узелки, которые постепенно приобретают законченную форму.

Ворсовые ковровые изделия развешивали на стенах для украшения жилища.

Безворсовый ковер «сумах», которым покрывают пол, выделяется среди других специальной методикой плетения. С обратной стороны на нем остаются длинные шерстяные (до 15 см) нити. Благодаря им ковровое покрытие очень мягкое и теплое.

Когда ковер выткан, его очищают от скопившейся пыли и мусора, выносят во двор. Женщины, которые работали над этим произведением, танцуют национальные танцы. Такой обряд свидетельствует об окончании этой нелегкой работы. Танцовщицы передают ковру свою положительную энергетику. К традиционным танцам не допускают одиноких женщин и тех, кто не принимал участия в его создании.

Вязаная обувь

Непременной деталью дагестанского костюма была вязаная обувь, как уличная, так и домашняя. Домашняя обувь представлена в виде однотонных (аварцы, лакцы, даргинцы) или украшенных мелким орнаментов носков и “джурабов” (Южный Дагестан).

Уличная обувь представлена вязанными сапожками с сильно загнутыми носами и высоким голенищем (бежтинцы), сапожками с небольшим загнутым носиком, украшенными вышивкой (бежтинцы), сапожками с высоким голенищем и скошенным широким носком и подъемом, плотно вышитым цветочным рисунком (цунтинцы). По вязаной обуви, ее орнаменту, в прошлом можно было определить, откуда пришел человек.

Мёд

На XXII Международном Конгрессе пчеловодческих организаций АПИСЛАВИЯ, состоявшемся в 2018 году в Москве, дагестанский мед был признан лучшим в мире по органолептическим свойствам и по составу.

Продукция пчеловода Мирзы Гасанова заняла второе место. До «золота» не хватило трех баллов. Это событие ещё раз подтвердило непревзойдённые качества горного мёда южной кавказской республики. Пчеловодство здесь всегда было стратегической отраслью сельского хозяйства.

На горных пасеках качают мёд таких сортов, как:

  • гречишный
  • липовый
  • акациевый
  • вересковый
  • цветочный
  • каштановый
  • эспарцетовый
  • донниковый
  • майский
  • падевый
  • верблюжья колючка
  • молочай

Кроме мёда, пасеки поставляют такие лечебные продукты, как пчелиный яд, воск, прополис, пыльца, перга и маточное молочко. Мёд под названием «Верблюжья колючка» считается одним из самых лучших сортов. Основные пчеловодческие хозяйства находятся в Казбековском, Гумбетовском, Гергебильском, Хунзахском, Хасавюртовском, Буйнакском и Дербентском районах республики.

Мёд здесь продают везде: от маленьких лотков до больших супермаркетов, и, конечно, его можно найти на всех рынках. Мёдом торгуют на развес и в стеклянной таре. Хорошим подарком, привезенным домой из Дагестана, будет несколько баночек мёда разных сортов.

Орнаментальные мотивы ковров Южного Дагестана

Местной орнаментике присуща простота форм и минимальная разработка деталей. При этом сюжеты сложны и имеют отчасти символическое значение.

Мотивы делятся на 4 основные группы: геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные.

Геометрические орнаменты — архаичные и наиболее устойчивые. Они состоят из разнообразных форм в виде точек, прямых и зигзагообразных линий, многоугольников, звездчатых форм, крестов, спиралей, меандров. Мастерицы сочетали несколько видов этих элементов и добивались большого разнообразия комбинаций, сложности рисунка.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Дагестан.

Прямые и наклонные кресты или расходящиеся из одного центра лучи являются космогоническими элементами орнамента — схематизированными изображениями солнца и звёзд.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан

По словам старожилов Дагестана знаки в виде спиралей и лабиринтов оберегали и защищали жилище от проникновения злых духов, заключали в себе магическую силу. Знак в виде треугольника играл роль талисмана, оберегавшего человека от рождения и до самой старости. Символ, напоминающий крючок или зеркально отражённую латинскую букву «S», означал благополучие, достаток, обилие.

Ковёр ворсовый. Фрагмент. Начало XX века. Южный Дагестан

Растительные мотивы навеяны красотой и многообразием местной природы. Это элементы дерева, ветвей, листьев цветка, букета. При создании орнамента ковровщицы следовали природному распределению линий, которые они видели на реальных растениях.

Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Южный Дагестан. Орнамент центрального поля создан растительными мотивами

Зооморфные мотивы отражают разнообразие животного мира Дагестана.

Ковёр ворсовый, молитвенный. Фрагмент. Южный Дагестан. Начало XX века. В орнаменте ковра встречаются изображения древа жизни и элементы, напоминающие силуэты птиц.

К зооморфным мотивам относятся многочисленные изображения бараньих рогов — «карчар».

Ковёр ворсовый. “Сафар-чечне”. Фрагмент. XIX век. Южный Дагестан.

Исследователи связывают стилизованные изображения бараньих рогов с тотемными знаками.

Сумах. Безворсовый ковёр. Начало XX века. Дагестан.На чёрном фоне широкой каймы, между звеньями ломаной линии хорошо видны элементы, напоминающие рога.

На некоторых коврах можно увидеть целые картины, рожденные фантазией и наблюдательностью горянок: деревья с цветами и плодами, фигуры животных, предметы быта.

Ковер ворсовый. XIX век. Дагестан.

Антропоморфные мотивы встречаются в орнаментах ковров в виде схематического изображения человеческих фигур, например, всадников или пляшущих джигитов.

Ковёр ворсовый “Пляска джигитов”. Фрагмент.

Особую группу узоров дагестанских ковров составляют орнаменты на коврах, используемых в религиозных практиках. С распространением ислама на территории Дагестана в обиходе местных жителей появляется ковер-намазлык — небольшой коврик для молитвы (намаза).

Считалось, что краями ковра ограничено чистое пространство и, стоя на таком ковре, молящийся уже отделен от окружающей скверны. В орнаменте намазлыка часто встречается символическое изображение михраба (ниши в стене мечети), что символизирует обращение к богу.

Ковер молитвенный. Фрагмент с изображением элемента, символизирующего михраб. Дагестан. Начало XX века.

Важным орнаментальным мотивом молитвенны ковриков считается священное дерево – дерево жизни. Древо жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие в глубь земли, — подземный или нижний мир, ствол и нижние ветви — небо, верхние ветви — рай. Таким образом оно связывает землю и рай.

Ковёр ворсовый. Начало XX века. Южный Дагестан.

Экскурс в историю

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Табасаранские ковры

История и традиции ковроткачества Юго-Восточного Дагестана

18 02 2014, 15:26
Просмотров: 17 159

Раздел: Главная лента / Культура

Искусству ковроткачества уже более двух с
половиной тысячи лет. Древнейшим ковром, сохранившийся до наших дней — является
ковер, был соткан более двух тысяч лет назад.
 

При раскопках царского кургана на Алтае в 1949
году было найдено плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней,
это т.н. Пазырыкский ковер. Это открытие говорит нам о том, что даже спустя
столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких
изменений!

Это уникальное произведение искусств с многовековой историей сейчас украшает коллекцию Эрмитажа. И это древнейшее искусство своими корнями уходит на Древний Восток.

Богатая история ковроткачества Ближнего Востока впечатляет. Здесь практически каждый оседлый народ имеет свои уникальные традиции и практические приемы ковроделия. Долгие столетия это искусство является неотъемлемой частью жизни народов этого региона.

Ковроткачество нашло свое распространение и в
Дагестане. Это искусство складывалось на протяжении многих веков. По имеющимся
сведениям, уже в эпоху бронзы дагестанцы занимались прядением и ткачеством.

Самобытные очаги развития ковроткачества в
Дагестане сформировались у лезгин, у табасаранцев, у даргинцев, у аварцев, у
кумыков. Южнодагестанские народы создали наиболее совершенные произведения
этого древнего искусства.

Особенно развитыми и богатыми традициями обладали
народы лезгинской группы. Здесь каждый народ, каждая этническая группа развили
свои неповторимые черты и особенности традиционного ковроделия.

Лезгистан и Табасаран
являются главными центрами восточнокавказского ковроткачества. Работы мастеров из
этих областей славились на всем Ближнем Востоке, их можно было найти в
богатейших домах Персии, Османской Империи и арабских стран.

Центрами ковроткачества в Южном Дагестане были Ахты, Микрах, Магарамхюр, Курах, Капир, Сталар, Алпан, Хучни, Аркит, Ерси, Хив, Кандык, Межгюль, Ляхля, Шиназ,
Крыз, Будуг и многие другие аулы.В данной работе мы хотим рассказать о табасаранских коврах, о табасаранских традициях ковроделия и о местных мастерах.

Ковроделием в Табасаране, как традиционным промыслом, занимались столетиями. Из овечьей шерсти вручную изготавливалась пряжа, примитивным способом она прокрашивалась.

При этом применялись только красители, сделанные из корней, коры деревьев, листьев кустарников, трав и овощных культур. Единственно, приобреталась индиго, то есть, синяя краска. Такими произведениями искусства украшались свои дома, особенно гостиные комнаты, а определенная часть продавалась или менялась на товары.

Благоприятную почву для своего развития
ковроделие получило в 30-е годы минувшего века, когда были созданы более 14
артелей, а затем ковровые фабрики. Строились в нашем районе новые цеха, где
трудились более двух тысяч женщин-мастериц.

Еще 2,5 тысяч работали на дому. На предприятия приходили высококвалифицированные специалисты по ковроткачеству. Для Востока ковер- это и мебель ,и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.

В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества. Основу узора табасаранских ковров всегда составлял геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животного и растительного мира.

При его построении требуется высокая квалификация, тонкий вкус, индивидуальное мастерство, терпение и усидчивость. Многие наши мастера, не имея перед собой, но зная схему построения узора, выполняют его по памяти.

Несмотря на свою значимость и необходимость, где определенная часть населения района зарабатывает средства на жизнь, но и отражает и ярко показывает культуру и историю древнего табасаранского народа.

И должно быть сохранено, ибо будущие поколения не простят нам, если все произойдет по иному. С переходом на рыночные условия хозяйствования, ковроделие, всегда имевшее свою особенность и высокую трудоемкость, потеряла государственную поддержку. 

Высокая инфляция, нарастание кризисных процессов в экономике привели к обесцениванию собственных оборотных средств Предприятий.

Умганат Сулейманова, Представитель ФЛНКА в Табасаранском и Хивском районах

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ВИДЕО

АУДИО

БИБЛИОТЕКА

Кубачинское серебро

Кубачи – дагестанское село, расположенное в горной части республики, прославилось на весь мир своим промыслом – изготовлением изделий из серебра. В старину здесь выковывали кольчуги, мечи, копья и кинжалы, которые украшали тонкой резьбой и драгоценными камнями. Свидетельством тому является коллекция кубачинского оружия, подаренная Александром III Британии и выставленная в лондонском музее.

Наравне с оружием кубачинские мастера научились изготавливать великолепное столовое серебро и ювелирные изделия с применением техники чернения. Все изделия создаются исключительно вручную. Шедевры из ценного благородного металла — это результат кропотливого авторского труда мастеров от прорисовки эскизов до гравировки. Каждое изделие имеет индивидуальное клеймо, по которому можно узнать имя мастера.

Изделия лучше его купить на месте. Кубачинский ювелирный комбинат поставляет свою продукцию в фирменные магазины «Серебро Кубачи» в Махачкале. Один из них находится на проспекте Расула Гамзатова, 12 а, а другой вы найдёте на улице Дахадаева, 29.

Также изделия с доставкой по России можно заказать на сайте: www.kubachiserebro.ru

Назначение ковров

Ранее ковры имели различное значение: одними застилали пол, другими украшали стены, а на третьи, которые назывались тапанча, вешали оружие. Для намазов применялся ковер намазлык. На каждом изделии в зависимости от района и назначения имелись особые рисунки. Их до сих пор с интересом изучают этнографы.

На коврах изображали растительные орнаменты, солярные символы, в регионах, граничащих с Азербайджаном, имелись и драконы: спящие и летящие. Есть также рисунок, идентичный перевернутой восьмерке. Точные науки в Дагестане всегда были в почете. Многие изыскатели считают, что это математический символ бесконечности.

Турар, топанча, шашки и пистолеты

Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является турар (шашки). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.

Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками бежевого, голубого, коричневого. В рисунках шашек используют насыщенные синие, зеленые, красные цвета, окаймленные черным. Незанятые места фона рукодельницы исправно заполняют маленькими розетками или другими узорами. Завершающей точкой в оформлении рисунка считается волнообразная кайма, цвет которой – белый с синими узорами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий