Декоративная ткань: история поистине красивых тканей

Основные особенности

Кружево является одним из наиболее популярных видов ткани, которые пользуются большим успехом среди представительниц прекрасного пола. Востребовано оно не только в качестве основного полотна для раскроя, но и для декорирования вещей. Деликатность кружева порой делает работу с ним невероятно сложной. Поэтому перед началом раскроя следует учесть такие его свойства:

  1. Тонкость кружевного полотна. Это одновременно и преимущество, и недостаток. Изделия получаются невероятно легкими, но точно выкроить элементы довольно сложно. Выполнив раскрой на профессиональном уровне, можно получить поистине шикарный наряд.
  2. Сложность рисунка. Кружево можно охарактеризовать непростыми рельефными узорами. Это позволяет использовать материал в декоративных целях.
  3. Прозрачность поверхности. В качестве основы обычно берется сетка, на которой с помощью нитей и мелкой фурнитуры (пайеток, блесток, стразов, бусин) наносятся рисунки. Чаще всего можно проследить растительные или цветочные мотивы. Чем насыщеннее узор, тем менее прозрачным будет кружево.
  4. Легкость. На теле такой материал практически не ощущается. Это позволяет комбинировать его с другими тканями, которые часто выступают подкладкой или основой.

Все эти особенности важно учитывать при построении выкроек. Иногда края даже не требуют обработки, так как имеют узорчатую форму

Это существенно облегчает работу швеи.

При изготовлении кружевного полотна используются натуральные или синтетические нити. Встречаются ткани из шелка, хлопка, льна. Все они отличаются по плотности, блеску и уникальности. Правильно подобранное кружево позволит создать идеальный наряд для любого торжества.

Немного истории

Присутствие кружева в элементах одежды издавна считалось признаком богатства и высокого социального положения. Причем если сегодня приверженками романтичной ткани являются только представительницы прекрасного пола , то в прошлых веках ажурное полотно дополняло наряды мужчин. И это считалось невероятно модным! Однако современные дизайнеры, которые готовы идти на эксперименты, время от времени демонстрируют смелые коллекции с ажурными мужскими предметами гардероба.

А с чего всё началось? На этот вопрос ответить сложно, так как у многих народов была любовь к рукоделию – вязанию, плетению, вышиванию бусинами. Создавались изделия, которые очень напоминали современные кружева. Однако историки считают, что мастерство кружевоплетения зародилось именно в Италии. Событие датируется XV–XVI вв.

В переводе слово «кружево» означает «стежок в воздух». Всё потому, что при создании ткани иголка выполняет петельный шов не по основанию материала, а по набитому на бумаге узору. Это словно парение нити в воздухе.

Хотя считается, что ажурные материалы впервые появились в Италии, их родиной называют Бельгию. Причина заключается в большой фантазии бельгийцев, сумевших создать широкий ассортимент продукции. Множество техник позволило удовлетворить вкусы всех модниц. Наиболее красивые изделия производили в старинном городке Брюгге, расположенном на западе страны, а тонкой и воздушной продукцией могла похвастаться Фландрия. Ежегодно эти города посещало огромное количество людей только для того, чтобы закупить первоклассный товар для пошива шикарных платьев, предназначенных для важных персон.

Украшение ткани

ИСКУССТВО украшения тканей – одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Самые первые украшенные узорами одежды появляются в Ассиро – Вавилонии. Уже в раннюю эпоху на одеждах возникают узоры, и дошедшие до нас памятники скульптуры позволяют восстановить их. Иногда узор располагается по кайме, обрамляющей ворот, рукава и подол одежды, иногда украшает пояс, иногда покрывает всю ткань.

Узоры древности разнообразны и в большинстве случаев геометрического характера, составленные из квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов и полукружий. А также довольно часто на одеждах встречается и растительный орнамент в виде раскиданных по ткани розеток.

КАК ЖЕ ПОЛУЧАЛИСЬ узоры на вавилонских тканях? Вавилон в древности славился именно вышивками, и, по словам Плиния, в Вавилоне и был изобретён способ вышивать ткани нитями разных цветов. Впоследствии, уже в римское время, babilonica acus – вавилонская игла, как выражались римские поэты, – славилась пестрыми вышивками золотом с шелком или с шерстью, и драгоценные вавилонские скатерти и ковры – triclinaria babilonica – украшали столовые в домах римских вельмож и императоров.

РУКОДЕЛИЕ всегда было на Руси любимым занятием, угодным Богу. Угодным настолько, что ради него крестьянская девушка Феврония Муромская, ставшая княгинею, а потом и монахинею, отсрочила срок своей кончины. Легенда гласит, что однажды «в храме Пречистые соборные церкви своими руками шила воздух, покров на святые сосуды, на нем же бе лики святых». В это время бывший супруг Февронии, также инок, князь Петр,присылает к ней вестника, что приблизился час его кончины и ждет он ее, чтоб вместе «отети от тела» Она отвечает: «Пожди – вот дошью воздух во святую церковь». Супруг присылает гонца вторично, говоря, что остается мало время ожидать; присылает в третий раз, со словами, что ожидать уже невозможно; «она же остатошное дело воздуха святого шияше, уже бо единого святого риз еще не дошив, лице же нашив, и преста, и воткне иглу и приверте нитею, ею же пляше, послала к блаженному супругу о преставлении купнем и, помолившеся, преставилась».

Вышивка существовала в России и до начала века, но после 1812 года в наше отечество хлынули разнообразные европейские рисунки и узоры. В.В. Селиванов писал: «19 столетие для России резко обозначилось 1812 годом. До 12 года продолжалась жизнь XVIII века, но в 12 году свершился перелом в общественной жизни…» Свершился он и в «рукодельной» жизни.

Разновидности тканей с применением шелковых нитей:

Ала-бахмаль –

 сотканная в ручную ткань с шелковым ворсом. В основе – шелк и хлопок, ворс шелковый. Ала-бахмаль обычно с рисунком. Ткань самая сложная по изготовлению, с самым большим расходом шелка, самая дорогая, и самая статусная. 

Из нее шили одежду исключительно для правителей государств. Ширина 35-45 см. Годится на дорогие клатчи и сумочки, головные уборы, современную одежду. Требует бережного обращения.

Газ. 

Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:Газ-иллюзион – самый тонкий;Газ-кристалл – самый блестящий и яркий;Газ-марабу – самый жесткий;Газ-рис – самый мягкий.

Грезет или гризет.

 Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.

Грогрон. 

Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. 

Одна часть слова – «гро» – означает шелк, другая – название места. Потому гродешин – из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин – из Берлина, гродефлоранс – из Флоренции, гродетуар – из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.

Дама- 

Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение.

 Дамассе – 

атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.Дамаск. 

Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.

Дюшес. 

Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.

Жаккард. 

Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.

Репс. 

Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковый репс был дорогим и водился только в городах.

Ри. 

Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки – шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.

Тафта. 

Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое – уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта – самая старая шелковая ткань, известная человеку.

Фуляр. 

Тонкая ткань из не крученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.

Чанча.

 Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы – в уток.Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка – тусора

/Ист: соцсети./

Ткани в музеях

Собрание художественных тканей Павловского дворца-музея является одним из наиболее значительных в России. В него входят разнообразные изделия, начиная от изящных носовых платочков, отороченных тончайшим кружевом ручной работы, и до таких монументальных вещей, как гобелены. Анализируя состав собрания, в нем можно выделить следующие основные группы: декоративные ткани для оформления интерьеров, ковры разных типов, костюмы и аксессуары к ним. В том числе работы мастерских России, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Англии, стран Востока. Хронологические рамки ограничиваются от рубежа XVII -XVIII веков до первых десятилетий XX -го века. В своем нынешнем составе коллекция сложилась после Второй мировой войны, когда к историческому собранию тканей Павловского дворца добавились сохранившиеся в эвакуации в Сибири предметы из дворцов, разрушенных фашистами в годы оккупации. В послевоенный период она постоянно пополняется новыми интересными поступлениями от частных лиц. В большинстве случаев их покупают на средства государства, но иногда музей получает их в дар.

Первые декоративные ткани были приобретены для убранства залов Павловского дворца во Франции в 1780-х годах, когда великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна совершали путешествие по Европе. Людовик XVI преподнес наследнику русского престола гобелены из серии «Любовь богов», «Дон-Кихот», «Ковры Индии», «Ватиканские залы». Часть из них в дальнейшем использовали в Павловске. Великокняжеская чита посетила Лион. В результате этого визита лионские мастера, в первую очередь известный Пернон, получили крупные заказы. Вскоре в Павловск поступили шелковые ткани и вышивки для обивки мебели и для драпировки окон и дверей.

Справки о работе музея – (812) 452-15-36

А также:

Музей художественных тканей Московской государственной текстильной академии им.А.Н.Косыгина Телефон: (495) 952-7172, 955-3722, 952-7533 Адрес: 117918, Москва, ул. Малая Калужская, д.1.

Уход за декоративной тканью: рекомендации и советы

Декоративная ткань играет важную роль в оформлении интерьера, поэтому ее уход требует особого внимания и заботы. Соблюдение нескольких рекомендаций поможет сохранить ее в идеальном состоянии на протяжении длительного времени.

1. Регулярная чистка: Очищение декоративной ткани от пыли и грязи не только улучшит ее внешний вид, но и продлит ее срок службы. Для удаления пыли можно использовать пылесос с мягкой насадкой или специальную щетку.

2. Бережная стирка: В зависимости от материала, из которого изготовлена декоративная ткань, следует выбрать соответствующий режим стирки. В некоторых случаях рекомендуется использовать программу для деликатных тканей или ручную стирку.

3. Защита от солнечных лучей: Постоянное воздействие солнечных лучей может вызвать выгорание и выцветание декоративной ткани. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать шторы или жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей.

4. Правильное хранение: Если декоративная ткань временно не используется, ее необходимо правильно сложить и хранить в сухом и чистом месте. Избегайте контакта с острыми предметами и химическими веществами, которые могут повредить ткань.

5. Специальные средства для ухода: Для сохранения и восстановления красоты декоративной ткани можно использовать специальные средства для ухода, такие как средства для сухой чистки или противопятнистые средства.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете сохранить декоративную ткань в идеальном состоянии и наслаждаться ее прекрасным внешним видом на протяжении долгих лет.

История и эволюция декоративной ткани

Искусство создания декоративной ткани имеет долгую историю, начиная с первобытных времен. Вначале люди использовали животные шкуры и растительные волокна для создания первых форм декоративных материалов. С течением времени, с развитием технических навыков и развитием сельского хозяйства, люди начали производить ткани из различных волокон.

В древние времена, декоративные ткани были роскошью, доступной только для состоятельных людей. Они использовались для украшения резиденций, одежды и предметов интерьера. Важным моментом в истории декоративной ткани было появление техники ткачества, которая позволила создавать сложные узоры и рисунки на ткани.

С развитием международной торговли, декоративная ткань стала доступной для широкого круга потребителей. Азиатские ткани, такие как шелк и хлопок, стали известны и ценны в Европе. В Ренессансе, декоративные ткани стали популярными на королевских дворах и использовались для оформления интерьеров.

С развитием промышленной революции в XIX веке, производство декоративной ткани стало массовым. Благодаря машинам и новым технологиям, стало возможным создавать различные узоры и текстуры на ткани. В XX веке, декоративная ткань стала еще более разнообразной и доступной благодаря использованию синтетических волокон и новых методов печати и окрашивания ткани.

Сегодня декоративная ткань играет важную роль в дизайне интерьера и моде. Она используется для создания штор, покрывал, подушек, обивки мебели и других элементов декора. Богатый выбор декоративных тканей позволяет создавать различные стили и настроение в помещении, а также добавлять индивидуальности в одежду и аксессуары.

Актуальность декоративной ткани в современном дизайне

Декоративная ткань играет значительную роль в современном дизайне, являясь неотъемлемым элементом интерьера. Она используется для создания уютной атмосферы и придания особого шарма помещениям.

Одним из основных преимуществ декоративной ткани является ее многообразие и возможность выбора уникальных дизайнерских решений. С помощью различных фактур, цветовой гаммы и узоров можно выразить свою индивидуальность и подчеркнуть стиль интерьера.

Декоративная ткань также позволяет создать акцентные точки на мебели или стенах

Ковры, шторы, подушки и покрывала из декоративной ткани привлекают внимание и являются гармоничным дополнением к другим элементам интерьера

Кроме эстетической функции, декоративная ткань также может иметь практическое применение. Она может использоваться для защиты мебели от повреждений, а также для обеспечения комфорта и уюта. Например, мягкие покрытия из декоративной ткани делают мебель более приятной на ощупь и создают удобные условия для отдыха.

Декоративные текстильные цветы для интерьера

Конечно, искусственные цветы не могут заменить живые, но увы, – живые цветы так недолговечны, и к тому же дороги. Поэтому простые и одновременно яркие букеты, составленные из искусственных цветов, способны украсить унылые интерьеры общественных мест или создать яркое декоративное пятно в комнате. Зимой вас несомненно порадует букет из искусно выполненных соцветий цветущего льна, васильков, маков, ромашек.

В основе подобных букетов должно лежать стремление к подлинности, а цветы – быть максимально похожими на живые. И в этом и заключается искусство. «Как безвкусно сделаны эти цветы! Они совсем не похожи на фиалки!» – произносит Анна Каренина. Чаще смотрите на цветы в природе, стараясь подмечать все характерные особенности каждого отдельного вида. Постарайтесь уловить, чем форма лепестка тюльпана отличается от лепестка, например, мака, – ведь оба лепестка очень простые.

Разновидности и особенности

На протяжении тысячелетий удалось выработать несколько неповторимых техник кружевоплетения. Каждый вид имеет свои особенности (см. таблицу).

Такой сетчатый материал относится к наиболее популярным и востребованным. Поэтому производители стремятся создать большой ассортимент кружевных тканей, способных помочь потребителю подобрать для своих целей идеальный вариант.

Еще статьи…

Основные виды ножей – от функциональных до дизайнерских

Английский для подростков в СПБ

Электроакустическая гитара: как выбрать подходящую?

Поможет ли Месси победить сборной Аргентины на чемпионате мира – 2018?

Разведение птицы своими силами: оборудование и общие принципы

Как выбрать спиннинговое удилище, его особенности и отличия

Межкомнатные двери «Папа Карло»: где и какие лучше устанавливать?

Памятные знаки из различных материалов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий