Особенности мужского национального костюма осетин
Религиозные традиции
Мужская
Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.
Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.
А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.
В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.
Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.
В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.
В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.
Гурийские и аджарские мужчины носили «чакуру» — предмет верхнего гардероба из бархата, декорированный золотыми нитями и лентами по краям. Папанки также украшались позолотой. За расписанный узорами пояс крепились кинжалы и другое оружие, а также пороховница и кошелек из кожи. Штаны заправлялись в обувь.
На свадьбу было принято наряжаться в белую сорочку из шелковой ткани с высоким воротом. Женихи надевали чоху из белой шерсти с подкладкой из атласа. Оружие за ремень не помещали. Сапоги выбирали из черной кожи.
Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.
Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.
Красный
Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.
По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.
Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.
Разновидности и расцветки осетинского национального платья
Осетинское национальное платье имеет разнообразные разновидности и расцветки, отражающие богатство осетинской культуры и традиций.
Одной из наиболее известных разновидностей является «хоцау», которое состоит из нескольких частей: туники с длинными рукавами и расшитыми узорами, юбки или брюк, а также пояса. Хоцау обычно украшается разноцветными вышивками и кружевными вставками в традиционных осетинских орнаментах.
Еще одним распространенным видом национального платья является «чардымач», который имеет более простую конструкцию, но также богато украшен вышивкой и орнаментами. Чардымач может быть расшит как сплошными узорами, так и только по краям или в некоторых местах на ткани.
В осетинских платьях также широко используются различные расцветки. Они могут быть яркими и контрастными, такими как красный, синий, желтый и зеленый, а также более приглушенными и пастельными тонами. Цвета платья могут иметь символическое значение и отражать осетинские обычаи и верования.
Важно отметить, что каждая область Осетии имеет свои особенности в расцветках и узорах осетинского национального платья. Например, в северной Осетии пользуются более яркими и насыщенными цветами, в то время как в южной Осетии предпочитают более спокойные и нежные оттенки
Осетинское национальное платье — это не только элемент одежды, но и яркий символ традиций и культуры осетинского народа. Оно отражает красоту и многовековую историю этого народа, сохраняет и передает его ценности и особенности поколениям.
Основные черты традиционной одежды
Осетинский национальный костюм отличается своей уникальностью и узнаваемостью. Черты традиционной одежды осетин включают в себя:
Богатая расцветка: главной особенностью осетинской одежды является насыщенность и яркость цветов. Наиболее часто встречающиеся цвета — красный, зеленый, синий, оранжевый, желтый. Разнообразие оттенков и рисунков подчеркивает национальную принадлежность и является основным элементом декора костюма.
Традиционные узоры: на одежде осетин часто встречаются узоры, символизирующие землю, воду, огонь, дерево
Эти узоры имеют глубокий символический смысл и являются важной частью осетинской культуры. Также часто используются геометрические узоры и растительные мотивы
Произведения ручной работы: осетинская одежда создается с применением традиционных техник: вышивка, плетение, вязание, кружево и др. Каждый элемент костюма является уникальным и выполненным вручную, что делает его ценным и особенным.
Удобность и функциональность: традиционная одежда осетин отличается высокой практичностью. Костюмы замечательно защищают от холода и ветра, при этом позволяя свободно двигаться и испытывать комфортное ощущение.
Основные черты традиционной одежды осетин — это яркие цвета, символические узоры, ручная работа и функциональность. Осетинский национальный костюм отражает многовековую историю и культуру этого народа, и по-прежнему остается актуальным и любимым среди осетин.
Осетинский национальный костюм
Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.
Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.
Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Мужской национальный костюм
Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постельюБурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Женский национальный костюм
Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».
Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.
Осетинский национальный костюм
Осетины — это один из народов, проживающих на территории Северного Кавказа
У них есть свой национальный костюм, который является важной частью их культуры и традиций
Мужской костюм:
- Верхняя одежда включает в себя хоббард — куртку, которая обычно сшита из темного материала и украшена национальными вышивками.
- Штаны называются шабуными. Они имеют широкий покрой, обычно тоже темного цвета.
- В обуви преобладают корованные сапоги, которые сшиты из нубука или натуральной кожи.
- Головной убор — папаха, похожая на мягкую шапку.
Женский костюм:
- Женская верхняя одежда — курта, имеет свои особенности. Она имеет сложный крой и декорирована национальной вышивкой и кружевом.
- Юбка является неотъемлемой частью женского костюма. Она может быть разных длин и украшена вышивкой.
- Женская обувь включает в себя туфли или башмачки, которые также могут быть украшены вышивкой.
- Волосы обычно заплетаются в косы и украшаются национальными элементами.
Осетинский национальный костюм является символом идентичности и культурного наследия этого народа. Он отражает богатство и разнообразие традиций и ремесел, которыми занимаются осетины
Костюмы нередко используются на национальных праздниках и торжествах, что подчеркивает важность их сохранения и продолжения традиций
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.
Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.
Национальная одежда осетинок
На сегодняшний день женский национальный костюм используется только в качестве торжественного наряда, как элемент церемоний, в особенности свадебных. Составляющими женского костюма были: сорочка, светлая туника-черкеска с удлинённым рукавом-лопастью, нагрудник, пояс, шапочка конусообразной усечённой формы и фата-вуаль. На нагрудник наносилось большое количество парных застёжек.
По заключениям многих древнейших историков, одеяние осетинок с самого начала мало отличалось по крою от мужского. Но в конце XIX — начала XX веков костюм осетинок претерпел многочисленные перемены. Теперь праздничное платье имело прямую спину без каких-либо сборок, но по-прежнему впереди присутствовал сплошной разрез. На бёдра подвязывался передник с большим количеством орнаментов, который виднелся из-под платья. Если модель платья предполагала тесные рукава, то к кисти привязывали подвесные нарукавники, выполненные из тяжёлого бархата тёмно-красного цвета, расшитые золотыми нитками.
Неотъемлемым элементом костюма молодой женщины или девушки являлась низкая бархатистая тюбетейка на картонном каркасе круглой формы, расшитая галуном золотистого или серебристого цвета.
Мужской костюм
Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:
- черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
- бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.
Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:
Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.
Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки
Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.
Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.
Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый
Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.
Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.
Женский костюм
До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежнее времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.
Женский осетинский национальный наряд включает в себя:
- легкую сорочку;
- корсет или специальный декоративный нагрудник;
- платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
- велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
- платок;
- шапочку, которую именуют «худ»;
- специальную мягкую обувь – «чувяки»
Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.
Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.
Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.
Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.
На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.
Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.
Культура и быт аланских племен
Как потомки кочевников-скифов, аланы традиционно сохранили в своем быту и культуре все основные элементы образа жизни и мировоззрения своих древних предков-ямников и сармат. По словам древних авторов — современников алан, последние, как истинные номады (кочевники) перекочевывали на огромные пространства вместе со всем своим скарбом, семьями и пр. Как пишет Аммиан Марцеллин, у них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, они питаются мясом и молоком, живут в кибитках с «изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям». «Почти все аланы высоки ростом, — продолжает он, — и красивы, с умеренно белокурыми волосами. Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения (лук, стрелы, копье, дротик и пр. – авт.), и во всем похожи на гуннов, только с более легким и более культурным образом жизни… Они по варварскому (т.е. гуннскому – авт.) обычаю втыкают меч в землю и поклоняются ему как Марсу-покровителю стран, по которым они кочуют… Гадают о будущем по ивовым прутьям, собранным в определенное время. Рабства не знают, будучи все одинаково благородного происхождения, в судьи, начальники, правители выбирают до сих пор лиц, долгое время отличавшихся в боях», — заключает Аммиан Марцеллин – один из римских знатоков истории и культуры кочевых племен.
Это кочевнический период истории алан. С постепенным оседанием «на землю», с переходом к оседлой форме жизни значительно меняется их культура и бытовой уклад. Они начинают строить сначала земляные рвы и валы вокруг своих оседлых поселений, затем переходят к каменному зодчеству, начинают строить дома на каменном цоколе, сооружать каменные погребальные сооружения – склепы, гробницы и т.д. Постепенно начинают заниматься хлебопашеством, земледелием, огородничеством, разведением крупного рогатого скота, обработкой земледельческого и скотоводческого продукта.
С падением Хазарского каганата (под ударами арабов и русов) усиливается роль алан в международной политике. К ним начинает проникать христианство из Византии. Эта мировая религия у алан тесно переплетается с пережитками языческих представлений. В этом отношении в их культуре находят прямое продолжение языческие обряды и представления, как поклонение божественному мечу у скифов, как почитание меча у гуннов, воспринимавших его как божий дар Аттиле, как скифо-гуннский способ предсказывать будущее по гаданию на ивовых прутьях и т.д. Таким образом, аланы сохранили образ жизни, бытовые и культурные традиции своих предков-кочевников древней эпохи.
С падением Хазарского каганата аланские племена объединяются в мощное раннефеодальное государство, активно воздействующее на весь ход истории на Кавказе, в Крыму, Подунавье и Закавказье. В 20-х годах X века аланы принимают христианство, начинается в Алании мощный расцвет христианской культуры, строительство древнейших (старше Новгородских) храмов на реке Архыз, на Зеленчуке, на городище Эски-Джурт (Верхний Архыз), в других районах Карачая, Балкарии и прилегающих районах.
Христианство на Северном Кавказе развивалось и распространялось вплоть до утверждения Золотой Орды в этих областях. В XIV в. Было начато строительство раннемусульманских мечетей на месте прежних христианских церквей, у Эльхотовских ворот, в местности Татар-туп, на городище Нижний Джулат у г. Майский в Кабардино-Балкарии и других местах. Христианские церкви в Балкарии и Карачае функционировали вплоть до конца XVII века.
Необходимо иметь в виду, что как в Алании, так и в Балкарии и Карачае христианство сильно сочеталось с пережитками язычества.
Мощное развитие в Алании получило прикладное искусство, отображающее различные сюжеты мифологических представлений и легенд. Археологические находки говорят о том, что небывалого расцвета получили камнерезное, косторезное, кожевенное ремесло, обработка дерева, шерсти, горнорудное дело, а также обработка драгоценных камней и металлов, изготовление оружия: луков, стрел, копий, дротиков, ножей, кинжалов и сабель.
Широко был развит в Алании и обмен. Торговали с Византией, арабскими странами, Грузией, Арменией, странами Восточной Европы, Средней и Центральной Азией.
Мужской костюм
Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:
- черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
- бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.
Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:
Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.
Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки
Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.
Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.
Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый
Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.
Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.
Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.