Редкие ковры Монгольской Империи и их современные аналоги

Оригинальные факты о монгольских коврах

Большое количество ученых уверены в том, что родиной ворсовых ковров считается Монголия. Именно из данной страны искусство изготовления ковров перекочевало в страны Европы в раннем Средние века благодаря кочевым монгольским племенам.

Данные заключения ученые мужи выполнили если исходить из археологических находок. В 1949 году специализированной экспедицией во главе с Сергеем Руденко нашли Пазырыкский ворсовый ковер, датированный V—VI столетием до н. э. Пазырыкские полотна приукрашены немалым количеством аппликаций с самыми разными изображениями растений, животных и человека.

Археологическая находка

Восхождение хана

Чингисхан.

Монголия XII века располагалась между Китаем и Сибирью, тогда лишенной каких-либо государственных образований, и представляла собой скопище диковатых, но очень боевых племен кочевников-скотоводов. Объединения строились по принципу семья – род – клан – племя, то есть бал правило кровное родство.

Племена друг с другом то ссорились, то мирились (в процессе ссоры нормально было вырезать какое-нибудь из племен подчистую), но варились, так или иначе, в собственном соку, не угрожая могущественному Китаю, где тогда правила династия Цзинь.

Человеком, который изменил все, стал Тэмуджин, сын Есугей-багатура. Уже в 9 лет он остался сиротой – Есугея, известного полководца, предположительно отравили татары (одно из монгольских племен, к современным российским татарам не имеет отношения).

Молодые годы будущего великого правителя стали тем еще хождением по мукам – вдовам и детям Есугея приходилось скитаться по степи, их искали враги. Племя тайчиутов взяло в плен Тэмуджина, он сидел в колодках и только чудом смог сбежать. По сути подросток, он сумел выжить, нашел поддержку у друзей отца и, заматерев и приобретя сторонников, принялся воевать за объединение монгольских племен.

Есугей-багатур, отец Чингисхана, в представлении современного художника.

На это ушло больше двадцати лет – с 1184 по 1206 гг., и, несмотря на местечковость драк, уже тогда Тэмуджин зарекомендовал себя как храбрый, умный и безжалостный политик. Меняя союзников и врагов, как перчатки, молодой вождь по очереди отомстил всем, кто как-то обидел его или его семью.

Разгромил меркитов, похитивших его жену, крепко наказал тайчиутов за тот случай с колодками – но больше всего досталось татарам, предполагаемым убийцам отца. Одолев их в битве, Тэмуджин приказал перебить всех мужчин племени, кто выше тележной оси – то есть каждого, кроме двухлетних детей. Таков уж был джентльменский кодекс Великой Степи.

Единая Монголия

В 1206 г. Тэмуджин достиг абсолютной гегемонии в Монголии. Курултай – съезд представителей всех племен – провозгласил его Чингисханом, великим вождем над всеми племенами.

Первым шагом будущей грозы Евразии стали… нет, не завоевания. Сначала нужно было покончить с клановым сознанием и слить ручьи отдельных племен в сильный поток единой нации. Для этого Чингисхан издал Ясу – единый свод законов, установивший, говоря современным языком, правила администрирования страны.

Все монголы-мужчины стали официально считаться воинами, объединенными в отряды: десятки, сотни, тысячи и тумэны (отряды по десять тысяч человек). Формировались структурные единицы не по племенному принципу – так хану удалось смешать воедино разрозненные кланы и выстроить пирамиду власти из лояльных лично ему батуров-богатырей.

Кроме того, он установил единую систему налогообложения, опоясал страну сетью курьеров-гонцов (что пригодится в грядущих войнах) и подвел под свое копье почти 100 тысяч воинов, а также уверил монголов, что мир принадлежит им, а судьба всех остальных народов – служить. У тезиса не было серьезной религиозной базы: верования монголов были крайне туманны и, по сути, ограничивались культом Великого Синего Неба, объединявшего всех локальных божков.

Тем не менее, идею собственной исключительности кочевники-скотоводы, которых презирали оседлые жители развитых соседних государств, восприняли на ура. Можно было начинать воевать.

Азербайджан

Ковроткачество зародилось в этой стране примерно во II веке до н.э. и развивается до сих пор. В Баку и других городах Азербайджана существует множество фабрик, где работники вручную ткут как маленькие коврики, так и большие по площади изделия, которые стоят огромные суммы.

На территории древнего Азербайджана впервые начали применять ковровые изделия не только для утепления помещений, но и для его декорирования. Согласно данным писателя из Древней Греции Ксенофонта, Персидская империя позаимствовала эту идею именно у азербайджанских жителей.

В течение исторического развития страны, отдельные её участки оказывались под влиянием соседних государств, поэтому в искусстве ковроткачества зародились различные направления, названные школами.

Бакинская

В столице, Баку, сосредоточены самые популярные производители. Местные ковры отличаются мягкостью, нежными цветами и веянием узоров Туркмении. Здесь можно найти эзотерическую символику, черты животных и растений, но главная особенность – 4-ех или 6-тиконечный медальон в самом центре полотна.

Гянджинская

Сосредоточие этого стиля находится в г. Гянджа, который прославился изделиями из шерсти и шелка. Покрытия здесь сплетены довольно грубо, ворс достаточно длинный. Превалирует яркость и насыщенность, сочные цвета. Медальонов может быть около 3, в узоре есть восьмиугольники. В некоторых изображения можно увидеть ассиметричные композиции.

Казахская

Оказала влияние не только на некоторые местности Азербайджана, но и на соседние страны – Казахстан, Армению и Грузию. На ощупь ковер грубоват, но это компенсируется достаточно длинным ворсом. Сочная цветовая гамма на относительно небольших по площади коврах. Популярно изготовление эксклюзивных экземпляров на заказ с рисунками в форме звезд.

Карабахская

Здесь производятся знаменитые ковры «Шадда», которые изготавливаются по очень необычной методике. В строении ковровых покрытий отсутствует ворсовый слой в привычном для нас понимании. Вместо него применяется методика сложного обматывания, с помощью которой удается повторить сложные орнаменты или сюжеты с караванами в пустыне.

Кубинская

И речь здесь идет совсем не об острове. В Азербайджане есть город, который раньше так назывался, сегодня же это Губа. Продукцию в этой местности отличает несколько качественно детализированных медальонов, расположенных по плоскости. Прослеживаются мотивы с ветками. Орнамент может резко контрастировать с общей концепцией, но выглядит весьма органично.

Ширванская

Кавказское течение ковроткачества, где границы полотна оставляли без элементов декора, отличается усложненным рисунком, куда могли включаться сюжеты бытовой жизни и местной фауны. Преобладают геометрические узоры и большое количество медальонов, но это не делает центральную часть перегруженной. Наоборот – простая окантовка словно берет в рамку и подчеркивает изысканный стиль.

Другие статьи из этой рубрики

Б. Нацагдорж. Mongq’ol-un niq’uc’a tobc’iyan как источник по истории протомонголов

В тринадцатом веке после образования Йэкэ Монгол улуса, новому государству потребовалось своя официальная историография и опираясь на вековые традиции историографии монголоязычных народов, было создано в 1240 г. Mongγol-un niγuča tobčiyan – Сокровенное сказание монголов, уникальный источник истории и литературы средневековых монголов. Любой монголовед считает своим долгом познакомиться с этим памятником в первую очередь. Многие исследователи из разных стран анализировали этот источник с разных сторон, и пришли к одному общему заключению, что ССМ есть уникальный памятник не только монгольской словесности, но и памятник истории и этногенеза средневековых монголов, созданный самими монголами и пропагандирующий идею единого монгольского государства.

С.Г.Кляшторный. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха)

Едва ли не главный наш источник, освещающий историю народов Центральной Азии в предмонгольское и монгольское время, — труд Рашид ад-дина “Джами’ ат-таварих”. Основное место там, естественно, занимает история создателей Монгольской империи, но отдельными пятнами, более или менее яркими, высвечиваются иные времена и иные племена. Вот сведения о татарах, тех татарах, племена которых, по версии “Сокровенного сказания”, полностью истребил Чингис: “Их имя издревле было известно в мире. От них отделились и многочисленные ветви… Места их кочевий, стоянок и юртов были определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ областей Китая. Их же основное обитание (юрт) есть местность, называемая Буир-Наур. Они также враждовали и ссорились друг с другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили битвы”.

Товары из Монголии: нежные, комфортные, теплые

Какие ассоциации у большинства людей возникают при упоминании о Монголии – далекой стране, расположенной в Восточной и Центральной Азии?

Знакомым с историей на ум приходит имя Чингисхана, неординарного лидера времен средневековья, оставившего след на российских просторах. У людей, ценящих удобство, комфорт, нежность, тепло, мгновенно всплывут в подсознании кашемир, одеяла из верблюжьей шерсти, одежда, аксессуары из шерсти яка, верблюда.

Почему именно страна голубого неба, так часто называют Монголию, прославилась кашемиром, качеством шерсти двугорбых и яков?

Почему товары из Монголии, произведенные из сырья, полученного там, так ценятся?

  • Отдых в одессе на июль

      

  • Каким авиакомпаниям разрешено летать в стамбул

      

  • Как называется кабинет в котором берут кровь

      

  • Локдаун в индии до какого числа

      

  • Горячий ключ курортный поселок на карте

Что привезти из Монголии? Обзор монгольских брендов.

Как сориентироваться в многообразии товаров из Монголии? Хочется не обмануться и приобрести оригинальную вещь, а не дешевый аналог или даже подделку. Чтобы не потеряться в ассортименте, нужно знать самых надежных фирм-производителей «в лицо». В статье мы расскажем о том, что у кого лучше покупать.

Что же выбрать?

Монголия – страна с богатой и необычной историей. Многим хочется увезти частичку этого наследия с собой. Однако вещи только декоративного назначения сегодня уже не в моде. Люди ценят пространство и стараются не захламлять его, потому выбирают что-то практичное. Какие же вещи с национальным колоритом Монголии лучше всего выбрать?

  • Домашние тапочки.
  • Кошельки с этническими мотивами.

Монголия – страна с многовековыми традициями кожевенного и ткацкого дела. Причем качество местной выделанной кожи крупного и мелкого рогатого скота ценится по всему миру. Впрочем, такую же славу заслужили и производимые здесь шерстяные изделия.

В Монголии сейчас одно из крупнейших поголовий верблюдов, а шерсть этих животных считается не только одной из самых теплых, но также имеет лечебные свойства. Уникальные местные товары – это изделия из пуха яка. Шерсть этих животных считается самой тёплой, а по нежности не уступает кашемиру.

Среди шерстяных и кожаных изделий легко найти те, которые будут абсолютно лишены национальных мотивов. Лаконичный дизайн актуален в большинстве случаев, так что выбор подобных вещей огромен.

  • Шерстяные стеганые и тканые одеяла.
  • Пледы.
  • Тёплые свитера, термобелье, рейтузы.
  • Вещи из кашемира.
  • Кожгалантерея.
  • Кожаные и войлочные тапочки.

Мы постарались осветить наиболее популярные изделия и материалы, которые точно стоит привезти из Монголии. А сейчас расскажем подробнее про крупных производителей, с которыми сотрудничаем уже не первый год, формируя ассортимент МонголМаркета.

Степная демократия

Улан-Батор.

К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».

Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.

Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.

Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.

После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.

Улан-Батор.

И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.

Крушение

Дворец в Каракоруме, столице империи. Виден легендарный фонтан в виде серебряного древа.

Монгольская империя появилась внезапно и расползлась по карте Евразии с невероятной скоростью, но и исчезла в одночасье. Не выдержав своей огромности, уже в конце XIII века она треснула на несколько квази-империй внутри гигантской территории. В каждой из них сидел собственный Чингизид, который не горел желанием подчиняться дальним родственникам в Каракоруме или делиться с ними богатством своих земель.

Сыграла роль и своего рода культурная экспансия наоборот: завоевывая земли, богатые не только золотом и урожаем, но и культурой, монгольская элита невольно подпадала под обаяние побежденных. Так, верховный хан Хубилай (правил в 1260 – 1294), при котором территория империи стала наиболее огромной, совершенно «окитаился», перенес столицу в Пекин и провозгласил себя создателем императорской династии Юань.

Империя Юань быстро превратилась в государство типично китайское, с конфуцианской иерархичностью, сложным сводом правил – в общем, что-то, что вызвало бы оторопь у степного воина Тэмуджина еще сто лет назад.

Хан Хубилай, основатель династии Юань.

Принявшие ислам потомки хана Хулагу, правившие в Иране, тоже отмежевались от бывших родичей, которых теперь считали неверными. На западе к независимости быстро пришел улус Джучи, впоследствии известный как Золотая Орда, и местным ханам заклятые друзья из числа русских данников быстро стали понятнее, чем загадочные кузены – полу-китайцы на востоке.

В итоге десятилетиями Монгольская империя существовала лишь на бумаге – а в конце XIV века прекратила и такое существование. В Китае, де-юре центре империи, вспыхнуло восстание местного населения против иноземцев на престоле, и потомки Хубилай-хана не смогли удержать власть.

Летний дворец в Пекине, где Хубилай занимался стихосложением.

Последний император монгольской династии Юань бежал из Пекина в Монголию в 1368 г. Империя развалилась – уже окончательно. Экспансия сыграла с монголами злую шутку: почти непобедимые в бою, они вчистую проиграли мирное время тем, кого завоевали. До «последнего моря», как завещал Чингисхан, доскакать не получилось.

Десять лет хаоса

Монастырь Гандантэгченлин в 1913 году.

Спокойная жизнь в Монголии, как и во всем Китае, оборвалась в 1911 г. Измотанная грабительскими торговыми договорами с европейцами, полная голодного народа империя Цин в Китае развалилась.

За несколько лет до этого, пытаясь сохранить трещащую по швам страну, китайская администрация решила изменить политику и взяла курс на ассимиляцию монголов, что те встретили в штыки. Как итог, за полгода, с июня по октябрь 1911 г., монгольская знать объединилась во главе с Богдо-гэгэном VIII и прогнала всех китайцев из Монголии. Революция к тому времени полыхала уже во всем Китае, так что имперские чиновники и солдаты ретировались быстро – защищать им было нечего.

Махакала. Буддийское божество войны, особенно популярное в Монголии начала XX века.

Монголы тут же провозгласили независимое теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Конкуренты Китая в регионе – Россия и Япония – с удовольствием их поддержали, Россия подписала соглашение о сотрудничестве и своих привилегиях на торговлю в стране. Перспективы Монголии тихо жить под покровительством России выглядели радужно… пока в 1918 г. в самой России не началась гражданская война, и на границах, в том числе азиатских, воцарился кровавый хаос.

По степи носились и воевали друг с другом, забыв о буддистском миролюбии, десятки монгольских феодалов, часть из которых поддерживала красных, часть – белых, а часть – вообще китайцев. Республиканское правительство Китая, тем временем, отправило корпус на восстановление своей власти в непокорной провинции.

Китайцы успешно взяли Ургу (нынешний Улан-Батор) и оккупировали Монголию, принявшись проводить административные реформы для возвращения в лоно Китая. Продлилось это всего два года.

Уже в 1921 г. барон Роман фон Унгерн-Штернберг, очень специфический белогвардеец (монархист, георгиевский кавалер, воинственный буддист и приверженец идеи восстановления империи Чингисхана) со своим русским отрядом выбил китайцев из Монголии и передал власть Богдо-гэгэну VIII, присягнув ему на верность.

Унгерн.

Но и союз буддистов с Унгерном продержался недолго: пробольшевистские группы, объединились в Монгольскую народную партию, разгромили отряды Унгерна и с помощью красных взяли Ургу. Тем из монголов, кто пережил военно-политические качели 1910-х, предстояло теперь идти в светлое социалистическое будущее – хотели они того или нет.

Советуем прочитать

Применение термина Ак-Орда и Кок-Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дешт-и Кипчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана. Во второй половине ХІV в. происходят события, повлекшие за собой и изменения в применении разбираемой терминологии. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на нее. В свою очередь, их территория на рубеже 60–70-х годов ХІV в. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды.

Другие статьи из этой рубрики

Эльмира Гюль. Узбекский безворсовый ковер: видовая специфика

Когда говорят о ковроделии Средней Азии, в первую очередь упоминают туркменский ковер, давно снискавший себе мировую славу. Между тем, не менее интересны традиции ковроделия и у других народов региона. В данной статье речь пойдет о коврах узбеков. На территории Узбекистана издавна преобладало производство безворсовых ковров и ковровых изделий, причем виды безворсового ткачества были весьма разнообразны. В этом виде домашнего рукоделия женщины достигли несомненного мастерства. Мы рассмотрим основные виды узбекских безворсовых изделий, которые можно разделить на гладкотканые и вышитые. Разным видам было присуще собственное техническое и художественное решение. Вместе с тем, их объединяет общность стиля и единая орнаментальная база.

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Часть IV

Ахеменидам и Сасанидам приписывается основание многих городов в Средней Азии, но только под тюркским владычеством городская жизнь в Иране и Средней Азии приобрела тот облик, который она сохранила до сих пор . Сопоставление данных о городах ХI в. с известиями географов Х в. ясно показывает, что только в ХI в. окончательно установился в Персии и Средней Азии тот тип городов, который до сих пор не подвергался существенным изменениям . Это города с главными улицами от ворот к центру, базарными лавками вдоль этих улиц и центральным куполом рынка (чорсу) в месте их пересечения .

Ш.С.Камолиддин. Культура оседлых тюрков Средней Азии. Заключение. Литература.

Таким образом, сведения письменных источников, в совокупности с данными археологии, архитектуры, искусства, исторической топонимии и терминологии свидетельствуют о том, что древние и средневековые тюрки имели свою богатую градостроительную культуру и архитектурные традиции, которые по своему уровню ничем не уступали культурам других народов Центральной Азии, оказывая на них свое влияние.

Что привезти из Монголии: секреты шоппинга в Улан-Баторе

Знаете ли вы, что существуют шоп-туры в Монголию? Многие туристы ездят в эту страну за дубленками, кашемиром и кожаными аксессуарами. А еще в Монголии можно купить много всего вкусного. А сколько здесь интересных необычных сувениров! Словом, вас ждет действительно увлекательный (и, кстати говоря, очень даже бюджетный) шоппинг.

В Монголию лучше всего поехать с долларами, чтобы затем обменять их на местные деньги – монгольские тугрики. Самую выгодную конвертацию предлагают уличные менялы. Однако обольщаться не стоит – среди них, к сожалению, много мошенников. Поменять деньги лучше всего в банке или официальном обменнике. Причем советуем сделать это в Улан-Баторе, так как за пределами столицы с этим могут возникнуть проблемы.

Европейскую валюту в Монголии не очень любят, а вот расплатиться долларами в самых популярных туристических местах можно (не вдали от цивилизации, конечно). Безналичный расчет возможен в Улан-Баторе, а за его пределами трудно найти даже банкомат. Так что если вы планируете путешествие в глубинку или же едете в караван- или авто-тур, запасайтесь тугриками.

Итак, что же можно привезти из Монголии?

Империя из ниоткуда

В XIII веке презрение по отношению к монголам – народу вроде бы отсталому даже по меркам Средневековья – сменилось ужасом. Города и страны падали под копыта степных лошадей с невероятной скоростью. К 1211 г. были завоеваны племена Южной Сибири. К 1214-му фактически пала Китайская империя Цзинь (полностью сопротивление будет подавлено много позже, но доминирование монголов над Китаем было очевидно уже тогда), в 1218-1221 гг.

Чингисхан штормом проходит по Средней Азии, сокрушив Кара-китайское ханство и древний Хорезм, присоединив к империи богатейшие Самарканд и Бухару. Дальше два полководца Чингисхана, Джебэ и Субедэй, проводят глобальную «разведку боем»: походя разоряют Грузию, громят половцев и алан, а в битве на Калке не оставляют шанса русским князьям.

В 1227-м последовал удар в другом направлении, на востоке. Чингисхан уничтожает Тангутское царство (на северо-востоке современного Китая), но после этого был вынужден остановить свои завоевания, по причине вполне уважительной: заболел и умер. Его похоронили где-то в степи в богатом убранстве – и до сих пор никому не известно, где нашел свой последний покой великий завоеватель.

Монголы с осадными орудиями.

Конспирацию соблюли просто: копали могилу, а потом ровняли ее с землей, рабы – и их всех по завершении работ немедленно убили. А затем убили воинов, убивших рабов… Неизвестно, сколько в итоге людей полегло во время этих похоронных процедур, но по меркам монгольских завоеваний сотня-другая – сущие пустяки.

Потомки-Чингисиды продолжили благородное дело отца и деда. В 1250-е хан Хулагу, действуя с невероятной жестокостью, завоевал для империи Иран и большую часть Ближнего Востока, остановившись только у границ Египта. На юге монголы подступили к Индии, на востоке окончательно покорили Китай и дошли до современных Камбоджи и Таиланда.

На западе ненасытные кочевники уничтожили некогда влиятельное государство Волжской Булгарии, и, как нам хорошо известно, в 1236-1242 гг. разорили почти всю Русь, надолго сделав русских князей данниками.

Собственно, Бату-хан (Батый) остановил свой поход в Восточную Европу (где монголы дрались уже с католическими рыцарями: поляками и венграми) лишь потому, что в столице Каракоруме умер наследник Чингисхана Угэдэй, и Бату срочно вернулся на родину участвовать в родственных разборках.

Расселение монголов (красным) на фоне границ их империи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий