Обработка бортов изделия подбортами

Машинный способ обработки подборта

  1. Разметьте наметкой линию низа изделия, включая подборта. Булавкой на припуске на подшивку отметьте место отгиба подборта. На подборте срежьте лишний уплотнитель до линии низа.
  2. Отогните подборт. Укоротите припуск на подшивку подборта до ширины 1,5 см. Подрежьте часть припуска на подшивку изделия до ширины 2,5 см, остановившись у точки, которую ранее отметили булавкой.
  3. Загните подборт изнаночной стороной вверх на лицевую сторону изделия. Совместите линии низа, сколите. Прострочите низ подборта по линии низа до шва притачивания подборта, оберните и прострочите вдоль шва 2,5 см в обратном направлении.
  4. Срежьте по диагонали уголки припуска на подшивку близко к краям уплотнителя. Обработайте нижний срез изделия.
  5. Выверните подборт на лицевую сторону. Край подборта вручную пришейте к подшивке. Прогладьте.

Как работают с бортовкой?

При создании костюма или пальто качество кроя и обработки бортовочного материала не менее важно, чем работа с тканью верха. Эти операции требуют высокой квалификации и немалого срока обучения

  1. Классическая английская технология bespoke предполагает индивидуальный раскрой и преимущественно ручную работу. В индивидуальном пошиве высокого класса проводится подгонка стандартных лекал (обычно три-четыре детали, соединение которых создает требуемые линии силуэта).
  2. Элитные мужские пиджаки предполагают до пяти слоев бортовки, а иногда и прокладку по всей полочке, осуществляя многократное отпаривание и прошивку вручную мелкими стежками (козликом).
  3. Особого мастерства требует соединение бортовки с лацканом, при котором должна захватываться только одна нитка основной ткани – именно качество этой операции и частота стежков являются одним из критериев квалификации мастеров индивидуального пошива.
  4. Для бюджетных пальто и костюмов, особенно при промышленном производстве, применяется прокладочный материал, имеющий клеевую основу на одной стороне. Такая бортовка менее трудоемка в обработке, ее можно использовать не слишком опытным закройщикам и швеям, а также для создания упрощенных моделей, в первую очередь для детей и молодежи. Но, разумеется, выглядеть и носиться такая одежда будет не столь выигрышно, как сшитая по традиционной технологии.

Источник

Бортовка – основа вечной классики

Современная мода характеризуется большим разнообразием моделей и материалов. Однако вещи классического стиля всегда остаются востребованными, они имеются практически в каждом гардеробе, и особенности их пошива и используемых материалов сохраняются уже не одно десятилетие

При взгляде на пиджак или пальто основное внимание уделяется цвету и качеству ткани, в то же время их качество во многом определяется тем, что видно только при пошиве. Основную роль в точность посадки на фигуру и четкости силуэта классического костюма или пальто играет ткань бортовка, которая располагается, как следует из ее названия, в первую очередь по бортам, придавая им нужную жесткость и форму

Раскрой и сборка деталей прокладки классического пальто.

Из парусины выкраивают: две бортовые прокладки( раскраиваются из одной или нескольких частей), две плечевые прокладки, плечевые накладки (наплечники 4 дет), прокладку для подворотника ( состоит из 2- х частей, раскроенных по косой), две прокладки для низков рукавов.

Из волосяной ткани выкраивают две пластинки на участок в области груди и две полоски (столбики).

Из бязи(коленкора) выкраивают два долевика для карманов, две полоски для обтачивания волосяной прокладки ( сводки).

Бортовая прокладка (парусина)

применяется для придания формы и упругости полочкам, создаваемый пи обработке изделия и выкраивается из льняной или полульняной ткани. Бортовую прокладку выкраивают так, чтобы долевая нить располагалась параллельно перегибу лацкана.

По размерам и форме бортовая прокладка должна соответствовать передней части полочки и может иметь припуск дополнительно по плечевому срезу и пройме 0,5-1 см ,или, наоборот, этого припуска не иметь.

С целью экономии расходования ткани бортовую прокладку выкраивают из двух частей: верхней и нижней. Длина нижней части равна длине полочки без верхней части плюс припуски на швы соединения между частями. Причем нижняя часть(длинная) может состоять даже из двух частей-надставок и кроится как по долевой верхней части, так и по долевой утка парусины.

Ширина нижней части должна превышать ширину подбортов на 1.5-2 см.

Между собой части бортовой прокладки соединяются в накладку ручной или машинной строчкой или строчкой зиг-заг.

Если есть вытачки по лекалу пальто, то их делают и на прокладке, которые затем стачивают.

Бортовую прокладку и волосяные пластинки перед соединением проутюживают.

Чтобы придать изделия необходимую форму как сами полочки верха, так и бортовые прокладки подвергаются ВТО (влажно-тепловую обработку).

Величина сутюживания полочек и бортовых прокладок на выпуклость груди зависит от конструкции самого пальто.

Бортовые прокладки складывают так, чтобы плечевые накладки были внутри, и уравнивают по всем срезам. Сутюживают их так же, как и полочки.

Прокладку нижнего воротника

чаще всего выкраивают по косой из двух частей, которые стачивают накладным швом между собой. Затем увлажняют и утюжат до полного удаления влаги. затем прокладку накладывают на изнанку подворотника и приметывают ее посередине, затем выстегивают и т.д.

Прокладку в низ рукавов

выкраивают из коленкора или бязи так, чтобы нити утка проходили параллельно линии, проведенной посередине вдоль детали. Длина прокладки зависит от ширины низа рукавов, ширина 6-7 см.

Прокладку для низа рукавов, если она состоит из двух частей, стачивают накладным швом и приметывают к рукаву одной строчкой ручными прямыми стежками длинной 3 см, располагая строчку на расстоянии 2 см от верхнего края прокладки. Нижний край прокладки должен отстоять от линии подгиба низа на 0.3- 0,4 см.

Долевики

под карман вырезают из коленкора или бязи. Нить основы должна проходить посередине вдоль детали. Длина долевика больше длины входа в карман на 5-6 см и ширина 5-6 см.

Края долевиков у прорезных карманов после закрепления бортовой прокладки с полочкой и стежкой лацканов(если требует модель пальто)закрепляют с самой бортовой прокладкой стежками через край, у карманов накладных долевики подрезают, оставляя припуски у краев до 2 см.

Умничаю. Что такое подборт и с чем его едят?

Можно я поумничаю немножко?

Можно, да? Тогда я встану на табуретку, а вы садитесь, наливайте чай и внимайте

Знаете, я тут замечаю частенько, что шьют девоньки верхнюю одежду без подбортов. А меня прямо зуд разбирает, когда вижу такое. Вроде и обидеть человека не хочется и на ошибку указать надо бы…

Девоньки! Пост написан не с целью кого-либо обидеть или унизить, не принимайте ничего лично на свой счет! Просто хочется поделится знаниями.

Я, конечно, не истина в последней инстанции (может, где-то даже и ошибаюсь, поправьте меня, если что) и вы вольны поступать по своему усмотрению, но я два дня думала над этим постом и решила все же написать.

Так что же за загадочная деталь такая, подборт, смысл которой мало кто улавливает?

Подборт — деталь, назначение которой может быть неочевидно на первый взгляд. Это фрагмент основной ткани, который находится на внутренней части пиджака — возможно, вы думали, что это часть «внешней» ткани, но это заблуждение. Подборт выкраивается и притачивается отдельно, выполняя функцию «переходника» между основной тканью борта и подкладкой. Его размер может быть почти любым — чаще всего это около половины ширины борта.

Если пытаться искать его назначение в яндексе, то это провальная идея. Во всяком случае, у меня не получилось.

Попытаюсь своими словами)) Подборт и обтачка по спинке нужны для придания этим местам прочности и защиты их от вытягивания и деформации, т.к. это именно те места, которые постоянно дергают, тянут, за петельку вешают. По правилам, подборт и обтачка спинки должны обязательно укреплены прокладкой клеевой (флизелин для тканей) или неклеевой (тканевая для шубы, мужского пиджака или дубленки, которую приметывают вручную мелкими стежками). Что касается курток из плащевки, приклеивать флизелин на плащевку — дохлый номер, он отваливается, но, тем не менее, наличие хотя бы просто подборта из плащевки придает большую прочность всему изделию в целом. Подкладка ведь как правило либо тоньше плащевки (таффета так вообще рвется со временем в местах строчки), либо тянется, как флис, трикотаж или каризма (а нам разве нужно, чтобы спинка растянулось?). Кроме того, в случае с толстой подкладкой, подборт облегчает вшивание молнии или петель для пуговиц. Ну и последний, декоративный момент: при расстегивании, даже частичном, борт отворачивается и видно не подкладку, а основную ткань. Что касается обтачек по капюшону и низу спинки. В капюшоне только декоративная функция. По низу спинки — защита от намокания подкладки (в зимних куртках особенно, когда деть в снегу валяется, на попе с горки съезжает, плащевка не намокает так, как подкладка). Мастерицы из ютуба, которые не делают подборта — нууу я даже комментировать не хочу(((

На этом у меня все. Слезаю с табуретки. Всем спасибо, все свободны.

Соединение и закрепление полочек с бортовыми прокладками.

Обметать внутренний срез бортовой прокладки и :

1. Полочки сложить с бортовой прокладкой, таким образом, чтобы плечевые накладки на бортовой были внизу, на столе бортами к себе.

2. Первую соединительную строчку прокладывают посередине на выпуклости груди вдоль полочки от линии талии или уровня боковых карманов по направлению к середине плечевого среза не доходя до него 8010 см.

При наметывании на бортовую прокладку левой полочки строчку прокладывают снизу по направлению к плечевому срезу, а правой полочки — от плечевого среза по направлению к низу.

3. Вторую строчку проложить параллельно срезу борта на расстоянии 3-4 см от него, 4-5 см от среза низа, на 1-2 см от перегиба лацкана, на 3-5 см от среза горловины на 8-10 см от плечевого среза.

4. Третью строчку проложить на 4-5 см от среза низа параллельно внутреннему краю прокладки на 1-1.5 см от него, параллельно пройме на 5-6 см от среза и не доходя до плечевого среза на 8-10 см. Строчку прокладывать прямыми сметочными стежками.

5. Выстегать лацканы.

6. Полочки приутюживают со стороны бортовой прокладки, сохраняя правильную форму выпуклости груди.

Затем соединяют полочки со спинкой по боковым срезам.

Уточняют линию борта и низа.

Во избежании излишней толщины по срезам изделия высекают бортовую прокладку: по горловине по линии перегиба лацкана до точки уступа на 1.2 см, по лацкану — на -.7 см, по срезу борта на 0.9 см. если при дальнейшей обработке бортов будет применен клеевой метод крепления кромки в бортах, бортовую прокладку на участке борта и лацкана высекают (подрезают) на 1.2 см.

Прокладывание клеевой кромки.

Кромку прокладывают для предохранения бортов, лацканов от растяжения, а так же по краю изделия, приданной нему в процессе ВТО. Кромка может быть клеевой и неклеевой, которую пришивают вручную.

Клеевую кромку проглаживают утюгом, перепуская край кромки за срез бортовой прокладки а бортах и лацканах на 0.5-0.6 см. При отрезной прокладке лацканов кромку по линии перегиба лацкана прокладывают только в случаях, если это требуется по конструкции пальто.

При прокладывании кромки полочки слегка припосаживают. Величина посадки зависит от структуры ткани.

Полочки проверяют по длине и полузаносу.

В результате получается: бортовка закреплена

по трем сторонам кроме отлетной внутри полочек за счет клеевой кромки (или пришивной, где один край пришивается к основе ,а другой край кромки к бортовой прокладке), по центру по длине — закрепляется петлями и пуговицами.

**** Однако это не панацея.Если кто-то хочет быть увереннее, что бортовка не отвалится, то можно проложить строчку косыми мелкими стежками по длине борта от проймы по плечу ( 4 см от края), захватывая за толщину драпа наполовину, отходя от края борта 2 см, и так же по длине внутренней части бортовки сверху от плеча , по низу (от низа 4-5 см) и потом опять сверху вниз по краю, заканчивая внизу до борта.Т.е. получается внизу и на плече строчка получается крестовая.Нитки должны быть в цвет основы. ****

Нитки наметки бортовой прокладки на полочки удаляют в конце пошива изделия перед окончательной ВТО.

ПРИМЕЧАНИЕ:Делается вся операция по закреплению бортовой прокладки в пальто ручным способом буквально в течении получаса, если не стегать лацкан,и чаще его стегать и не нужно.— раскраиваете правильно бортовку, собираете внакладку(хотите вручную, хотите на машинке)— наметываете на верх полочек крупными стежками сверху вниз и по центру выпуклости груди— вто— проверка бортов— осноровка прокладки: подрезание дальше шва притачивания по борту на 0,5— клеевая кромка, шириной 1.2-1.5 см ,которая наполовину захватывает бортовку, а другая половина должна заходить за шов притачивания подборта— вто-проверка бортов.Это писать подробно долго.Именно по-этому 90% портных не делают записи в пояснениях,а чаще ставят фотки процесса.

17.9.19

Прокладки в верхней одежде:крой, соединение с изделием, ВТО, папоротка, кромка.

ВОПРОС ко мне:

-Подскажите по поводу дублирования деталей пальто из шерстяного черного драпа. Какой материал выбрать? И чтобы подешевле. Светлана, у меня купавинский драп 70% шерсти. И много льна с хлопком наподобие мешковины.

Может, его на бортовку? И как ту бортовку пришить? Швом козлик? Дублировать полностью?

Ну что ж. давайте разбираться и подробно на примере классических пальто или с лацканами или застегивающимися доверху из толстых шерстяных и полушерстяных тканей.

**** К сожалению, показать на практике в данный момент не могу, и нам придется разбираться чисто теоретически с картинками из учебных пособий по пошиву верхней одежды. Так же хочу сообщить,что рассматривать буду только основные прокладочные детали в пальто,т.е. не все.****ОТВЕТ мой:

-Полочки с бортовой прокладкой соединяют по длине прямыми сметочными (или косыми сметочными) стежками длиной 3 см.а в верхним и нижним срезам эти стежки переходят в косые сметочные и пересекаются между строчками по длине одной и другой стороны бортовки(см.точные размеры и отступления от края непосредственно в учебниках.

Приметывают бортовку для того,чтобы далее при пошиве пальто она не съезжала с места. По периметру прокладка соединяется с верхом или клеевой лентой,или (как раньше и уже писалось тут) киперной лентой с двух сторон пришивающейся вручную швом «через край».

В мужских изделиях прокладка закрепляется за швы(плечевые, проймы, боковые,вытачки,рельефы и т.п.) основы изделия способом накладки вручную. После того, как изделие собрано с бортами и пробиты петли, наметку удаляют.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

5. Характеристика различных методов обработки и сборки бортов в изделиях пальтово-костюмного ассортимента

Слайд 2

Текст слайда:

Классификация застёжек

Внешняя

Внутренняя

На петли-пуговицы

На тесьму-молнию

С планками

С входом в крае борта

С дополнительным входом на подборте

Центральная

Двубортная

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Текст слайда:

В изделиях пальтово-костюмного ассортимента борта обрабатывают подбортами, отрезными с деталями переда или цельновыкроенными в зависимости от вида изделия, его конструкции (формы лацканов) и вида применяемых материалов.

Слайд 21

Текст слайда:

Обработка бортов складывается из трёх этапов:

Обработка бортовой прокладки (если используется неклеевая)

Обработка подбортов

Сборка бортов

Слайд 22

Текст слайда:

Обработка подбортов

Обработка подборта заключается в притачивании надставок, если они есть, обработке дополнительного входа и петель в изделиях с внутренней застежкой.Поборта могут состоять не более чем из 3 частей, шов притачивания надставки должен отстоять от петли не менее чем на 2 см.

Слайд 23

Текст слайда:

Виды швов соединения надставок подборта:
а – стачной вразутюжку;
б – стачной вразутюжку с обметанными срезами;
в – расстрочной;
г, д – встык

а

б

в

г

д

Слайд 24

Текст слайда:

Подборта дублируют клеевой прокладкой при обработке внутренних застежек (в обязательном порядке) и при обработке изделий из тонких, рыхлых материалов.Если предусмотрено моделью, обрабатывают внутренний карман на подборте и обтачную петлю на лацкане.В изделиях с отлетным подкладом внутренние срезы подбортов окантовывают или обмётывают вместе с притачанной подкладкой полочки. Срезы обметывают от низа подборта по длине 500–600 мм.

Слайд 25

Текст слайда:

Обработка внутренних срезов подбортов:
а – окантовывание; б – обметывание

Слайд 26

Текст слайда:

Сборка бортов

В сборку бортов входят такие операции, как соединение деталей переда с бортовой прокладкой (если используется дополнительный слой неклеевой прокладки), прокладывание кромки по краю борта и по линии перегиба лацкана, соединение переда с подбортом. После обработки деталей переда и отрезных подбортов их соединяют, обтачивая борт подбортом. Для изделий на подкладе это одна из наиболее ответственных операций, от которой во многом зависит внешний вид изделия. После обтачивания бортов подбортами детали переда должны быть симметричными, без нарушения рисунка. Сложность операции заключается в необходимости прокладывания ровных строчек по криволинейным участкам уступа лацкана, самого лацкана, борта и его нижнего угла. Кроме того, необходимо обеспечить одинаковую посадку подборта в уступе лацкана на правой и левой полочках, средней части подборта и нижнем углу борта.

Слайд 27

Текст слайда:

Обработка борта отрезным подбортом с отделочной строчкой по краю борта

Слайд 28

Текст слайда:

Обработка борта отрезным подбортом без отделочной строчкой по краю борта;
а – с настрачиванием припуска обтачивания на подборт;
б – с закреплением припуска обтачивания с помощью клеевой паутинки

Слайд 29

Текст слайда:

Обработка борта цельновыкроенного с подбортом:
а – с отделочной строчкой по краю борта;
б – без отделочной строчки

Слайд 30

Текст слайда:

Обработка бортов планками:
а – отрезная;
б – цельнокроенная с подбортом

Слайд 31

Текст слайда:

Обработка бортов с внутренней застежкой в шве обтачивания борта подбортом:
а, б – параллельно краю борта

Слайд 32

Текст слайда:

Обработка бортов с внутренней застежкой с обработкой дополнительного прореза:
а – обтачкой; б – окантовочным швом

Притачной подборт

Подборт выкраивается отдельно и приачивается к борту, если борт имеет скошенные или закругленные срезы и если расход ткани не позволяет выкроить цельнокроеный подборт. Для притачного подборта имеется отдельная выкройка (4) или же он приводится на выкройке детали полочки и его надо переснять с детали полочки как отдельную деталь.

Выкроите подборт с припусками на швы по всем срезам. Сложите подборт с бортом лицевыми сторонами, сколите и стачайте срезы, начало и конец шва закрепите несколькими стежками в обратном направлении (5). Припуски шва срежьте близко к строчке и разутюжьте. Затем отверните подборт на изнаночную сторону и приметайте так, чтобы шов оказался точно в сгибе.

Если модель имеет воротник, который не доходит до борта, то притачайте подборт единой строчкой к борту по переднему срезу и по верхнему срезу до метки начала втачивания воротника. Начало и конец шва закрепите несколькими стежками в обратном направлении. Припуски шва у последнего стежка строчки надсеките близко к нему припуски вдоль шва срежьте близко к шву, на уголке срежьте наискосок, на участках округлений припуски шва надсеките. Подборт отверните на изнаночную сторону, край заметайте и приутюжьте.

Возможен и такой вариант:

верхняя часть подборта притачивается, а нижняя является цельнокроеной с бортом (6). Части подборта сложите лицевыми сторонами так, чтобы нижний срез отдельно выкроенной верхней части подборта лежал на верхнем срезе цельнокроеной нижней части подборта, и стачайте срезы. При этом нужно следить, чтобы внутренние срезы частей подборта были совмещены. В начале и в конце шва выполните по закрепке (7). Припуск шва борта у последнего стежка строчки надсеките близко к последнему стежку (8). Припуски шва разутюжьте. Цельнокроеную часть подборта отверни­те на лицевую сторону, притачную часть подборта приколите к борту лицевой стороной к лицевой стороне и притачайте, при этом у последнего стежка строчки начните/закончите поперечный шов.

В начале и в конце шва выполните по закрепке. Припуски шва срежьте близко к строчке. Если необходимо, припуски шва на участках скруглений надсеките/на уголках срежьте наискосок (9). Подборт отверните на изнаночную сторону, край заметайте.

«Папоротка».

Это такая вертикальная складка, заложенная в конструкции изделия по ширине спинки или полочки (передней части изделия) для придания дополнительного объема изделию в его верхней части и для большой свободы на движения.

Кстати, слово «папоротка» — это в анатомии : второй сустав крыла птицы.

*****

Чтобы этот дополнительный конструктивный объем держал строгую вертикальную форму и не заваливался, применялись специальные прокладки, которые изготавливались, в старинных вещах из стеганной ваты на марле или на тонкой х\б ткани, а в более позднее время из ватина.

Хотя ватин не дает того плавного перехода слоев по толщине, как прокладки из ваты. Такие же прокладки применялись для выравнивания или исправления отклонений фигуры, а также для создания необходимой формы или силуэта отдельных частей изделия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий