Описание всех разновидностей славянских тканей

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон — знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.
  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в. Псковская губерния, Порховский уезд. Шитье тамбуром.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

  • лен;
  • хлопок;
  • шелк.

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Семь раз отмерь

Техника кроя крестьянского костюма порадует любого, кто не любит разбираться со сложными изгибами, прибавками и вытачками. Кроме того, процесс был почти безотходным, ведь все детали имели простые геометрические формы, что даже позволяло пользоваться ножом вместо ножниц. Исключением была верхняя одежда, которая частенько приталивалась и имела сборки.

Несмотря на то, что даже косоклинный сарафан легко было раскроить за пару часов, последующие операции уже были сложными. Клинья, подклинки и ластовицы могли быть довольно мелкими, кроме того, соединялись они в разных предметах одежды по-разному.

Существовали свои швы для особенно толстых или тонких тканей. Причём сами стежки были достаточно мелкими, не достигали половины сантиметра.

Часто в музеях рядом с прялками стоят похожие на них инструменты, но состоят они только из донца и столбика без лопасти. Это швейки, выполнявшие не менее важную в крестьянском быту роль. На столбике располагали шарик из ткани и пакли, к нему прикалывали один конец сшиваемого полотна, это позволяло свободной рукой натягивать работу, а в другой держать иголку.

Казалось бы, на этом можно и закончить. Однако, правильное хранение одежды решало, как она будет сидеть, несмотря на все усилия портнихи. Нередко сарафаны имели жёсткие складки, для этого их формировали, скрепляли и запаривали перед тем, как отправить дожидаться праздника.

Каждая рубашка и каждый платок тщательно складывались перед упаковкой в сундук, где тоже должен был царить порядок, иначе разгладить заломы на рукавах и подолах потом было бы крайне сложно.
За всю жизнь человек менял множество костюмов. Малышам шили одежду из старой, ношеной ткани, которая истёрлась и стала мягкой, затем подросток получал свои первые взрослые вещи, девушки к тому времени уже накапливали приданое и даже собирали себе похоронный комплекс в случае своей внезапной гибели.

Под венец шли в особом платье, которое потом хранилось как реликвия, яркие наряды первых лет замужества сменялись более сдержанными, и наконец, старческими. Своя одежда была и для траура, и для праздника, часто перешивалась и дарилась.

« Из-за чего распалась Югославия

Простая ажурная кайма

Для простой ажурной каймы потребуется умение вязать всего несколько основных элементов. Она состоит из СБН, ССН и ВП.

Вяжут такую кайму следующим образом:

  • Первый ряд полностью состоит из простых СБН. Началом ряда служит одна ВП подъёма;
  • Второй ряд начинают также с петли подъёма, затем делают один СБН в основание петли предыдущего первого ряда и вяжут «арочки» из трех ВП, пропускают две петли, в третью провязывают СБН. Продолжают до конца ряда, чередуя цепочки ВП и 1 СБН, пропуская по 2 столбика в первом ряду;
  • В начале третьего ряда провязывают цепочку из четырех ВП, которую закрепляют СБН, его провязывают в первую арку предыдущего ряда. Следующая цепочка из трех ВП заканчивается СБН, провязанным в следующую «арочку» второго ряда. Завершают ряд вязанием ССН в петлю предыдущего ряда;
  • Четвертый и последний ряд начинается с ВП и СБН, провязанный в последнюю петлю третьего ряда. Далее переходят к формированию основного узора, а именно — провязывают 8 ССН в арку предыдущего ряда, в следующую арку из ВП провязывают один СБН. Получается «ракушка», закрепленная с помощью СБН. Продолжают вязание ряда путем чередования восьми ССН и одного СБН в арочки предыдущего ряда.

Такую тесьму можно пришить к изделию, либо провязать на ткани первый ряд, после чего приступить к вязанию узора.

Значение ворота

Считалось, что вещи, которые прилегают к телу, обладают магическими свойствами. Рубаха не только спасала человека от холода, но выполняла и защитную функцию: оберегала от внешних враждебных сил и удерживала в теле дух. Особо важную роль здесь выполнял ворот – древние люди верили, что именно через это отверстие вылетает душа в случае смерти.

Пошив рубахи сопровождался определенными правилами. Так, при покрое ворота, вырезанный кусок ткани обязательно пропускали внутрь изделия – это означало сохранение и накопление энергии. Вытаскивания наружу старались не допускать, так как это грозило потерей жизненных сил человека.

Ученые предполагают, что у славянских рубах вообще не было отложных воротников, иногда ворот имел форму «стойки». Однако чаще всего это был простой разрез, который делали либо прямым (посередине груди), либо косым — справа или слева.

Ворот с прямым разрезом

Чтобы живая душа не покинула тело через отверстия в одежде, следовало их обезопасить. Поэтому по краям рубахи наносили вышивку в виде определенных узоров, содержащих магические символы и знаки. Такая вышивка служила не только украшением, но, в значительной степени — заклинанием-оберегом от злых духов. Поскольку ворот был главной магической деталью одежды, его очень плотно покрывали охранительной вышивкой.

Оберегающая вышивка на одежде

Считалось, чем богаче расшита рубаха – тем сильнее защита. Члены общества с достатком использовали шитье золотом и драгоценными камнями. Но и простые люди, имея любые украшения, не прятали их, а старались разместить на своей одежде. Со временем украшенный ворот превратился в отдельную часть – «ожерелье» (то, что окружает горло) или «оплечье».

Оплечье, расшитое жемчугом

Для застегивания ворота использовали пуговицы. Среди исторических находок чаще всего встречаются бронзовые или медные пуговицы, хорошо сохранившиеся до нашего времени. Однако исследователи считают, что в древности чаще использовались застежки из доступных материалов — кости или дерева.

Древние пуговицы из металла

Колядование

Это праздник рождественских песен и колядок, который проходит утром 7 января или с вечера 6 января после восхода первой звезды.

Коляда

По преданиям ритуал обещал хозяевам дома хороший урожай в огороде, на поле, большой приплод скота и общее благополучие.

Поэтому колядники всегда старались обойти как можно больше домов, кроме тех, где недавно кто-то умер. По традиции они обычно начинали с запада на восток в селе и с нижнего края вверх – в горах.

Обряд проходит в три этапа:

  1. Начальный подготовительный – спевки, репетиции, поиск и примерка костюмов.
  2. Основной Колядный обход – сбор участников в одном месте, шествие по селу, контакт с хозяевами, получение вкусных даров.
  3. Последний заключительный – совместная трапеза колядников по окончании ритуала.

На Руси верили, что обходы колядников изгоняют нечистую силу и защищают от болезней. В обрядовых приговорах их называли божьими посланцами или небывалыми гостями.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе

Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Платки

Кустарные текстильные производства существовали в Павловском посаде уже в XVIII веке, а во всём уезде насчитывалось около 70 шелковых платочных фабрик, принадлежавших местным крестьянам. Когда в середине XIX века в России вошли в моду платки с набивным рисунком, владелец одной из платочных мануфактур, Яков Лабзин запустил их производство, полностью перепрофилировав своё предприятие. И не прогадал. Именно отсюда берёт своё начало гордость русского текстиля, знаменитый павлопосадский платок с набивным рисунком. Вплоть до 1970 года не менялась технология создания рисунка с помощью деревянных форм. Мастера делали до 400 наложений формы на ткань, прежде чем весь рисунок оказывался нанесён. Сегодня технология упростилась, и узор наносится при помощи шёлковых и капроновых шаблонов.   Платки делятся на два типа: «цветочные», с изображениями садовых цветов, прежде всего роз и георгинов; и «восточные», с «турецким» узором и вычурными переплетениями орнаментов.

Узоры и их символизм

Общие истоки славянских народов обуславливают сходство или единство значений традиционных фрагментов вышивки.

Основными знаками считаются:

  • солнце – изображалось кругом, кругом с прямым или косым крестом, знаком свастики (сварги, коловрата). Орнамент может состоять из прямых или кривых линий, иметь в основе круг или квадрат, одинарные или сдвоенные контуры. Обычно вышивается красным цветом;

  • земли – прямые горизонтальные линии. В значении «засеянное поле» изображался разделенный на четыре части ромб с точками в каждой части. Этот же символ означал беременную женщину. При сочетании с другими элементами рисунка вышивается черным, реже красным;

  • воды – волнистые горизонтальные линии. Могут модифицироваться в горизонтально расположенный одинарный, двойной, многократный зигзаг. В сочетании с ромбами – орошенная, плодородная земля. Вышивается синим или в основных цветах вышивки;

  • огня – четко различался огонь земной (костер, разведенный человеком) и огонь небесный (молния, знак Перуна);

  • мирового древа, дерева жизни. Схожие знаки использовали для изображения родословного древа. Отдельные элементы показывали родственные связи, семейное положение членов рода, их возраст и другие характеристики;

  • знаки богов. На свадебных рушниках чаще всего изображали Ладу – богиню любви и семейного счастья, Макошь – богиню плодородия, подательницу жизни, Рожаниц.

Учитывая огромное число символов и традиционных орнаментов, рассмотрим чаще всего встречающиеся в свадебной вышивке мотивы:

  • птицы – повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь;

  • цветы, ягоды, листья – знак достатка, благоденствия, пожелания плодоносного брака. Особенно часто вышиваются ягоды калины и винограда, листья винограда, дуба, розы, лилии;
  • знаки плодородия и согласия (Макошь, Лада), солнца и добра (коловрат);

  • семейное древо. По традиции невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное древо, оставляя другой конец пустым. После сговора (помолвки) заполнялся и второй конец полотенца – там красовалось родословное древо жениха.

Стиль одежды древних славян: красота в простоте

Одежда древних славян отличалась своей простотой и естественностью, несмотря на это, она неизменно выражала красоту и эстетику. Главными особенностями стиля одежды славян были природные оттенки, простые формы и натуральные материалы.

Женская одежда включала в себя длинные платья из льна или шерсти, которые обычно были безрукавными или имели короткие рукава. Отделка платьев была скромной: лишь небольшие вышивки, узоры или обрезы по низу. Разнообразие стилей и фасонов позволяло каждой женщине подобрать наиболее удобную и подходящую для нее модель.

Мужская одежда включала в себя простые и удобные рубахи, которые обычно были длинными и свободными. Такие рубахи имели глубокий вырез груди и позволяли мужчинам чувствовать себя комфортно и свободно. Восхитительные узоры и вышивки мужской одежды отражали богатство и стиль жизни носителя.

Важной частью стиля одежды древних славян было украшение. Женщины носили украшения, такие как ожерелья, браслеты, кольца и серьги, которые выражали их индивидуальность и украшали образ

Мужчины были чаще украшены орнаментами на рубахах и поясах.

  • Простота и естественность в древней славянской одежде
  • Женская одежда, ее фасоны и отделка
  • Мужская одежда и ее характеристики
  • Роль украшений в стиле древних славян

Пояс

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Этно-стиль в современной моде

В современной моде русский народный стиль становится очень актуальным. Традиционные рубахи и сарафаны отделываются классической вышивкой, создающей необходимый эффект. В таких изделиях проявляется народных дух, воссоздается исконная культура. Конечно, современная одежда в русском народном стиле не полностью соответствует традициям, но повторяет многое. Она выглядит аутентично и ярко.

На сегодняшний день у народной одежды и современного платья мало общего, однако дизайнеры стараются возвращаться к истокам, используя характерные мотивы и украшения.

Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой одеждой! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.

Русская кухня

Многие характерные особенности традиционной кухни русского народа можно объяснить природными условиями мест проживания: в ней можно найти огромное разнообразие супов и каш, квашеных и соленых блюд, еды из дичи. Русская кухня ― одна из популярнейших в мире, поскольку отличается замечательными вкусовыми качествами и универсальностью.

К категории национальных русских блюд можно отнести:

  • Каши. Крупы, сваренные на воде или молоке, были основным блюдом русичей. Не зря существует древняя поговорка «Каша – мать наша».
  • Щи. Суп, список ингредиентов которого включает капусту, мясо, лук, морковь и заправку из капустного рассола.
  • Борщ. Овощной суп, основным компонентом которого служит свекла. Обычно варится на мясном бульоне.
  • Окрошка. Холодное первое блюдо, очень популярное в летнее время. Готовится на квасе или сыворотке, компоненты — мелко порезанные вареный картофель, колбаса или мясо, яйца, свежие огурцы и зелень.
  • Пельмени. Небольшие круглые «мешочки» из тонко раскатанного пресного теста с мясной или грибной начинкой. В русском варианте пельменей для фарша используют свиное, лосиное и говяжье мясо.
  • Расстегай. Выпечка из дрожжевого теста, пирожки в форме лодочки с открытым верхом и начинкой из мяса, рыбы, грибов, овощей или ягод.
  • Блины. Круглые тонкие лепешки, которые делают на дрожжевом или пресном тесте и выпекают на сковороде или в печи. Такое блюдо обязательно готовят на Масленицу.
  • Буженина. Замаринованное, а затем запеченное в духовке мясо без кости, готовится из свинины, баранины или медвежатины. Это старинное блюдо упоминалось еще на страницах написанного в XVI веке «Домостроя», сборника советов и наставлений по всем направлениям жизни.
  • Пожарские котлеты. Блюдо, получившее имя по названию трактира семьи Пожарских на московском Торжке. Особенность пожарских котлет в том, что в мясной фарш добавляются кусочки сливочного масла. Оно тает во время жарки и делает котлеты сочными и нежными.

Стили и цветовые решения

Славянские узоры и орнаменты для татуировки обычно выполняются в черно-белых, бело-красных и гораздо реже цветных вариантах. Популярны татуировки с четким графическим изображением основного мотива в черном цвете и добавления красных символов.

https://youtube.com/watch?v=6_Vcz2zkndw

Традиционно первыми славянскими татуировками считаются орнаменты и узоры, влияющие на силу человека в бою, на благополучие семейного очага. К узорам относятся изображения птиц, животных, растений. Такие татуировки имели красочные эскизы и служили для привлечения сил природы.

С приходом христианства в традиционный стиль стали добавлять изображения цветов и крестов, причудливо вплетая их в классический славянский рисунок.

Для славянского орнамента характерна цикличность и квадратность изображаемых символов, напоминающих древнеславянскую вышивку в белых и красных цветах.

К славянскому стилю относят и изображения портретов языческих богов, которые наделяли своей силой носителя татуировки. В современном мире никто уже не стремиться привлечь расположение высших сил, но их колоритные и красочные изображения притягивают своей оригинальностью и выразительностью.

Чаще всего изображались боги — Перун, Дажьбог, Стрибог и Велес, символизирующие воинскую силу и власть. К древнеславянским изображениям относят и символики ветра, дождя, грозы и молнии, а также четыре стихии — вода, воздух, огонь и земля. Эти символы наносились как в цветном варианте, так и в черно-белом.

Славянские орнаменты и узоры для татуировки часто содержат рунические символы

Рунические знаки старославянского алфавита наносились в черно-белом варианте, с четкой прорисовкой линий и теней. Руны относят к самым мистическим изображениям, недаром и в настоящее время много историй о влиянии рун на судьбу человека.

Не имеющие ничего общего с древнеславянской культурой, но прочно вошедшие в современную жизнь как символы исконно русского, являются изображения сказочных и былинных персонажей, а также гжелевские и палехские орнаменты.

Мужская одежда

Мужская одежда также разделялась на повседневную (рис. 4) и праздничную (рис. 5), но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.

Ритуальная мужская рубаха (рис. 6) имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах Великой Расы был жрецом-хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.

Воинская мужская рубаха (рис. 7) была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.

Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым * поясом или верьвью **, сплетенной из разноцветной тесьмы. Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым с Родовой Обереговой символикой вершковым *** поясом, а Ритуальную рубаху – широким поясом в полтора и в два вершка ****.* полвершковый – 1/2 вершка, что соответствует 22,225 мм.
** верьвью – т.е. специально сплетенной из льна веревочкой.
*** вершковый – 1 вершок – древняя Славяно-Арийская мера длины соответствует 44,45 мм.
**** полтора и в два вершка – полтора вершка соответсвует 66,675 мм, а 2 вершка = 8,89 см.

Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.

Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3aкoнy, а под влиянием темных сил или духов.

Виды рубах мужских и женских

На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:

  • Для матерей, кормивших младенцев.
  • Для ворожбы.
  • Для покоса.
  • Порукавка.

Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.

Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде.

История костюма

Сегодня издано много интересных материалов по истории русских одежд, да и вообще, обстановки народной жизни. Как наряжались люди, что надевали на голову и на ноги, как выглядели в будние дни и на праздниках – обо всем этом написано. Мы предлагаем только основную информацию.

Любой национальный костюм – отражение народных традиций, культуры. История движется, общество развивается, меняется одежда. Но общие элементы остаются, переходя из века в век.

Одной из ярких отличительных черт русского наряда является просторный покрой, а также искусная вышивка на одежде. Детали вещей оформлялись декоративными орнаментами с характерными мотивами и цветами.

На Руси одежда давала много информации о хозяине. Глядя на костюм, определяли:

  • к какому сословию относится человек (крестьянин, купец, дворянин);
  • какова его основная деятельность;
  • в каком регионе проживает, к какому климату привык.

Под влиянием этих факторов и культурных взаимоотношений со странами-соседями формировался русский национальный костюм. У крестьян он был максимально простым, без особенных излишеств, если не говорить о праздничных нарядах.

У знати даже повседневные изделия расшивались яркими узорами, шелковыми, золотыми или серебряными нитями, самоцветами, бусинами, жемчужинами. Одно оставалось неизменным для всех слоев общества: одежда производилась из натуральных волокон, чаще всего – хлопковых, льняных или шерстяных.

Немного фактов

Начало формирования русского национального костюма – XIV век. Тогда феодальная знать носила самобытные наряды, отличающие жителей Киевской Руси.

Наша страна всегда находилась в тесных контактах с соседями, что не могло не повлиять на внешний вид славян. В XV веке русские князья одевались в просторные, распашные кафтаны с приталенным кроем, пришедшие из Польши. Украшалась одежда искусной цветной вышивкой, каменьями, золотыми нитями.

Правление Петра Первого принесло сильные изменения в моду. Российский император желал приблизить страну к Европе, максимально запрещая все родное, национальное, даже костюм. В одежде приветствовались европейские традиции, что сказалось отрицательно на народных. Однако при правлении Екатерины II от подобных взглядов отказались: в моду вернулся русский костюм. Пытаясь реабилитировать его, императрица приветствовала использование пышных тканей, национальных узоров и мотивов, свободный крой изделий. Так продолжалось до войны с Наполеоном.

Этот непростой период для России обозначился сильнейшим подъемом патриотического духа. Народ объединялся, чтобы победить врага. Возрос интерес ко всему исконно русскому. Даже знатные дамы стали надевать национальные наряды, и в светском обществе снова ожили такие названия, как «кокошник», «сарафан», «сорочка».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий